Бинг Сю, перевод – Андрей Елютин
Фото: Simplicity in Sound
Студия: Simplicity in Sound, Милпитас, Калифорния, США
Авторы проекта: Бинг Сю (Bing Xu), Джои Напп (JOey Knapp)
НЕМЦЫ В ГЕРМАНИИ
Не помню точно, когда это случилось, но где-то в последние 5 – 6 лет у нас появилось нечто вроде специализации на BMW новых моделей.
- Тип системы: аудио
- Структура: 3-полосный фронт + 2 сабвуфера
- Источник: OEM + Mobridge DA2
- Процессор: Mosconi Gladen DSP 6to8
- Усилители: Mosconi AS 100.4, AS 200.2
- Акустика: Gladen Aerospace 20, Aerospace 80, One 201 BMW
- Сабвуферы: Gladen SQX 10
У нас побывали «члены семей» E90, F30, F80, F10 и так далее, в общей сложности, наверное, машин 50. В силу довольно специфического расположения акустики в этих машинах, почти во всех мы оставляли динамики в штатных местах, и это всех устраивало, потому что мы давно разработали «формулу», позволяющую извлечь максимум возможного из такой схемы. Но иногда очень хочется выйти за рамки формулы…
Эта машина – новенькая M4 (F82) со штатной системой Harman Kardon. Родилось решение построить систему в немецком спортивном купе на компонентах немецкой компании Gladen. Те, кто интересуется нашими работами, знают: мы – большие поклонники усилителей Mosconi, акустику и сабвуферы Gladen (той же фирмы, по существу) ставим гораздо реже. И то, чаще всего это были специализированные «напольные» басовики, выпускаемые Gladen для замены штатных на BMW.
В этой системе, решили мы, всё будет по-другому…
Разделение труда сложилось так: Джои занимался корпусами сабвуферов, я – всем остальным.
Цели проекта ставились такие:
- Получить звук высокого качества при более выгодном, нежели штатное, расположении фронтальных излучателей;
- Получить более мощный бас, нежели мы делаем обычно в таких машинах (обычно мы ставим один 10-дюймовый сабвуфер на пассажирской стороне багажника);
- Сделать багажник простым и свободным, пусть и не совсем пустым. Скрытность установки большого значения не имеет, машина скорее «воскресный воин», нежели «рабочая лошадь», но возможность закинуть в багажник пару сумок без риска что-нибудь там повредить подразумевалась.
Вместо обычной установки «сценообразующих» динамиков в двери, в этой машине мы установили топовые динамики Aerospace 80 и Aerospace 20 в передние стойки, обтянув их винилом в тон оформлению салона.
Как это было… для начала штатные обивки были промазаны полиэфирной смолой, чтобы обеспечить надёжное сцепление.
Были установлены в требуемом положении опорные кольца.
Затем была натянута эластичная ткань, пропитана смолой, а после затвердевания внутрь подиумов был залит наш фирменный «молочный коктейль» из полиэфирной смолы и шпаклёвки, придавший конструкции необходимую прочность.
Дальше, как водится, несколько слоёв шпаклёвки с вышкуриванием, до достижения идеальной формы.
Как только форма станет идеальной (а вы видите, да?), можно обтягивать винилом.
Потом были установлены СЧ и ВЧ головки.
И обустроена их проводка.
Теперь – старые добрые «напольники» BMW. Вот такие стояли в машине.
После демонтажа штатных динамиков нижние стенки боксов зашлифовали.
И виброобработали.
Снаружи на нижние стенки дополнительно наклеили слой поролона, чтобы избежать дребезга при соприкосновении с полом.
Там предусмотрены и штатные эластичные буфера, но осторожность не повредит.
В подготовленные боксы были установлены Gladen One 201 BMW, для этого, собственно, и предназначенные.
Снаряженные заново боксы возвращены на свои места.
Закрыты штатными коврами.
И штатными решётками.
Штатное головное устройство в этой машине (вернее – этой комплектации) отправляет аудиосигнал в шину MOST, откуда его забирает штатный усилитель в багажнике.
Мы его извлекли вместе с кронштейном и ещё чем-то, что там было установлено.
По размерам усилителя выпилили платформу из MDF.
И поставили на кронштейн. «Что-то» осталось где было.
На платформе закрепили оптический интерфейс-предусилитель Mobridge DA2
Подвели к нему всю проводку.
И вернули всё на прежние места, включая штатную крышку.
На другой стороне багажника, где установлен аккумулятор, подготовили силовую проводку (0AWG, у нас были серьёзные планы насчёт усилителей).
Теперь – багажник, центр всей композиции. В завершённом виде он получился вот таким. Всё защищено, багажник не утратил своего прямого назначения. Вдоль боковых стенок багажника далеко вглубь протянулись корпуса сабвуферов, средняя часть пола приподнята.
