С большой буквы пишут и имя, и фамилию. Но в Америке фамилия – это то, что написано в водительских правах. В основном все называют друг друга по имени.
БОЛЬШИЕ БУКВЫ
Это – незыблемая американская традиция. У них даже президентов звали «Билл» и «Джимми», пока эта вакансия был открыта только для мужчин.
Другая традиция, столь же ударопрочная: два старшеклассника, увлечённые примерно одним и тем же, оккупируют гараж, принадлежащий папе одного из них и начинают там что-то паять, пилить или сколачивать для своего удовольствия. Кто-то из одноклассников говорит: «А мне такую сделаете?» Не вопрос, сто баксов – и сделаем. Знакомая завязка? Такое было, когда приятелей звали Билл и Поль. Гараж-сто баксов-гараж побольше-… Microsoft. Других звали Стив и… Стив. Гараж-сто баксов-гараж побольше-триста баксов-… Apple Computers. Да полно таких примеров, даже в нашей уютной области. И всегда один из одноклассников – талантливый (если не гениальный) и увлечённый (если не фанатичный) инженер, а второй, как очень скоро выясняется, лучше многих (если не всех) своих сверстников знает, как распорядиться сотней баксов.
Это исполнение «Рапсодии в стиле гараж» состоялось в 1975 году. Cорок один год назад, если лень заниматься вычитанием. Именно тогда во Флориде, США, встретились два молодых аудио энтузиаста – Джим Бёрч (Jim Birch) и Лючио Прони (Lucio Proni) и основали пусть небольшой, но свой собственный бизнес. Как назвать гаражное предприятие? Будь приятели англичане, получилось бы BP (Birch & Proni), а это, кажется, уже тогда было занято. Но у американцев собственная славная история и вековые традиции. Джим и Лючио. J и L. Обе буквы большие и со временем становились всё больше.
Середина 70-х была порой расцвета домашнего стерео и Hi-Fi, и изначально JL Audio занималась продажей домашних колонок, готовых и в виде «китов» для самостоятельной сборки через свой собственный розничный магазин Speaker Warehouse.
Время шло, годы перевалили через отметку 80, а это время некоторые историки техники в США называют «автозвуковой революцией», когда вместо радио и динамика где-нибудь в уголке появилась целая категория автозвуковых компонентов. Каждый из важных шагов на этом пути заглавные J и L делали одними из первых. В частности, когда автомобильный сабвуфер многими считался странным и едва ли долговечным техническим курьёзом, они предложили рынку один из первых продуктов в этой категории. Сперва – без фанатизма: в 1982 году появился первый автомобильный сабвуфер JL Audio – 8W2, к которому прилагались расчёты и размеры фазоинверторного корпуса пера самого разработчика. И пошло: потом 10-дюймовый, потом – 12, вскоре – одна из первых двухкатушечных автомобильных головок W5.
Автозвуковая цивилизация немыслима без автозвукового спорта, уж тем более – в США, откуда всё есть пошло. На исходе десятилетия, в 1989 году возникли другие заглавные буквы: IASCA, а вместе с ними – первые ясные и признанные правила судейства. Команда JL Audio/Speaker Warehouse (тогда это были ещё формально две разные компании с общим владельцами) ринулась в новое движение с момента его старта. Выступление команды на исторически первом Финале Чемпионата IASCA-1989 стало триумфальным: четыре первых и одно второе место в своих классах. Лючио Прони со своим Ford Mustang GT помимо победы в категории Pro Division также завоевал приз «Best of Show».
Возможно, именно тогда J и L увидели истинное значение качества инсталляции. Мы-то теперь знаем, как к этому трепетно относятся на соревнованиях, тогда знали не все. И именно для облегчения жизни всем, а не только готовым на всё, в деятельности компании появилось направление, где роль первопроходца несомненно принадлежит JL Audio.
Концепция сабвуферов-стелсов не свалилась нам с Марса. Она родилась на нашей планете и в значительной мере благодаря заглавным J и L. Ни одна компания в мире не выпускала сабвуферов-стелсов под конкретную машину так рано, так много и так разнообразно, как это делала JL Audio. И делает, замечу, роль первопроходца постепенно превратилась в роль лидера.
Сегодня, уже не одно десятилетие спустя, JL Audio ведёт параллельно три линии готовых корпусных сабвуферов: PowerWedge, впоследствии и поныне – ProWedge – сабвуферы классической «ящичной» архитектуры с корпусами клиновой формы; MicroSub – плоские и компактные, с небольшими, особой геометрии головками; и, наконец, Stealthbox – стеклопластиковые стелсы промышленного производства для конкретной модели автомобиля.
Столь значительное расширение ассортимента привело к тому что компании стало тесно в рамках «гаражного предприятия» и в 1998 году штаб квартира JL Audio вместе с производством низкочастотных громкоговорителей открывает новый завод в Мирамаре, штат Флорида, США. Позже появилась и вторая, не меньшая площадка в Аризоне, но мозговой центр компании по-прежнему здесь, на берегу (ну, на совсем на берегу, неподалёку) тёплого моря-океана.
