Это головное устройство нарушает принцип равноправия самым вопиющим образом. Monitor with DVD Reciever, так и на коробке написано. Никогда ранее интерфейсное устройство не становилось ядром системы, во главу угла всегда ставился источник сигнала – будь то приёмник, кассета, диск или флешка. Но времена меняются, а с ними и приоритеты…
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
Всё больше информации передаётся через изображение – даже прослушивание музыкальных файлов сопровождается демонстрацией тегов. Не говоря уже о том, что навигация по файлам и папкам на экране не в пример удобнее любых других методов. А если вспомнить о подключении смартфонов с навигационными программами и выходом в Интернет, парковочных камер и других полезных устройств, облегчающих жизнь водителю, то монитор становится главным звеном системы. И его первоначальная основная и единственная функция – демонстрация фильмов, становится не просто одной из многих, а едва ли не второстепенной.
Если рассматривать функциональное оснащение современных мультимедийных устройств формата 2DIN, то стандартный набор функций уже стабилизировался и выглядит следующим образом. Во-первых, поддержка основных (а часто и не только основных) аудио- и видеоформатов с различных носителей. Во-вторых – достаточно серьёзный звуковой процессор с несложной, но эффективной системой настроек, обычно рассчитанный на классическую архитектуру системы (фронт-тыл-сабвуфер). В-третьих – обязательное подключение парковочной камеры и рулевых кнопок. В четвёртых – встроенная навигация встречается всё реже: городскому жителю, использующему постоянные маршруты, она нужна лишь время от времени, и в таких случаях проще воспользоваться программой на смартфоне или планшете. Предусматриваемая в некоторых аппаратах возможность подключения внешнего навигационного блока позволяет оставить эту возможность «на вырост».
Итак, мультимедийный центр DDX 4017BTR оснащён резистивным сенсорным экраном – перчатки придётся снять. На панели оставлены только основные органы управления, все прочие функции возложены на экранные меню. Кроме того, для управления можно использовать кнопки на руле (через адаптер). Поскольку верхняя часть панели занята дископриёмником, диагональ экрана составляет 6,2 дюйма, разрешение стандартное – 800 х 480 точек. Отказ от механической системы открывания/закрывания экрана и установки его в необходимое угловое положение на порядок повысил надёжность и долговечность аппарата.
Взамен механики предусмотрена инновационная система электронной регулировки угла просмотра
Помимо DVD-video и Video CD дисковый проигрыватель поддерживает основные аудиоформаты MP3, WMA, WAV и AAC. Плеер снабжён декодером Dolby Digital, корректно сводящим многоканальные звуковые дорожки в стерео или в формат Dolby Surround (для последующего декодирования внешним декодером). С USB-накопителей поддерживается чтение не только аудио (WAV, MP3, WMA, AAC и FLAC до 24 бит/48 кГц), но и видеофайлов (DivX, MPEG, AVI) и файлов изображений JPG. Допустимы файловые системы FAT 16/32, NTFS не поддерживается.
Выносной порт USB с током нагрузки до 1,5 А расположен на метровом кабеле, для устройств Android 4.1 и выше предусмотрена поддержка Kenwood Music Play. Но гораздо больше возможностей открывается при подключении iPod/iPhone – поддерживается полное управление, а для моделей с 30-контактным разъёмом доступен и просмотр видео (необходим опционный кабель PCA-iP202).
По каналу Bluetooth возможно одновременное подключение двух телефонов с поддержкой всех функций – громкая связь повышенного качества по протоколу HPF 1.6 (выносной микрофон входит в комплект), отображение SMS-сообщений, голосовой набор, телефонная книга. Для смартфонов предусмотрено высококачественное потоковое воспроизведение аудио и интернет-радио. Видео по каналу Bluetooth, увы, не пропихнуть…
Для удобства вождения предусмотрено подключение задней камеры обзора с настройкой парковочных линий
Не забыты и классические способы беспроводной передачи контента. Само собой, есть современный тракт FM с RDS и всеми возможными опциями. Кроме того, радиоприёмник работает в «дальнобойных» диапазонах длинных и средних волн – жаль, что эфир в этих диапазонах пустеет с пугающей быстротой…
Экран занимает не всю полезную площадь, но и этого размера вполне достаточно. Вы не забыли, что скоро лето?
