ДВИГАТЕЛЬ
Представьте себе: вы выбираете себе новый автомобиль. С маркой-моделью определились, переходим к деталям. Двигатель и трансмиссия, для начала.
Выбрали мотор по вкусу и мощности, чудо, а не мотор: лошадиные силы, ньютон-метры. Выбрали трансмиссию: автоматическую, сколько-то там дико много передач, вся на компьютерах, опять чудо. И тут вам заявляют: «Благодарим за очень хороший выбор, вот только между двигателем и трансмиссией у вас будет стоять механическая коробка с четырьмя передачами. Ну просто она там уже привинчена к двигателю, не снимать же… Но вы не волнуйтесь, мы её поставим в нейтралку, ничему мешать не будет. Ну, чуть погудит на холодную…»
Просыпайтесь, вытирайте холодный пот. С автомобилями, к счастью, такого не происходит. А с их аудиооснащением – происходит. Массовая доля цифровых процессоров в качественных системах стала несомненно большой, их возможности варьируют от широких до необъятных. И тут обнаруживается: у выбранного вами усилителя (мощного, линейного, замечательного по всем показателям) блок кроссовера, по техническому уровню и возможностями соотносящимся с процессором как 4-ступенчатая коробка к 8-ступенчатой автоматической трансмиссией, останется на месте. Поставленная в «нейтралку», но всё равно – на месте. Между чудо-мотором и чудо-трансмиссией.
Движимые пониманием этого, то одна фирма-производитель усилителей, то другая, включают в топовый ряд своей продукции «чистые» усилители. Которые только усиливают, а всё остальное сделают без них и по-цифровому.
Символично, что чаще всего такими фирмами оказываются известные своими цифровыми процессорами: отдельными или в агрегате с усилителем. Таков наш сегодняшний герой. Вход-выход, мощность между ними. Всё.
Кому предназначается аппарат — намекают буквы SQ в обозначении модели. Цифры же, как вы догадались – число каналов и мощность.
Габариты усилителя 515 х 212 х 54 мм. Корпус снабжён рёбрами охлаждения, площадь которых увеличена благодаря хитрому профилю. Подробности – на следующих кадрах.
Панель входов лаконична в полном соответствии с концепцией. Две пары весьма приличных гнёзд RCA, два регулятора чувствительности (не инкрементальные, но с хорошим торможением) и индикаторы включения и перегрузки. Профиль чётных рёбер охлаждения («на первый-второй рассчитайсь!») напоминает рельс, поверхость теплосъёма при этом увеличена.
С противоположной стороны – колодки силовых соединений и предохранители на 30 А. (Каждый. Всего их четыре. Сами умножите?) Колодка питания рассчитана на провод диаметром до 8 мм, Remote и акустика – до 4 мм. Колодки компрессионного типа, винт установлен под углом и поджимает провод вглубь гнезда.
Компоновка усилителя традиционная. Слаботочные каскады смонтированы на субплатах, на входе установлены высококачественные плёночные конденсаторы – похоже, это единственные конденсаторы в цепи сигнала.
Источник питания сдвоенный, каждая пара каналов питается независимо. По какой бы схеме ни оказался включён усилитель, это сводит к минимуму перекрёстные всязи между каналами.
В выходных каскадах применены сдвоенные транзисторы – это «золотая середина». При большем количестве распределение токов между ними сложно сделать равномерным, поэтому появляется дополнительный источник нелинейности. Для усилителей сверхвысокой мощности это не принципиально, а в нашем случае – наоборот, важнее некуда. Обойтись же одной парой транзисторов нельзя – не будет необходимой мощности.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Абсолютно живое, певучее звучание, прекрасная проработка мелких деталей, восхитительная микродинамика. Да и с макродинамикой всё отлично. Средне- и верхнечастотный диапазоны прозрачные, нет недостатка в деталях. Звук нейтральный, но не мёртвый, аналоговые и цифровые записи звучат по-разному, усилитель не занимается нивелировкой «под одну гребёнку». Одновременно, надо заметить, наряду с мелкими птичками, усилитель очень уверенно работает с мощными басовыми пассажами, сказываются серьёзные запасы мощности по кругу. Ток покоя умеренный, усилитель тёплый, но не пытается стать электрокамином.
