Нет, это не ящик с динамитом для расчистки горных завалов. Хотя название и намекает…
ОБВАЛ
Во всяком случае, Avalanche переводится примерно так. Хотя, учитывая германское происхождение комплекта автомобильной акустики High End, можно было бы назвать и Achtung, тогда и ящичек военного образца был бы совсем к месту. Под сдвижной крышкой в толще поролона мирно покоятся два мидбаса, два твитера и пара белоснежных нитяных перчаток. Ещё бы, полностью ручная сборка, голыми руками и брать страшно…
Надеваем перчатки, начинаем изучать содержимое ящика…
Мидбас AV 165, в принципе, типовой конструкции, но с нюансами. Диффузор из прессованной целлюлозы, лёгкий на вид. Пылезащитного колпачка нет, диаметр фазовыравнивающей «пули» ~33,5 мм. Диаметр звуковой катушки не совсем типичный для этого калибра – 35 мм. Резиновый подвес аккуратно приклеен.
Развитый рельеф литой корзины гарантирует жёсткость. Магнитная система не вентилируемая, закрыта защитным кожухом. От руки вписан серийный номер, 70B. Второй динамик носит номер 70A. Какому из них быть левым, а какому правым – дело вкуса, по результатам измерений динамики оказались близнецами. Кстати, вместо обычной маркировки полярности «плюсовой» вывод помечен красной точкой на клеммнике. Закрытая контактная колодка с винтовым зажимом закреплена надёжно, сейчас рассмотрим это хозяйство поближе.
Проводники к звуковой катушке прошиты сквозь центрирующую шайбу и закреплены в ней каплями клея. Пайка выводов к колодке защищена цветным лаком. Вентиляционные отверстия в диффузородержателе позволяют рассмотреть звуковую катушку, но фотографии нет: для съёмки в таких местах обычный аппарат не пригоден, а заказанная у дядюшки Шу микрокамера со встроенной подсветкой всё ещё в пути…
Габаритный диаметр по фланцу несколько больше стандартных 165 мм, это нужно учитывать. Посадочная глубина, напротив, вполне стандартная для этого типоразмера
Миллиметровка подложена под пищалку AV 26 не потому, что она маленькая (скорее – наоборот), а потому, что фон удачный, оттеняет пёструю оплётку кабеля и благородный блеск шёлкового купола – тем более, что защитная решёточка акустически прозрачная и ничего не скрывает (как платья некоторых кинозвёзд на фестивалях). Никаких фазовыравнивающих элементов здесь не предусмотрено, короткий рупор тоже не способствует дисперсии – так что, скорее всего, направленность будет явно выражена. Посмотрим…
Тот же фон, вид сзади. Аккуратный клубочек провода в развёрнутом виде превращается в 25 см, при необходимости наращивайте сами – только не чем попало. Бескислородная медь, все дела…
Диаметр шёлкового купола 25 мм. Остальные размеры на фото. Корпус – алюминиевый, проточен до сияния и анодирован в чёрный цвет… Вот тут перчатки особенно пригодились, иначе пришлось бы фотошопить отпечатки пальцев…
Деталей для установки пищалки в комплекте нет, гриля нет, как нет и кроссовера. Подразумевается, что те, кто будет устанавливать комплект аппаратуры High End, сами разберутся, что и как делать.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
По причине отсутствия пассивного кроссовера прослушивание было организовано по схеме би-ампинга (или «поканалки», если так привычнее). В другом тесте очень кстати засветился приятный во всех отношениях четырёхканальный усилитель Audio System X-80.4D, он и был задействован в прослушивании. Частота раздела первоначально была установлена по верхнему пределу регулировки встроенного кроссовера (4,5 кГц), затем снижена примерно до 3 кГц (12 дБ/окт).
Лёгкий, если не сказать – изящный бумажный диффузор мидбасовых головок способствует отличной прорисовке среднечастотного диапазона: детально, с ровным тональным балансом. В силу этой изящности нижний бас намечен лишь уверенными штрихами, но средний и верхний бас отчасти компенсируют его нехватку. Великолепен мужской и женский вокал, духовые и смычковые инструменты, гитара. Звучание хорошо сбалансировано, даже при отклонении от оси излучения – динамики можно устанавливать в дверь без доворота в сторону слушателя. Пищалки, напротив, продемонстрировали довольно узкую диаграмму направленности, наилучшее звучание получалось в зоне примерно 20 градусов от оси излучения. В конкретной установке нужно будет поточнее подобрать частоту раздела в пределах 2,5-4 кГц и крутизну среза фильтра (если есть возможность).
ИЗМЕРЕНИЯ
В инструкции приводится полный перечень параметров Тиля-Смолла, причём на индивидуальных бланках для каждого компонента. Впрочем, для изделий такого уровня иное было бы странным. Для практических целей, однако, полный набор параметров не требуется, поэтому сравним только ключевые позиции. И кое-что добавим для пользы.
Импеданс компонентов. С этим всё ясно, комментарии излишни
Поглядев на ценник, от проверки максимальной мощности я благоразумно воздержался… Доверимся немецкой основательности. Практически все параметры компонентов попали «в яблочко» в пределах 10% допуска – это при ручной-то сборке!