Штаб-квартира, лаборатории и производственные участки JL Audio в Мирамаре. Суммарно – больше 8000 квадратных метров.
Вскоре после новоселья увидела свет дебютная серия высококачественной акустики Evolution, а чуть позже, на рубеже веков, появились первые усилители JL Audio, сразу – с целым букетом инноваций, в частности – интеллектуальными стабилизированными блоками питания RIPS и системой защиты методом «отката» (именно: Advanced Rollback Protection). И наконец: в 2005 году стартует производство морской акустики референсного уровня и семейства устройств для ОЕМ интеграции CleanSweep.
К чему пришли большие буквы J и L сегодня, через сорок с лишним лет? Сегодня JL Audio – это автомобильная техника (категория Mobile по классификации фирмы), Marine – компоненты для водного транспорта, многие – уникальные, не имеющие аналогов в Mobile; Home – спустя годы J и L решили вспомнить об истоках, теперь уже – с высоты накопленного опыта; и, наконец – Powersports – компоненты для мотоциклов, квадроциклов, багги и прочего активного отдыха.
Время приводит к кадровым перестановкам, в JL Audio – удивительно небольшим. Слева — Энди Оксенхорн, с 1996 года – президент JL Audio, до того возглавлявший MB Quart USA. Справа (узнаете по улыбке, он её носит с 1975 года) Лючио Прони, большая буква L в названии компании. С того же 1975 года – бессменный исполнительный директор и, что на наш взгляд важнее – главный инженер компании.
Вот на этой роли «Большого L» хотелось бы задержаться. Дело в том, что Лючио Прони – не совсем главный инженер компании. Он – Главный Инженер. Большие буквы по кругу – это надо заслужить. Лючио Прони заслужил это тем, что в основу всех конструкций JL Audio положены его оригинальные идеи. Оригинальные в данном случае – термин юридический. Означает – патентопригодные. И все его изобретения сделаны не просто так, а с ясно оговоренной и всегда важной целью. Вот, например…
Идёт сборка подвижной системы сабвуфера. Видите – подводящие провода в желобах оправок? Зачем?
А вот зачем. Это – из патента на одно из многочисленных изобретений Лючио Прони. Способ крепления подводящего провода с целью, чтобы с ним никогда, ничего и нипочём.
Или вот…
Красиво, да? Это – торец магнитной системы сабвуфера серии W6v3, новейшей модификации. Вот только стоило ли так хлопотать ради одной лишь красоты?
А кто сказал, что «ради одной лишь»? Вот, смотрите, ради чего. Устройство управления потоком (предмет патентного права США) направляет воздух непосредственно на звуковую катушку, заранее его завихряя для пущей эффективности теплосъёма. А то, что с другой стороны катушки («Elevated Frame Cooling») –вообще вгоняет в тяжёлый приступ зависти: «Почему не я это придумал. Всего-то…»
Вновь из патентной библиотеки: видите, если корзину к верхнему магнитопроводу крепить не по кругу, а в отдельных выпуклых точках, по остальной окружности наладится воздухообмен для наружной стороны катушки.
Вот реальный снимок со сборочной линии, как это выглядит «в железе». Завидно, инженеры?
Список изобретений Лючио Прони (все из которых поставлены на службу человечеству в возглавляемой им компании) обширен. Но самым остроумным автору этих строк представляется выданный почти 10 лет назад и реализованный в топовой серии W7. И тогда, и сейчас конструкторы всего мира места себе не находят, пытаясь придать диффузору максимальную площадь при заданном габаритном диаметре корзины. То так 5% выиграю, то эдак 10, но всегда край остаётся, где крепёжные отверстия. И тут приходит такой Лючио Прони и говорит: а вот это вы видели?
Где край? А нету, гофр его накрывает как океанская волна, называется все это красивым термином OverRoll Surround.
А вот суть дела изобретения. Слева – как у всех. Справа – как предложил Главный Инженер. Гофр крепится не сверху на край, а сбоку. Крепёж оказывается под ним. Тому, как его крепить к периферии корзины, посвящены последующие десять страниц патента, все варианты, а в завершение – «Да что вы, маленькие? Сами придумаете. Я же придумал…»
Вот доказательство, что это не только патент, но и повседневная практика. Потом колечко специальное наденем – никуда OverRoll не денется.
Топовая серия сабвуферов W7 на постоянной основе служит донором технологий для всех остальных продуктов компании. Отсюда, где собрано всё, берётся наиболее нужное для других разработок и добавляется к тому, что для других сделано отдельным порядком.
Вот схема разделки «патентной туши» на примере флагманского сабвуфера специального юбилейного издания W7AE. Только то, на что уже выданы патентные бумаги с семизначными номерами. Остальное сделано с неменьшим блеском, но является предметом всеобщего достояния:
1 – гофр OverRoll, мы про него уже говорили
2 – W-Cone: диффузор, в котором в единый узел интегрирован собственно конус, вогнутый сферический сегмент и коническая траверса между ними, результатом чего стала беспрецедентная жёсткость при умеренной массе
3 – FCAM – плавающее крепление диффузора к звуковой катушке с целью повышения точности и стабильности центровки
4 – силовая платформа центрирующей шайбы
5 – система радиальных охлаждающих каналов центрального керна магнитной системы
6 – литая рама с принудительным воздушным охлаждением
7 – схема крепления подводящих проводов, минимизирующая нагрузки на них
Разумеется, далеко не всё берётся с заветной полки разработок для топовых W7, например, «реактивная» система организации охлаждающих потоков (была чуть раньше) – адресная разработка для другой серии, W6v3. Энергичная деятельность по поиску новых и эффективных (одновременно) решений привела, в частности, к созданию одних из самых инновационных сабвуферов нашего времени – TW5 и TW3.
13-дюймовая модель серии TW5 была признана «Сабвуфером года» в конкурсе EISA ещё в 2008 году. С некоторыми модификациями модель остаётся на производстве и по сей день, настолько удачной в ней сошлись инсталляционные достоинства плоских сабвуферов с традиционными, вечными, сабвуферными ценностями: высокой мощностью, чувствительностью и ходом диффузора, недостижимым для многих «неплоских».
Более поздняя модель TW3, основанная на тех же технологиях.
Да вы и сами видите, как здесь всё непросто…
Есть ещё один вариант, своего рода – переходный между плоскими сабвуферами и обычными.
Это – тоже результат внедрения изобретений Лючио Прони, более сдержанного, чем «в топе», а потому – более доступного в ценовом отношении.
Вот, вы видите: вроде как и не вызывающе плоский, в то же время для уменьшения посадочной глубины при условии сохранения большого хода диффузора и высокой допустимой мощности применено остроумнейшее изобретение (разумеется – сделанное и запатентованное Лючио Прони) под названием Concentric Tube Suspension. Здесь центрирующая шайба находится ближе к нижнему краю звуковой катушки, а не к верхнему, и соединяется в диффузором через вентилируемый «воротник», отлитый как одно целое с диффузором. Картинку хотите?
Я так и знал, что захотите. Вот, прямо из патента, там много разных вариантов, этот – ближе всего к тому, что применено в TW1.
Примечательно, что в JL Audio «своих не бросают». В данном случае это означает, что для любой сабвуферной головки – от топовых W7 до совсем доступных W0 и ещё более доступных WX, предлагается фирменное во всех смыслах и отношениях акустическое оформление. Не только разработанное там же, где и головки, не только сделанное именно под них, но и сделанное на том же производстве. Тут уж не отмажешься: фирма гарантирует…
Зная особенности своих сабвуферов, «фирменное» акустические оформление для них делается именно на базе этого знания. Так, для самых мощных и длинноходных головок W7 и W6 разработано оформление с комбинированной акустической нагрузкой: интегрированный в корпус изогнутый тоннель фазоинвертора в сочетании с фронтальной клиновой нагрузкой диффузора.
В полной мере реализуются возможности плоских и полуплоских головок TW5, TW3 и TW1, на их базе предлагается целое семейство (многодетное, учитывая, что калибры могут быть разные) компактных сабвуферов.
Здесь перед конструкторами обычно стоит такая проблема: для плоской головки небольшого калибра хочется (и логично) сделать маленький ящик, желательно – с фазоинвертором, чтобы получить достойную чувствительность. Но здесь законы акустики, придуманные Гельмгольцем, вступают в противоречие с геометрией, придуманной Евклидом. Тоннель будет или слишком длинным, чтобы поместиться, или слишком узким и тогда засвистит. В JL Auido к этому конфликту интересов подошли с обеих сторон.
Тоннель выполнили щелевым, «обмотав» его вокруг динамика, а для снижения шумов снабдили раструбами по концам.
На совещание пригласили и технолога, чтобы он придумал, как всё это делать прочно и быстро одновременно, так, чтобы на покупку готового сабвуфера не надо было закладывать в банке уже готовый дом. В своё время (уже скоро) у вас будет возможность и прочесть, и посмотреть в кино, как это делается.
Семья продолжает расти и за счёт того, что параллельно с пассивными, в некоторых сериях предлагаются активные сабвуферы со встроенными импульсными усилителями (технология DSD по материалам фирмы, наверняка тоже патентованная).
Отдельной строкой, вернее – десятками строк, идут сабвуферы серии Stealthbox. Кстати, называть сабвуферы-стелсы стелсами начали в JL Audio, и довольно давно. На снимке – модель для одного из столь популярных в США грузовиков. Но ими дело не ограничивается.
В меню есть и ставшие классическими стелсы «в угол» багажника для самых популярных не только в США моделей автомобилей, да хоть те же Toyota Camry, Kia Sorento, VW Golf или Nissan Juke; и более причудливые решения для пикапов и спортивных купе. Меню большое…
Придумано много, а как всё это делают?
«А это вы сами решайте, моё дело – придумать…»
Надо бы и по цехам пройтись, но вот незадача…
Пока то да сё, рабочий день на заводе в Мирамаре и закончился. У них с этим строго, охрана труда. Придём в другой день, вы тоже подходите…
A PROPOS
Два видео, иллюстрирующие вышесказанное:
Краткая история JL Auido
Устройство плоского сабвуфера TW3