Не буду настаивать на немедленном внедрении этого термина в порядке импортозамещения, но именно таким получается семантический перевод названия Nutube (Vacuum Tube или просто Tube – радиолампа, а не «вакуумная трубка», как пишут в гламурных изданиях).
НОВОЛАМПА
Борьба между вакуумной и твердотельной электроникой идёт с момента рождения последней. Первые транзисторы уступали радиолампам во всём, кроме габаритов и потребления энергии – поэтому мало кого волновал тот факт, что простенький АМ-радиоприёмник взамен трёх-четырёх ламп в полупроводниковом варианте требовал уже 6-8 транзисторов. Радиолампы быстро взяли реванш: сначала появились сверхминиатюрные стеклянные лампы, а в 1959 году – металлокерамические нувисторы, разработанные RCA (на фото в заголовке справа). Обратите внимание – противопоставление транзистору заложено уже в самом названии Nuvistor. Применялись они в основном в военной и профессиональной аппаратуре, и относительно недолго – быстрый прогресс полупроводниковой техники остановил развитие радиоламп больше, чем на полвека. Но лампа обладает рядом свойств, достижение которых невозможно или затруднено при использовании полупроводниковых технологий, и разработчики аудиотехники не теряли надежды.
Полтора года назад на выставке NAMM 2015 компания Korg совместно с японской фирмой Noritake представила новый вид электронных ламп – Nutube. Цель проекта заключалась в создании более надежной и эффективной радиолампы, дающей характерную тембральную окраску с выраженными четными гармониками. Всё это время я внимательно следил за развитием сюжета. И буквально на днях, 23 сентября 2016, начались продажи серийных изделий. Двойной триод с катодом прямого накала и коэффициентом усиления 12 предназначен для использования в музыкальных инструментах, ламповых усилителях и иных подобных устройствах, требующих характерной «ламповой» окраски звука.
Лампа выполнена по той же технологии, что и вакуумно-флюоресцентные дисплеи (VFD). В отечественной терминологии это ВЛИ (вакуумно-люминисцентные индикаторы), что сути не меняет. Плоский стеклянный баллон, на дне аноды-сегменты с люминофорным покрытием, перед ними плоские управляющие сетки и на переднем плане – низкотемпературный катод прямого накала, свечение которого трудно заметить даже в полной темноте. Оставалось только «отсечь» лишение аноды и люминофор. Странно, что никто не сделал этого раньше…
Если бы не стеклянная крышка, можно было бы принять двойной триод Nutube 6P1 за микросхему средних размеров (габариты 45х16 мм). При сравнении серийного изделия с прототипом в глаза бросается иное расположение выводов, другая конфигурация анодов и крепление нити накала – изменения, внесённые в процессе подготовки к серийному производству.
Что мешает производителям car audio обратить внимание на эту лампу? Разве что цена. На сегодняшний день это 5400 японских иен за корпус (около $53). Но ламповые автомобильные девайсы никогда не стоили дёшево, так что это не аргумент. Зато в числе несомненных плюсов – фантастическая долговечность (30 000 часов) и пригодность к автоматизированному монтажу (а это уже снижает себестоимость производства). Другие плюсы, не менее важные – низкое анодное напряжение (не более 20 В, полная электробезопасность) и низкий уровень шумов.
Остаётся только надеяться, что производители car audio не обойдут вниманием этот уникальный «ламповый чип», и порадуют нас новинками.
A PROPOS
Ламповый предусилитель. Цену пересчитывайте – инфляция.
Оригинал новости о начале продаж. Кто силён в японском – велкам.