Во что получилось в сухом остатке:
AV 26 | Заявка | Факт |
---|---|---|
Номинальная /пиковая мощность, Вт * | 90/120 | — |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц | 1500 — 30200 | 2100 — … ** |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 89,5 | 92 |
FS, Гц | 960 | 1102 |
RE, Ом | 3,2 | 3,2 |
QTS | 0,84 | 1,23 |
L1kHz, мГн | — | 0,21 |
L10kHz, мГн | — | 0,01 |
L3.16kHz, мГн | — | 0,046 *** |
* с ФВЧ 2 порядка на 2600 Гц
** наша измерительная аппаратура выше 23 кГц не забирается… А «Брюль и Кьер» не для нас…
*** Расчётная величина
AV 165 | Заявка | Факт |
---|---|---|
Номинальная /пиковая мощность, Вт | 100/140 | — |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц | 120 — 5400 | 100 – 6300 (-3 дБ, на оси) |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 86,2 | 88 |
FS, Гц | 47,56* | 70,3 |
RE, Ом | 3,4 | 3,4 |
QTS | 0,585 | 0,57 |
VAS, л | 7,91 | 8,86 |
MMS, г | 13,04 | 12,17 |
Bl | 5,24 | 4,81 |
L1kHz, мГн | — | 0,27 |
L10kHz, мГн | — | 0,13 |
L3.16kHz, мГн | — | 0,19** |
* 100% – опечатка. При столь лёгком диффузоре и вполне себе жёстком подвесе частота резонанса никак не может быть такой низкой – даже в мечтах. Приводимый в документации график звукового давления демонстрирует резонансный пик как раз в области 70-80 Гц. Мне сдаётся, что мимо проходила прекрасная Гретхен, рука писавшего дрогнула и вместо «7» нажала «4»… С каждым могло случиться…
** Расчётная величина
Кстати – о прекрасном. Чтение сопроводительной документации обогатило меня новым знанием, и в очередной раз убедило в неисчерпаемых словарных богатствах немецкого языка. Восхитительное слово Schwinsspulendurchmesser означает «диаметр звуковой катушки». И таких слов там немало… Хотя есть и английский вариант текста на правой стороне страницы, но читать немецкий куда как интереснее…
Теперь – о последних строчках таблиц. Отсутствие в комплекте кроссовера как бы намекает на применение комплекта в поканальном включении. Но сильна ещё армия аудиопуристов, использующих пассивные кроссоверы. Чтобы облегчить им жизнь, в таблицы добавлена измеренная нами индуктивность звуковых катушек излучателей на частотах 1 и 10 кГц, а также удобная для практических расчётов среднегеометрическая величина (последняя строчка). Это позволит смоделировать и настроить фильтры без применения волшебных проводов, протянутых через фильеры из рога единорога (обязательно под песнопения эльфов, строго в направлении на Полярную звезду и непременно в полнолуние)…
Чувствительность мидбаса по диапазону в среднем 88 дБ, АЧХ по оси – на удивление ровная, если не считать небольшого волнения в области 400-500 Гц. Угловые характеристики хороши вплоть до 2 кГц, дальше начинается спад. Хотя по оси мидбас играет до 6 кГц, в реальных условиях частоту раздела не стоит делать выше 2,5-3 кГц.
Как и ожидалось, направленность пищалки без фазовыравнивающих элементов заметно выражена. Зато АЧХ не имеет причудливых извивов, созданных инородными телами на пути звуковой волны. Рекомендованная производителем частота раздела 2,6 кГц – минимум, вполне можно поднять её до 3 кГц.
В конце раздела измерений мы традиционно даём усреднённые показатели гармонических искажения по нескольким частотным полосам. В случае рядовых и даже не очень рядовых динамиков этого достаточно. Но не для комплекта High End. Поэтому для полноты картины приведём график искажений мидбаса по всему диапазону. Для пищалки эта процедура лишена смысла, измеренный коэффициент гармоник там не превышает 0,15%.
Графики весьма информативные. Во-первых, искажения в большей части диапазона представлены преимущественно второй гармоникой. Третья гармоника преобладает на частотах ниже 100 Гц, где искажения, вообще говоря, очень быстро становятся неприемлемыми (резать к чёртовой бабушке!). Во-вторых, особенно ценно распределение искажений по частоте. Они минимальны в области вокальных формант (400-600 Гц и 2-3 кГц), что объясняет чистое звучание голосов. В то же время максимумы гармоник совпадают с формантными областями большинства музыкальных инструментов, что придаёт им «живое» звучание даже в случае не слишком удачной записи. Если это получилось само собой – очень хорошо. Если же это результат целенаправленной деятельности, то я снимаю шляпу…
МЁД & ДЁГОТЬ
Конструкция, не поражающая инновациями и наночудесами, оказалась сбалансированной во всех смыслах и заслуживающей особого внимания. Комплект предназначен для аудиосистем высочайшего уровня, все компоненты аудиотракта должны ему соответствовать. Звучание абсолютно живое, хорошо сбалансированное и наполненное, прекрасная проработка инструментов и вокала. В этом смысле акустика получилась «всеядная», отзывчивая на любую хорошую музыку. Но – требующая хорошей басовой поддержки.
Чтобы не отравлять звучание продуктами искажений, частоты ниже 100 — 120 Гц необходимо исключить из рациона ФВЧ как минимум второго порядка – с этим справится усилитель или процессор. Помимо би-ампинга можно применить и пассивный кроссовер – чувствительность мидбаса и пищалки одинаковая, это облегчает задачу. В системах уровня High End такое решение популярно. А цену мы обсуждать не будем – High End и Hand Made, здесь по-другому не бывает…
Цена вопроса: 89 370 руб.
A PROPOS
Немного истории: Audio System Germany
Усилитель, применявшийся в тесте: X-80.4D