Профиль – как профиль. Корма, правда, внизу выступает за габарит. Но совсем немного. Внутри, как можно увидеть «на просвет», совсем не тесно…
На корме аппарата богатая коллекция разъёмов: три пары линейных выходов RCA с уровнем 4 В, рядом видеовыход и вход для парковочной камеры. Ближе к центру – мини-джеки AV-входа и микрофона системы Hands Free, рядом с разъёмом питания мини-джек для подключения адаптера рулевых кнопок. Кабель USB несъёмный, провода подключения датчика заднего хода и стояночного тормоза выходят рядом с ним
Графический интерфейс отлично поработан не только с точки зрения эргономики, но и в художественном отношении. Красиво и удобно, к тому же предусмотрено несколько вариантов оформления заставки и выбор цвета фона – практически на любой вкус. Проиллюстрировать всё было бы нереально, поэтому пробежимся галопом.
Это основной экран. В качестве заставки выбрана гитара, но можно загрузить любое собственное изображение. «Шестерёнка» вызывает меню настроек, «кубик Рубика» – меню источников
При первом включении нужно выбрать конфигурацию аудиосистемы – классическую «фронт-тыл-саб», или «двухполосный фронт- саб». Все функции настройки и управления в меню удачно сгруппированы как по принадлежности, так и по частоте употребления. Логически связанные разделы меню в основном помещаются на одном экране. Подробно это будет проиллюстрировано далее.
Нажимаем «шестерёнку» и оказываемся в меню настроек. Рассматривать все меню установок не будем – во-первых, они интуитивно понятны, во-вторых, на крайний случай имеется инструкция. Подробно разберём только настройки аудиотракта, как самые интересные процедуры
На одном экране собран и графический интерфейс 13-полосного эквалайзера (настраиваемого в режиме «Пользователь»), и его пресеты, а также управление уровнем сабвуфера. Пока не нажата кнопка «ВСЕ ИСТ», настройка эквалайзера остаётся индивидуальной для каждого источника. «Иниц EQ» –сброс настроек в ноль. Предусмотрены 7 заводских предустановок эквалайзера (включая линейную АЧХ), плюс пользовательская. Безумная АЧХ на этом фото – иллюстрация возможностей графического интерфейса
В раздел «звуковые эффекты» (они почему-то остались непереведёнными) помещена и двухуровневая тонкомпенсация, и бас-буст (5 уровней), и пространственные эффекты, и «улучшайзеры» всех видов. Подробности – в разделе «Измерения»
Баланс и фейдер регулируются наглядно и красиво. В трёхполосной конфигурации фейдера, понятное дело, не будет
Алгоритм настройки акустики уже знаком по предыдущим моделям мультимедийных ресиверов, поэтому особых пояснений не требует. Здесь проиллюстрирована настройка классической конфигурации «фронт-тыл-сабвуфер» – она богаче возможностями
Настройку кроссовера и задержек предлагается начать с выбора типа автомобиля, калибра и расположения акустических систем. Это даст типовые настройки, которые всегда можно подкорректировать в ручном режиме, нажав кнопку X’over. По кнопке X’over для каналов фронта выбирается частота среза ФВЧ (от 30 до 250 Гц или никакой, это названо «Пропускной»), крутизна (от 6 до 24 дБ/окт., здесь она названа «Градиент») и усиление. Для твитеров это уже индивидуальное по каналам ослабление выше заданной частоты по типу «полочной» АЧХ (зависит от выбранного калибра «большой-средний-маленький»). Для тыла – те же значения частот среза и крутизны, только уже без отдельной настройки твитеров. В канале сабвуфера всё то же самое, только добавлена оперативная переполюсовка.
Всё, что ни делается, отображается на координатной сетке
В трёхплосной конфигурации всё примерно то же, для мидбаса появляется возможность включения полосового фильтра, и для всех динамиков – возможность попарной смены полярности (фазы). Выбор крутизны среза фильтров, к сожалению, ограничивается значениями 6 и 12 дБ/окт.
Регулировка временных задержек во всех режимах реализована весьма остроумно и наглядно. Выбираем позицию прослушивания – и, если тип автомобиля и расположение динамиков уже были определены ранее, то все временные задержки и уровни сигнала будут установлены автоматически.
Настраивается всё…
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Поскольку на панели нет сверкающих хромом загогулин, аппарат органично впишется в интерьер любого автомобиля. Энкодер удобный, экранное меню понятно без инструкции. Родственные настройки сгруппированы и прекрасно оформлены графически. Обработка звука – отдельно, эквалайзер и сабвуфер – отдельно, фильтры и задержки – тоже по отдельности. Пределы регулировок выбраны с запасом, нареканий не вызывают.
Звучание аппарата со встроенными усилителями ровное, с хорошим запасом по громкости (если не усердствовать с басом). Радиоприём уверенный, с хорошим качеством. Работа видеосекции великолепна – качество картинки отличное, что с диска, что с флешки, хотя набор видеоформатов узковат. FLV и MKV лишними не были бы, как и MPEG4. Звуковая секция откровенно порадовала богатыми возможностями настройки – и в части обработки звука, и в части настроек звукового поля. Разнообразные «улучшайзеры» полезны при прослушивании компрессированных аудиоформатов с невысоким битрейтом и с убогими штатными динамиками. Звучание же некомпрессированных форматов и с диска, и с флешки яркое и живое, без признаков «зажатости» или перегрузки.
Видео- и аудиофайлы всех заявленных форматов читаются без проблем, кириллица и в названиях файлов, и в тегах приветствуется. Картинки в этот раз не предлагаю, и так иллюстраций в избытке – но и «Зеркало мира» Никольского, и «Моя любовь на пятом этаже» воспроизводятся на экране вполне удобочитаемым шрифтом. Это же не сегментный или матричный индикатор, это нормальный видеомонитор – ему любой шрифт по силам. Настройка угла просмотра – шикарная вещь. Только не спрашивайте меня, как это работает.
ИЗМЕРЕНИЯ
Пойдём в том порядке, который задаёт нам меню звуковых настроек. Но сначала – небольшой «контрольный выстрел».
Все регулировки встроенного DSP – «по нулям», задержка сигнала в тракте менее полутора миллисекунд
У составителей пресетов 13-полосного графического эквалайзера каждый раз в запасе что-то новенькое. Я бы перетасовал между собой «Мощный», «Джаз» и «Рок» (хотя какая, собственно, разница: хоть горшком назови, только в печку не ставь – все три пресета хороши). «Поп» помимо всего прочего отлично подходит для новостей, а на «Базовом» вообще можно без напряга слушать всё, что угодно (кроме новостей). При ручной настройке доступны 13 полос, от 63 (в меню написано 62,5 Гц, но мы так не мелочимся) до 16 кГц, доступны три значения добротности – 1,35, 1,5 и 2,0.
Во всех режимах наблюдается лёгкий спад АЧХ ниже 30 Гц. Это полезно – звуковой информации там практически нет, зато облегчается работа всех динамиков даже при отключенных ФВЧ (а в сабвуферном канале его и вовсе нет). Перейдём теперь к звуковым эффектам. Собственно, часть из них сводится к частотной коррекции – но выделение их в отдельную группу оправдано.
Тонкомпенсация двухуровневая. В положении регулятора громкости 25 (из 35) и выше тонкомпенсация отсутствует (как и предписано наукой), на отметке 20 подъём на низах и верхах происходит только при уровне коррекции «Высокий», ниже отметки 15 уровень коррекции не меняется – но слушать музыку в движении при столь малой громкости вряд ли получится
Бас-буст, он же – «Подъём в низких частотах» работает одинаково на всех уровнях ниже «20», на максимальной же громкости можно заметить лишь следы деятельности пятого уровня, самого мощного. Сделано это затем, чтобы избежать клиппирования сигнала. По сути – ещё одна разновидность тонкомпенсации, только с большей степенью свободы.
Drive Equalizer – это как бы тоже тонкомпенсация, но работающая по другому алгоритму. Основная коррекция (примерно на 7 дБ) идёт в области верхнего баса, чтобы замаскировать шум движения, средние частоты также усиливаются – но в меньшей степени, на 4-4,5 дБ.
Stage EQ – дозированный подъём выше 2 кГц, от уровня громкости не зависит, а ощущение подъёма звуковой сцены реально создаёт
Остальные функции не поддаются простым замерам, ибо относятся уже к области психоакустики. Итог работы функции Supreme – небольшое увеличение уровня высокочастотных составляющих, по всей видимости – результат синтеза высших гармоник. Как работает Relizer – вообще непонятно, но здорово. Звучание становится наполненным, но приборы существенных изменений сигнала не засекли.
Самым объяснимым оказался Space Enhancer. Он создаёт виртуальное пространство за счёт хорошо подобранной реверберации: для имитации помещений различного размера варьируется не только время задержки эхо-сигнала, но и «плотность» отражений и скорость их затухания. Во всяком случае, «оживляж» получается весьма правдоподобный.
Напоследок у нас осталось самое простое – фильтры.
В двухполосном режиме ФВЧ фронтальных и тыловых каналов перестраиваются независимо. Диапазон перестройки частоты среза от 30 до 250 Гц шагами по 10 Гц (до 100 Гц) и по 20 Гц – выше, всего – 13 значений. Крутизна – от 6 до 24 дБ/окт. Аттенюатор твитера есть только во фронтальных каналах, максимально ослабление 8 дБ, минимальное, естественно – нисколько.
К ФНЧ сабвуферного канала только один вопрос – крутизна 6 дБ/окт здесь явно лишняя. Значения частоты среза и крутизны – те же, что и у ФВЧ
В трёхполосном режиме для сабвуфера работает ФНЧ с двумя значениями крутизны (6 и 12 дБ/окт.), частота среза 30 – 250 Гц. У твитеров появляется полноценный ФВЧ с частотой среза, устанавливаемой от 1 до 12,5 кГц (9 значений) и теми же двумя значениями крутизны. Для мидбасов можно включить полосовой фильтр Частоты среза у ФВЧ устанавливаются от 30 до 250 Гц, у ФНЧ – от 1 до 12,5 кГц, а крутизна будет такая, как у сопряжённой полосы.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наконец-то у Kenwood появился отлично оснащённый мультимедийный аппарат, поддерживающий двухполосный («поканальный») режим усиления. В звуковых «головах» он был давно, а в мультимедийных – только задержки. Справедливость восторжествовала.
Функциональность не всеобъемлющая (вряд ли это нужно), зато на вкус любого поколения, от DVD до видео с айФона. Плюс к этому – Bluetooth в самой современной инкарнации и удобная парковка. Все основные медийные задачи аппарат решает, усилий по освоению управления собой не требует. Возможности настройки широки, а процесс при желании может быть предельно простым. Плюс к этому – широчайшие возможности обработки аудиосигнала, весь наличный арсенал Kenwood в одном месте, причём за более чем разумную цену.
Теперь ложечку дёгтя. Совсем маленькую, справедливости ради. Список поддерживаемых видеоформатов не помешало бы расширить сверх «базовой комплектации». А в трёхканальной конфигурации DSP добавить немного крутизны фильтрам. Если не всем, то хотя бы сабвуферному.
Цена вопроса: 17550 руб.
A PROPOS
В этих аппаратах функций больше, но нет «поканалки»:
Мультимедийное ГУ Kenwood DDX 9716BTSR
Мультимедийное ГУ JVC KW-V320BT