ЛЕГЕНДА: ЭПИЛОГ
Состав серии Mille Legend был объявлен сразу, целиком. Но выходили в свет отдельные главы Легенды по очереди.
Объявлено было: компонентная акустика «на знатока», то есть двух- и трёхполоски на базе 6 или 7-дюймового мидбаса и два сабвуфера. Тоже на знатока: 8 и 10 дюймов. Знаток, ориентированный на SQ, заключили идеологи серии, в сторону большего калибра смотреть не станет. «Десятку» доводили до серии дольше всех, потому что точка прицеливания совпадала с калибром и попасть нужно было с первого выстрела. Вот что получилось:
Со стороны магнита вид столь же внушителен, сколь и нешаблонен. Такой облик приняла в данном случае обращённая магнитная система с неодимовым магнитом, размещённым внутри 100-миллиметровой звуковой катушки. Впрочем, и литая корзина не с полки взята, обратите внимание на окна вентиляции между магнитной системой и центрирующей шайбой. Это – уже третий контур вентиляции звуковой катушки, первые два – широкий «кратер» центре магнитной системы и цепочка отверстий по её периферии.
С фронта вид более привычный, хотя здесь собрано не меньше инновационных решений, чем «в тылу». Мы совсем скоро рассмотрим их по одному и в ансамбле.
За малой посадочной глубиной конструкторы не гнались. А ведь надо иметь в виду, что для нормальной работы системы вентиляции за спиной у магнитной системы должен оставаться приличный зазор.
Вот теперь – в персональном порядке. Это – диффузор, основанный на фирменной геометрии V-Cone, применяемой во всей серии Mille Legend. Слегка изогнутая образующая этого Cone нигде не прерывается стыками и швами, хотя в данном случае достигнуто это иными, нежели у компонентников, инженерными средствами. Потом, как было обещано, увидим нагляднее.
Фрагмент резинового гофра. Видите, что внешнего края как бы нет? Он есть, иначе как бы всё держалось вместе, но загнут внутрь.
Звуковая катушка, вернее – её стеклопластиковый каркас диаметром, как и было сказано, 100 метрических миллиметров. Половину обмотки можно было бы попытаться разглядеть через окна вентиляции, а вторую половину – только превратившись в муравья, поскольку находится она внутри каркаса.
И вот теперь – обещанное «разоблачение чудес». У нас от общего обзора серии осталась вот эта схема, относящаяся, в принципе, к 8-дюймовой ML 2000.3, но в данном случае это меняет пропорции, но не суть дела. Концепция V-Cone в сабвуферах Mille Legend реализована таким образом: весь диффузор – это, в сущности, V-образный центральный колпак, выросший до внутреннего диаметра гофра, а собственно коническая часть сократилась до переходного кольца между гофром и звуковой катушкой. Кольцевой неодимовый магнит внутри звуковой катушки видите? А то, что катушка намотана и снаружи, и внутри каркаса, тоже видите? Теперь у обоих слоёв обмотки условия охлаждения равные, вследствие чего необходимость в тяжёлом металлической каркасе катушки – промежуточном звене охлаждения внутреннего слоя, отпадает, и можно массой подвижной системы распорядиться более рационально: для повышения жёсткости собственно диффузора. Ну, и гофр с закраиной, заправленной внутрь, тоже видите. Такое решение направлено на решение двух задач. Одна очевидна: увеличение полезной площади диффузора. Но есть и вторая…
Такой гофр получил название Boundary Free не только из-за видимого отсутствия внешнего края, но и за то, что, оптимизировав распределение гибкости по радиусу, удалось в значительной мере избавиться от нелинейных краевых эффектов при больших деформациях
Что, ещё одна инновация? Да нет, просто сделано по-умному. Зажимы у ML 2500.3 – пружинные, это не невидаль, но полностью утопленные в пластиковые корпуса, а отверстия для проводов сделаны с боков, чтобы провода не мешали при монтаже в корпус.
Если не робеть и приблизиться к краю кратера охлаждения, будет видно не только защитную сетку на его дне, но и выполненный лазерной гравировкой непосредственно на металле индивидуальный QR-код динамика в системе EiD, позволяющей одним щелчком смартфона считать всю его биографию.
ИЗМЕРЕНИЯ
Параметры Тиля-Смолла к динамику приложены самым исчерпывающим образом, это традиция, не нарушавшаяся на нашей памяти ни разу. В таблицу мы добавили строку про Re, она понадобится для понимания другой строки, последней в таблице.
Параметр | Заявка | Факт |
---|---|---|
Сопротивление постоянному току Re | 2,75 | 2,76 |
Резонансная частота Fs, Гц | 33 | 32,4 |
Эквивалентный объём Vas, л | 23,5 | 26,7 |
Полная добротность Qts | 0,6 | 0,541 |
Масса подвижной системы, г | 175 | 159 |
Силовой фактор, Тл м | 12,6 | 12,5 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 88 | 83,8 |
Другая традиция, вытекающая из нашего опыта работы с продукцией Elettromedia: расхождение результатов измерений с заявками изготовителей минимально, на уровне естественных разбросов и погрешностей (пусть даже и наших, что тут такого?). Самое бросающееся в глаза расхождение – в величине чувствительности. Но и это – часть традиции (эта часть нам не нравится, но у нас и не спрашивали). В даташите к динамику у всех параметров полностью указана размерность, кроме одного, чувствительности, которая даётся просто: 88 дБ. По опыту (а опыт у нас – о-го-го) знаем: все акустические измерения итальянцы проводят при уровне сигнала 2,83 В RMS (на графиках указано), что соответствует мощности 2 Вт на 4-омной нагрузке. А этот динамик, к тому же (посмотрите на Re) – ближе к 3,5-омному. Итого: 3 дБ разницы на уровне сигнала и ещё 1 дБ – за счёт импеданса. Так что всё опять сходится.
Фирменные рекомендации по акустическому оформлению просты и целеориентированы. ФИ? А что это такое? Знатокам SQ это ни к чему. А потому – два варианта закрытого ящика: Compact (17 литров) и Performance (25 литров). Проверяем по заявленным параметрам.
Всё, кажется, предельно ясно. Идеально ровная АЧХ от 50 Гц и ниже с акустическим усилением от 3 (Compact) до 4,5 дБ (Performance).
Поскольку расхождение измеренного с написанным минимальны, по «нашим» параметрам получилось почти неотличимо то же самое, а главное – здесь тот редкий случай, когда к имеющимся рекомендациям ничего прибавить мы не можем, а убавить — тем более.
В смысле линейности сабвуфер удался. При звуковом давлении 96 дБ (1 м) КНИ переходит через 5-процентный порог на 40 Гц, это – довольно низко для «десятки», в спектре вторая и третья гармоники играют примерно равную роль, третья начинает преобладать лишь ниже основного резонанса.
МЁД & ДЁГОТЬ
Кто это говорил: «Мы строили, строили…» Забыл, неважно. Факт тот, что построили. Сабвуфер получился настолько близким к безупречности во всех отношениях, начиная с эстетики, проходя через высокое искусство инженерии и заканчивая акустикой, что даже как-то неловко. Вроде как мы вот тут сидели, ничего не делали, а они там для нас старались. И, что усугубляет чувство вины: за свои труды под палящим итальянским солнцем не так уж много и просят. То есть, конечно, не копейки, но с учётом всех обстоятельств – не так и много.
Цена вопроса: 47200 руб.
A PROPOS