Его предок был армейским трудягой. Внук стал респектабельным малым. У людей тоже так бывает. Но людям, в отличие от автомобилей, чтобы стать настоящим джентльменом – одного поколения мало. Я ни на что не намекаю…
ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ ВАРИАНТ
Студия: «Эго Стайл». Руководитель проекта: Павел Назаров
Фотографии: «Эго Стайл»
Вообще-то Gelandewagen означает «повозка для бездорожья». Как замечал один джентльмен (английский, Холмс его фамилия) – «немецкий язык груб, но выразителен», с этим трудно спорить. Однако, чтобы спартанская «повозка» превратилась в das auto, придётся изрядно arbeiten.
- Тип системы: аудио
- Аудио: 3-полосный фронт + 2 сабвуфера
- Источник/монитор: OEM
- Процессор: Audison bit Ten D
- Усилители: Audison AV 5.1k HD
- Фронтальнаяакустика: BLAM 165 Multix L MG, BLAM FR-80
- Сабвуферы: BLAM Super Sub 10
Обратите внимание: роли между усилителями распределены своеобразно – но об этом в своё время
В первоначальных планах владельца автомобиля было лишь желание добавить «немецкому уазику» индивидуальности. Первым требованием было желание поработать с интерьером салона, добавив второй цвет в мрачноватую черноту заводской обивки. Над этим поработали основательно и вдумчиво. Обшивки дверей, основания сидений и центральную консоль перешили кожей, а потолок, солнцезащитные козырьки и стойки перетянули в комбинацию из кожи и алькантары. Вновь добавленные элементы смотрятся органично и прекрасно вписываются в общий стиль автомобиля, но главное, что после доработки салон обрёл свой собственный уникальный стиль. В процессе работ с интерьером (совершенно закономерно!) появилось желание оснастить автомобиль достойной аудиосистемой, так что работы над автомобилем продолжили.
Даже те, кто не занимался озвучиванием «Гелендвагенов», наслышаны о проблемах, возникающих в этом процессе. Те же, кто сталкивался с этим непосредственно, знают, что это не просто сложно – «аццки сложно». Автомобиль унаследовал от своего дальнего полувоенного предка, Steyr-Daimler-Puch, плоское и почти вертикальное лобовое стекло, влияющее на звуковое поле не самым лучшим образом. Плюс к этому – высокая «автобусная» посадка, практически не оставляющая шансов двухполосной акустике. Ну и на закуску – необходимость учитывать существенно различающиеся расстояния до акустических систем.
Штатный OEM-источник хорош. А звуковой тракт никуда не годится. Будем делать новый…
Так определились архитектура фронтальной акустики и основной принцип построения системы – штатный источник, три полосы, полная поканалка, процессор. Сабвуферов два – салон большой. Но десятидюймовых – потому что они музыкальнее. Всю акустику выбрали одной марки, относительно новой в нашем деле. Собственно, это детище Ги Бонневиля, аббревиатура BLAM означает Bonneville Laboratoire Acoustique Musique. Акустика высочайшего класса (цены, впрочем, тоже соответствующей). Но искусство требует жертв.
На фронт выбрали двухполосный комплект BLAM 165 MultixLMG, дополнив его широкополосными СЧ/ВЧ динамиками BLAM FR-80. Комплект получился чемпионский по всем показателям, включая жёсткость излучающей поверхности: у басовика и широкополосника диффузоры из углепластика, купол твитера – из магния. Магний как материал купола, кстати, прекрасная альтернатива бериллию – хотя и несколько уступает ему по совокупности механических свойств, зато и обрабатывается проще, и намного дешевле.
Твитеры установлены в стойках — это единственный элемент акустической системы «с изменённой геометрией». Все остальные динамики установлены в основательно доработанных штатных местах. Настолько основательно, что это не грех и показать.