При снятой защите видны три усилителя Mosconi AS. Четырёхканальный AS 100.4 работает на СЧ и ВЧ, один из двухканальных AS 200.2 – на «напольники», второй AS 200.2 мостом на параллельно включённые сабвуферы. Он может работать с мостовой 2-омной нагрузкой, выдавая мощность около 1000 Вт. Сабвуферные головки – Gladen SQX 10, как оказалось – очень хорошие динамики с точки зрения баланса между звуковым давлением, качеством звучания и ценой.
А ещё можно заглянуть в багажник из салона. Получается и красиво, и понятно, как тут организовано пространство.
Мы не собирались прятать усилители в нишу под полом багажника, да они бы там и не поместились. Значит – ясно, пол будем поднимать. Вопрос был: весь или только центральную часть. Ответ дало измерение высоты багажника. У M4 она невелика, и если бы мы подняли весь пол, места для сабвуферов по бортам оказалось бы недостаточно.
Теперь – как это делалось. Тут главным был Джои, я выступал в роли свидетеля и летописца. Как оказалось, обивки слева и справа в багажнике по форме совсем разные, так что Джои пришлось постараться, чтобы корпуса сабвуферов выглядели одинаково с точностью до зеркального отображения. А чтобы зрительно уравновесить приподнятую центральную часть пола багажника, решено было протянуть корпуса сабвуферов как можно дальше вперёд, следуя обводам обивки боковин.
В процессе подготовки боковых ниш багажника под выклейку корпусов сабвуферов туда установили технологические днища, чтобы нижняя стенка будущих корпусов была ровной.
Для фиксации передней части каждого из сабвуферов перед началом выклейки на штатные крепления багажной сетки были установлены стальные кронштейны, они после выклейки оказались замурованы в толще стеклопластика.
Когда всё (наконец) было надёжно защищено, Джои приступил к выклейке.
После отвердения смолы заготовки были вытащены из багажника и обрезаны по краям. Сейчас происходит одна из промежуточных примерок.
Джои сделал заготовки монтажных колец сабвуферов и оклеил их стекломатом.
Потом кольца были закреплены в трёх точках на задних стенках корпусов.
Корпуса с кольцами с передней стороны были обтянуты тканью, а поверх – усилены стекломатом.
Лишнее внутри колец отрезано роутером.
Обоим корпусам досталось по тонне шпаклёвки и по сто лет вышкуривания, пока они не обрели требуемые очертания.
Ну и, разумеется, ещё не раз всё примеряли к месту.
Теперь, когда самая грязная часть работы закончена, на сцене появляюсь я и обтягиваю корпуса карпетом в цвет (как казалось) штатного.
Оказалось – не совсем в цвет, и я специальным аэрозольным красителем покрасил карпет в более тёмный оттенок. Слева – уже покрашенный, справа – ещё нет.
Теперь дело дошло до усилителей. Багажник был полностью заглушен, а в пол заделаны шесть вытяжных гаек.
Это — основание с небольшой платформой для процессора Mosconi, в рабочем положении он будет находиться снизу и погрузится в нишу на дне багажника. Чтобы облегчить доступ к блокам предохранителей в багажнике, основание было разделено на две части. Эта – задняя.
А эта в своё время станет передней.
В сборе обе части основания располагаются в багажнике вот так.
В конце концов все три усилителя выстроились в задуманном строю.
После этого была изготовлена декоративная панель блока усилителей.
Панель обтянута винилом цвета «графит».
Это – заготовка главной «косметической» панели, точнее – её нижней части. Вырез справа сделан, чтобы поместились блоки силовых дистрибьюторов на панели усилителей.
А это – заготовка верхней части того же узла.
Верх скрепляется с низом через проставки, дающие нужную общую высоту.
Потом – наша любимая ткань…
Наша любимая смола…
Наши любимые шпаклёвка и шкурка.
И, наконец, карпет…
Который тоже пришлось докрашивать.
Завершающие элементы: сетки на сабвуферы и на панель усилителей.
Снова карпет…
И снова подгонка цвета. Теперь уже – последняя…
Что получилось в итоге? СЧ/ВЧ на стойках и усиленное сабвуферное звено очень сильно повлияли на звучание системы. Комплект Aerospace оказался исключительно сбалансированным, с мягким и в то же время детальным звучанием, центральный образ по сравнению с предыдущими установками в схожих машинах определённо лучше сфокусирован, сцена выше и намного глубже. Дебют в наших установках сабвуферов Gladen SQX 10 оказался не менее удачным, в них достигнут отличный баланс между звуковым давлением и музыкальностью баса. При удвоенной площади диффузоров (по сравнению с нашими типичными инсталляциями в BMW новых моделей) и немалому запасу подводимой мощности они могут сотрясать всю машину (если потребовать) или же изысканно вписываться в общую музыкальную картину (если попросить).
В целом – вероятно, лучшая на сегодня установка в новом BMW, выехавшая из ворот нашей студии.
A PROPOS
Другие работы той же студии: