НА ОКТАВУ ВЫШЕ
Дело не в том, что знакомство с продукцией JLAudio мы начали с сабвуферов. Это не мы: они сами с этого начали.
А на самом деле интересы JLAudio (пока говорим об акустике) простираются и выше басового диапазона. Сегодня предмет нашего интереса – компонентная акустика серии С5. По иерархии формы – вторая сверху (выше – крутой эксклюзив ZR). По всем признакам – классика и традиция. Но как это всегда бывает, где-то там, в уголке, притаилось что-то, чего мы сразу не заметили. Попробуем заметить не сразу.
У мидбаса своё имя: 5С-650сw. Полипропиленовый диффузор на аккуратном ажурном литье.
Здесь диффузора поменьше, корзины – побольше. А подробности — вот прямо сейчас.
По периферии магнитной системы – два контактных блока и (вот сейчас вы удивитесь) диэлектрическая колодка между контактами, назначение которой нам неизвестно. Вот не поняли, зачем она, и всё. Зато поняли и даже можем объяснить на первый взгляд таинственную надпись на магните. При чём здесь Germany? Где JLAudio, а где Germany?
Здесь такая вещь: узловые части динамиков изготавливаются немецкой фирмой Kurt Müller – знаменитейшими специалистами по этой части. А сложился такой творческий союз отчасти потому, что в определённый момент на работу в JLAudio, причём именно в департамент широкополосной акустики, перешёл один из ведущих специалистов MB Quart USA. Вот так, одно за другое…
Размеры – дело житейское, здесь ничего необычного. Но вот к чему есть смысл присмотреться: патентованная схема крепления подводящих проводов «с размахом», чем обеспечивается беспрецедентная надёжность: провода как бы на рессорах с одного конца и на амортизаторах – с другого. И второе: блестящая полоска между ферритовым магнитом и литьём корзины – часть системы охлаждения звуковой катушки Elevated Cooling System.Мелкие детали, как и было сказано…
Жёсткость литого фланца обеспечивается не его толщиной, а прицельно распределёнными местными усилениями в месте расположения крепежа и по периферии.
Контактные узлы с их амортизацией крупным планом, если что осталось непонятным.
Пищалка комплекта (собственное имя C5-075ct) – необычного в наше время типоразмера: с шёлковым куполом диметром 19 мм. Это пищалка с минимумом арматуры: веерообразная часть позволяет наклонять пищалку в обойме с чёткой, щелчком, фиксацией.
И с обоймой пищалка остаётся очень компактной.
Для ленивых есть вариант монтажа «на поверхность».
Кроссоверы – относительно несложные, хотя опять… база фильтров – ФНЧ первого порядка и ФВЧ – второго. У ФВЧ – четырёхступенчатый аттенюатор (перемычки), у ФНЧ есть регулировка, называемая Presence. Что при этом происходит, скоро выясним.
Измерения
Для начала — заявленные изготовителем характеристики:
Мощность RMS, Вт | 75 |
Мощность пиковая, Вт | 225 |
Рекомендованная мощность усилителя, Вт | 50 – 150 |
Чувствительность (дБ/ Вт, 1 м) | 89,5 |
Полоса частот | 48 Гц – 25 кГц |
Мощность указана очень консервативно, при том, что известно: об охлаждении и механический прочности заботились всерьёз. Дальнейшее, как увидим, при двухдюймовой звуковой катушке со столь развитой системой охлаждения не выглядит беспочвенной фантазией, остальные параметры в той или иной мере проверяемы.
Параметры Тиля-Смолла | |
---|---|
Fs, Гц | 65,3 |
Qts | 0,712 |
Vas, л | 12,8 |
BL, Тм | 4,76 |
Mms, г | 12,0 |
SPL, дБ/Вт/м | 88,5 |
Американцы очень не любят сообщать параметры компонентной акустики, рассуждая, что, дескать, зачем? Ну а мы так привыкли. У мидбасовой головки точно баттервортовская добротность и умеренная резонансная частота, да вообще здесь всё как-то умеренно и аккуратно.
Импедансные кривые: по компонентам и системы в целом. Обратите внимание: у пищалки интенсивное феррожидкостное охлаждение, иначе ей бы с таким куполом пришлось непросто.
Фильтры кроссовера C5-650XO на реальной нагрузке. С ФВЧ всё ясно: грамотно составленный аттенюатор. ФНЧ намного озадачивает. Во-первых, он зачем здесь такой при крутизне, по факту, около 3 дБ/окт.? А второе – забавно выглядят кривые Presence, полученные, совершенно понятно, без дополнительных резисторов (кто ставит резисторы в цепь мибдаса?), а на отводах индуктивности. Но и там, три ступени Presence выглядят как-то по-разному.
Мидбас совсем без ничего. По оси – фантастически ровная АЧХ до 5 кГц, под углом – аккуратно, без нервозности, но, разумеется, не выше 2,5 — 3 кГц.
Прицепляем штатный ФНЧ. Изменилось ровно то, что должно было измениться, АЧХ пошла чуть нисходящим порядком. И что? А вот что…
Благодаря присутствию ФНЧ очень, казалось бы, некрутого, в полосе средних частот появилась довольно эффективная регулировка.
Твитер со своим ФВЧ: отсекается шелуха в районе резонанса пищалки, видны очень интересные характеристики направленности.
Аттенюатор по звуковому давлению работает так же, как и по напряжению.
И вот – момент истины: сложившись вместе, мидбас и пищалка принесли миру исключительно удачный компромисс осевого и внеосевого излучения. Полюбуйтесь, а я пока скажу, что я про это думаю.
Лючио Прони – идеолог JLAudio и автор большинства применённых в компании инноваций, в одном отношении проявляет нетипичный консерватизм. Акустика С5 изначально построена так, чтобы без помощи цифровых процессоров всё встало на свои места. Отсюда — миниатюрная (а как следствие – хорошо работающая вне оси) пищалка, фильтры, выбранные так, чтобы они играли именно вне оси и без посторонней помощи.
Косвенное (хотя не очень-то косвенное) подтверждение этой гипотезы: самый рекомендуемый вариант установки С5-650 – когда и мидбасы и пищалки устанавливаются вблизи друг друга в нижней части дверей. Вот как бывает.
Из измерений осталось нам совсем немного.
Искажения в характерных частотных полосах, звуковое давление 90 дБ (1 м) | |
---|---|
100-300 Гц | 1,3% |
300 Гц- 1 кГц | 0,62% |
1-3 кГц | 0,82% |
3-10 кГц | 0,39% |
Искажения не ставят рекордов олимпийских игр (и хорошо, что не ставят), но и поводов для нареканий не создают.
Личный опыт
Как и в конструкции (и параметрах) ключевым словом в этой акустике оказалось «аккуратность». Во всех регистрах С5 звучит спокойно, без малейшей попытки привлечь к себе излишнее внимание, при этом налицо отменно разрешение и широкая полоса.
Довольно редкие, как мы отметили, характеристики направленности приводят к непривычной индифферентности акустики в смысле ориентации осей излучения, можно разворачивать акустику в довольно широких (в разумных, разумеется, пределах) диапазонах углов, при этом не появляется ни противоестественного окрашивания, ни потери «воздуха».
Аттенюатор на ВЧ работает ожидаемым образом, а Presence на СЧ – непривычно, оказывая влияние не на локальный, а на общий тональный баланс.
МЁД & ДЁГОТЬ
«Умеренность и аккуратность»: уже говорилось, но придётся повторить, ибо это так. Безупречно в инженерном смысле выполненная акустика показала очень точно выверенные характеристики компонентов, а как следствие – системы в целом. Разумеется, всё это произошло не случайно и не наугад. Нечасто сегодня акустика намеренно проектируется под беспроцессорный тракт, а если и процессорный – то не для того, чтобы исправлять огрехи, а для того, чтобы не упустить нюансов.
Цена вопроса: 49 300 руб.
APROPOS