GELIX
Хозяин автомобиля – человек правильного, мудрого, возраста, и музыку слушает правильную. Рок – добрый старый и злой молодой…
Студия: Fat-Tony. Руководитель проекта: Антон Габов
Автомобиль – тоже правильный, осталось установить в нём правильную аудиосистему – чтобы и бас был плотный, и высоких в меру, и середина не орала, и сцена была на месте. И чтоб на соревнования по качеству звучания не стыдно было выехать. В общем – наш человек.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: OEM
- Процессор: Audison Bit One
- Усилители: Helix A4, A2
- Акустика: Helix C 1T, C 2M, C 6B
- Сабвуфер: Morel Ultimo SW12
Добиться хорошей звуковой сцены и тонального баланса в автомобилях с высокой посадкой водителя реально только при достаточно низкой частоте раздела с мидбасом. Другими словами – только в рамках трёхполосной акустики. Двухполосные системы с широкополосными СЧ-ВЧ излучателями популярными не стали. Основная причина – экзотические излучатели, необходимость их тщательной ориентации и вытекающая из этого сложность косметической интеграции. Поэтому изначально остановились на каноническом трёхполосном фронте, с одной лишь экзотической деталью: купольным СЧ-звеном, теперь такие становятся редкостью.
Одним из требований к звучанию будущей системы был хороший фронтальный бас, поэтому акустику выбрали Helix серии Competition. Раз уж решено соревноваться, то пусть и компоненты носят соответствующее имя.
Мидбас Helix C 6B оснащён композитным диффузором из природного волокна – сизаля. Это то, из чего уже 400 лет делают самые крепкие корабельные канаты. В данном случае канатный материал играет роль силового наполнителя в композите, где связующее – тщательно подобранный эластомер.
Реализовать в полной мере неординарный басовый потенциал C 6B можно лишь в правильном акустическом оформлении. Для этого в двери выстроили закрытый ящик объёмом 7,5 л.
Потом, когда усиленную облицовку вернули на место, дверь вернула себе заводскую внешность.
Среднечастотник Helix C 2M с шёлковым куполом диаметром 54 мм подхватывает эстафету с 600 Гц. Низкая частота резонанса (520 Гц) здесь достигнута за счёт акустического демпфирования (задняя камера заполнена шерстью). Тот же приём в конструкции пищалки Helix C 1T позволил понизить частоту резонанса до 820 Гц, но насиловать пищалку в трёхполоске нет резона – частота раздела СЧ-ВЧ выбрана 4 кГц.
И среднечастотник, и пищалка установлены в треугольнике зеркала на месте штатной «цыкалки». С диффузорным среднечастотником такой трюк бы не вышел.
В окончательном виде всё опять выглядит как заводское.
Усилители, натурально, тоже Helix. И тоже серии Competition. Автомобильный High End, честные инженерные решения без архитектурных излишеств. Выходной каскад на полевых транзисторах работает в классе AB с увеличенным током покоя – то есть «первые ватты» воспроизводятся в режиме A с минимальными искажениями. А это микродинамика, передача пространства и «воздуха». Кроме того, в конструкции предусмотрена схема снижения интермодуляционных искажений ADC (Anti Distortion Choke) – высокочастотный дроссель в цепи нагрузки.
Позволю себе лирическое техническое отступление, ибо это важно. Идея поставить высокочастотный дроссель в цепь нагрузки родилась в середине 70-х, когда полоса рабочих частот транзисторных усилителей выросла с 15 кГц до 100 и выше. Присутствующие в выходном сигнале усилителя высшие гармоники (в одном из современных усилителей мы их недавно насчитали до двадцатой) попадают в область ультразвука и сами по себе не слышны. Но, взаимодействуя между собой и с нагрузкой, они порождают разностные частоты, попадающие в звуковой диапазон. Да, уровень этих интермодуляционных призвуков ничтожный, но наш слух очень избирателен, и сразу отмечает звучание как «мутное». А дроссель просто отсекает источник искажений, не затрагивая музыкальный сигнал. Схема несколько лет успешно применялась в усилителях всех ценовых категорий, потом так же успешно была забыта – маркетологи посчитали эту деталь лишней и целые поколения усилителей упустили возможность звучать лучше, чем они это делали. Маркетолог – враг звука №1, не перестаём в этом убеждаться.
Среднечастотник и пищалку обслуживает четырёхканальный Helix A4 Competition, а пара двухканальных Helix A2 Competition обслуживает мидбасы и сабвуфер – до него мы скоро доберёмся.
Для установки усилителей и процессора изготовили «этажерку» облегченной конструкции. Ни грамма лишнего материала, пусть даже это всего лишь фанера…
Усилители установлены «стоя», рядом – процессор Audison bit One.
Helix почти не виден…
А теперь не виден совсем.
Дошла очередь и до сабвуфера. На эту роль выбрали Morel Ultimo SW-12 – низкодобротный, с великолепными импульсными характеристиками, линейный и способный отыграть именно суббас, а не 60-80 Гц, их здесь и фронт отыграет на раз. Жёсткий композитный диффузор прекрасно справляется и с высокими уровнями звукового давления, что для поставленной задачи было отнюдь не лишним.
Головка Morel Ultimo SW-12 в закрытом корпусе объёмом 25 л.
Облицовка установлена на место.
Как будто так и было.
Доступ к инструменту сохранён.
Багажник полностью сохранил функциональность.
SQ
Звуковая сцена не слишком высокая, чуть выше торпедо – зато равномерная по ширине и высоте, что при установке динамиков в штатные места встречается, мягко говоря, не часто. Глубина сцены хорошая, бас передний и чёткий. Тональный баланс даже как-то не «по-роковому» нейтральный: аккуратно приподнятый НЧ край диапазона и мягкая, но не заглушённая середина.
RTA
Приборная АЧХ тоже очень ровная, без экстремизма на басах, они не выпирают из общего спектра, а сливаются с нижней серединой. На верхнем конце диапазона налицо плавный спад АЧХ, характерный для шёлковых твитеров. Изготовители утверждают, что C 1T играют до 25 кГц, но это наверняка не инженеры-разработчики, а опять отдел маркетинга, где не вполне понимают: шёлковые пищалки мы любим и ставим не ради экзотического ультразвука, а потому что играют хорошо…
A PROPOS