Передняя дверь в исходном виде на роль акустического оформления не годится
Мощное вибродемпфирование и установка опорного колодца под динамик
Теперь это выглядит так
Взамен штатных грилей – фирменные, с логотипом
Стойки доработаны под установку твитеров
Крепление твитера резьбовое, никаких защёлок и саморезов
Вот так это выглядит в сборе. Чуть ниже, под штатной решёткой с нештатным логотипом BLAM, находится широкополосник.
Находится, да. А раньше там находилась штатная пищалка. И просто так снять её невозможно – она закреплена ИЗНУТРИ. Нет, «сумрачный германский гений» в данном случае определённо перемудрил, пришлось демонтировать торпедо.
Вот так выглядит адЪ в отдельно взятом автомобиле
Посадочное место доработали, теперь доступ к среднечастотнику без проблем
Диффузоры сабвуферов BLAM Super Sub 10 тоже выполнены из углепластика, подвес из пенополиуретана. Электромеханические параметры динамиков недвусмысленно намекали на фазоинверсное оформление. По результатам моделирования оптимальным оказался объём 20 л – весьма компактно для фазоинвертора. И порт решили сделать щелевым –долбить в спину и шевелить волосы не нужно, а точность подачи баса в таком варианте выше.
По дизайнерским соображениям сабвуферы и усилители конструктивно объединили в одном блоке, предусмотрев маленькую хитрость. Настоящий – только один порт фазоинвертора, второй – фальшивый, он нужен для сохранения вентиляционных отверстий. На технологических фотографиях этот момент виден хорошо. Кроме того, сабвуфер не должен был перекрывать доступ ко всем крепёжным ушкам и скобам, в результате некоторые детали приобрели весьма причудливые очертания.
Каркас корпуса правого сабвуфера. На заднем плане хорошо виден Г-образный плоский порт фазоинвертора
Сформирована из лайкры передняя поверхность
Готовый корпус (левый). На переднем плане «порт вентиляции»
Это правый сабвуфер акустический агрегат в сборе с усилителем
Это левый, полностью симметричный правому. И с логотипом студии
Пространство багажника можно закрыть сверху гибкой полкой (она свёрнута у спинок сидений)
Часть элементов салона перешита в новом стиле
Теперь о том, что скормить этой системе. Цифровой сигнал извлекли из штатного головного устройства при помощи адаптера TRIOMA, дальше он по оптике передаётся в сердце и мозг системы – процессор Audison bit Ten D, установленный под водительским сиденьем. Его присутствие выдаёт только миниатюрный блок управления DRC, установленный под потолком у лобового стекла.
Концепция Full Digital в этой системе реализована в полной мере. Процессор получает сигнал уже в цифровом виде и после обработки в том же виде передаёт по интерфейсу AC-Link на усилители Audison AV 5.1k HD. К сожалению, связка «процессор-усилители» из-за особенностей настройки стереопар позволила организовать побортное усиление только для каналов низких частот и сабвуфера – что уже половина дела. Усилитель левого борта при этом обслуживает оба твитера, усилитель правого борта – оба среднечастотника.
Блок управления процессором притаился за зеркалом заднего вида
А в остальном салон как салон – солидный, удобный, но стал намного элегантнее заводской комплектации
SQ
Для тестирования использовался диск АМТ. Несмотря на пару сабвуферов, нижний бас очень аккуратный (ещё бы, в салоне такого объёма). Тональный баланс в целом очень приятный, без акцентов и недоговорённостей. Сцена высокая – это само собой, но на удивление симметричная и стабильная. Глубина сцены большая, все инструменты находятся на своих позициях. Единственное, что при настройке не удалось победить до конца – не совсем чёткая фокусировка центрального образа. Макро- и микродинамика заслуживают похвалы, на больших уровнях громкости детальность не страдает.
RTA
А тут, по-моему, и говорить не о чем. Даже любители обсуждать звучание по АЧХ будут вполне удовлетворены. Аккуратный подъём на низких частотах, лёгкий и почти незаметный – на высоких, середина – горизонтальная и почти идеально ровная.
APROPOS