ИЗМЕРЕНИЯ
Мощность по заявке, 4/2 Ом, Вт | 150/275 |
Мощность максимальная, 4/2 Ом, Вт | 134/221 |
Искажения при P=0,1max, 4/2 Ом | 0,010/0,020 |
Искажения при 1 Вт (4 Ом) | 0,013 |
Чувствительность, В | 0,22 – 4,62 |
Заявка, касающаяся мощности, вызвала сомнение. 83% приращения мощности – это показатель, встречающийся раз в несколько лет, обычно – у аппаратов с дикими габаритами, массой и ценником. Это – чересчур. Однако и реально измеренная цифра внушает уважение. Но начнём, по обычаю, с другого:
АЧХ усилителя во всех (то есть – никаких) положениях кроссовера. Хотите об этом поговорить? Начинайте, а то нам сказать почти нечего. В полосе звуковых частот АЧХ усилителя – прямая, отклоняющаяся от горизонтали на 0,1 – 0,2 дБ и в области инфразвука,и на 22 кГц. Похоже, лишних конденсаторов в цепи сигнала действительно нет.
Мощность в деталях и с комментариями. Абсолютные показатели при измерениях по нашей метолике получилась несколько ниже заявленных. Не первый и не последний случай в нашей практике. Мы фиксируем результат, как только искажения достигнут 1%, при каком уровне искажений и каком напряжении питания это делает производитель – мы можем только гадать.
Здесь, впрочем, интереснее другое: от порога ограничения до самых нежных милливатт искажения на 4-омной нагрузке колеблются между 0,01 и 0,02% (на 2-омной – от 0,02 до 0, 03%). На практике это ( в числе прочего) означает: несмотря на более чем внушительную максимальную мощность, у усилителя очень чистая «минимальная», запустить от пары каналов пищалки в поканальном фронте — никакой не абсурд. Вполне можно. А можно эту же пару – на 2-омные мидбасы или же (если что) – мостом на сабвуфер. В любом случае и мощность будет, и искажений не будет. Не будет и шумов: нечему тут шуметь…
Информативной оказалась картина распределения гармоник по спектру. Раньше мы этот график не публиковали (хотя для своего интереса нередко рассматривали). Но здесь это во-первых, важно, во-вторых – показательно. Несмотря на широкую полосу пропускания, обычен частокол гармоник, иной раз до двадцатой включительно, пусть и с малым суммарным уровнем. Здесь картина совсем иная, и в этом один из секретов «певучести» усилителя.
В спектре присутствуют лишь низшие гармоники, причём благозвучные вторая и четвёртая заметно превосходят по уровню третью. А «невкусная» пятая оказалась почти на уровне шумов. Это говорит том, что транзисторы близки по характеристикам, а как это достигнуто – предварительным отбором в пары или применением особо качественных транзисторов – для нас не так важно.
Заметим также, что уровень гармоник остаётся практически постоянным в широком диапазоне мощностей. Это косвенно говорит о грамотно выбранном режиме работы выходного каскада. И о том, что общая отрицательная обратная связь неглубокая – отсюда и открытость звучания.
Мед & Дёготь
Удивительно, что усилитель, лишённый каких-либо настроек, мы смело характеризуем как очень универсальный. Как так? А вот как: если решено, что обработка сигнала находится в руках DSP, главный вопрос – поведение усилителя в широком диапазоне мощностей. Здесь на любой мощности (от пищалочной до сабвуферной) мощность, если надо, высокая, искажения, когда это важно – очень низкие и с благоприятным спектром. К двигателю вопросов нет.
Цена вопроса: 44500 руб.
A PROPOS