Четырёхканальные усилители – рабочая лошадка car audio. Это так же неоспоримо, как и то, что большинство систем начального и даже среднего уровня строится по схеме «фронт + сабвуфер». Осознание этого факта привело к появлению усилителей, оптимизированных именно для такого применения.
РАБОЧАЯ ЛОШАДКА
Долгое время четырёхканальные усилители имели структуру «двойное стерео», каждая пара каналов оснащалась одинаково и достаточно полно – перестраиваемые фильтры высоких и низких частот, нередко и бас-бустеры в каждой паре каналов. Однако основной областью применения четырёхканальных усилителей была и остаётся либо конфигурация «фронт-тыл», для которой оснащение одной пары каналов становится избыточным, либо поканальное усиление, для которого стандартный «джентльменский набор» явно недостаточен. Если оптимизировать структуру фильтров по принципу «разумной достаточности» с учётом наиболее ожидаемого применения, то можно упростить и удешевить усилитель, не ухудшая его характеристик.
Усилитель KAC-PS704EX ориентирован преимущественно на популярную конфигурацию «фронт + сабвуфер». Это не исключает другие варианты применения, но оснащение усилителя органами управления неравновесное, это сразу бросается в глаза. Для фронтальной пары каналов предусмотрен отключаемый фиксированный ФВЧ, для второй пары каналов – широкополосный режим или работа с сабвуфером. Включение ФНЧ превращает эту пару каналов в мостовую. Сигналы левого и правого каналов суммируются и через перестраиваемый фильтр второго порядка поступают в усилитель мощности. Решение простое и эффективное – в самом деле, какой смысл делать фильтр для каждого канала, если сигналы в итоге всё равно будут сведены в один? А схема в результате упрощается и удешевляется.
Усилитель производит очень солидное впечатление. Массивный корпус отлит под давлением из алюминиевого сплава, окрашен порошковой краской и напоминает панцирь черепахи. Благодаря значительной площади охлаждения удалось обойтись без рёбер. Днище из тонкого стального листа закреплено винтами-саморезами. Все подключения и органы управления расположены на одной стороне, что упрощает монтаж и настройку.
Разметка регуляторов уровня и частоты среза ФНЧ облегчает настройку неопытному пользователю, а входы высокого уровня с автоматическим включением по сигналу позволяют расширить штатную аудиосистему без дополнительных затрат. Для питания и акустики предусмотрены простые клеммные колодки под «вилочку»
Монтаж усилителя выполнен с размахом и может показаться излишне просторным, но это только половина картины. Чип-компоненты установлены под платой, со стороны печатных проводников – их расположение отмечено белой краской на лицевой стороне платы, куда попали только оксидные конденсаторы и мощные резисторы. Разводка платы хорошо продумана. На выходе каждого канала – пара однотипных полевых транзисторов, в источнике питания – две пары полевых. Циркуляцию воздуха внутри корпуса обеспечивает малошумный вентилятор, он включается одновременно с усилителем.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание усилителя на малой громкости оказалось приятным, без замечаний. Средние частоты ровные, без окраски. Басовый регистр мощный и наполненный, запас мощности обеспечивает отличную макродинамику – в попурри на темы Гленна Миллера оркестровое фортиссимо прозвучало во всей полноте. Высокие частоты звонкие, «японистые», но с шёлковыми пищалками это даже к лучшему. С бумажными диффузорными пищалками было просто великолепно, но это, к сожалению, не для автомобиля.
Микродинамика чуть упрощена, посмотрим, как реализован режим работы выходного каскада. Тепловой режим усилителя просчитан хорошо, после часа работы на средней мощности корпус был чуть тёплым на ощупь – но это наводит на мысль о том, что ток покоя выходного каскада невелик.
ИЗМЕРЕНИЯ
Перечень заявленных параметров усилителя довольно лаконичен – диапазон рабочих частот до 50 кГц, фильтры, мощность.
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт |
70/100 | 95/140 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом) |
— | 0,04/0,048 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом) |
— | 0,09 |
Диапазон входной чувствительности, В | 0,2-5,0 | 0,18-5,3 |
Кривая искажений типичная для класса AB с небольшим током покоя выходного каскада. Минимум искажений приходится на диапазон большой мощности, причём там же и начинается быстрый рост искажений. Искажения на малой мощности повышенные, но не криминальные, 0,2-0,5% сами по себе незаметны, но несколько скрадывают микродинамику.
В широкополосном режиме обе пары каналов идентичны. Зависимость полосы пропускания от сопротивления нагрузки практически не прослеживается: завал АЧХ на краях диапазона еле заметен – 0,5 дБ на частотах 10 Гц и 20 кГц.
С фронтальными каналами всё просто и ожидаемо: заявлена частота среза 80 Гц, второй порядок. Измеренное значение оказалось чуть за пределами десятипроцентного допуска – в серийном производстве это объяснимо. С другой стороны, штатные пятидюймовые динамики ещё встречаются, для них такое значение частоты среза предпочтительнее.
Фильтры тыловых каналов перестраиваются согласно разметке от 50 до 200 Гц с промежуточными отметками, причём с неплохим попаданием в цель. Крайние частоты вообще совпали. А добротность фильтра немного гуляет: в середине диапазона перестройки крутизна 24 дБ/окт, по краям диапазона она немного снижается.
Фильтр НЧ перестраивается в диапазоне 50-200 Гц, как и было заявлено. При включении ФНЧ коэффициент передачи снижается – учитывается мостовое подключение нагрузки
МЕД & ДЁГОТЬ
Усилитель «ладно скроен и крепко сшит». Несмотря на принятые в конструкции упрощения (или благодаря им?) оснащённость предельно функциональная. Сабвуфер – пожалуйста, вот вам «малый джентльменский набор», причём с фильтром 4 порядка. Фронт может в полную полосу работать – пожалуйста. Не может? – вот вам фиксированный фильтр, нечего тут крутить, частота среза 80-90 Гц для динамиков ходовых калибров – в самый раз. Не фронт и не сабвуфер? Да отключайте все фильтры, и разруливайте сами, процессор вам в помощь.
Остальные характеристики отлично сбалансированы: искажения хоть и не рекордно – но низкие, мощность не фантастическая – но солидная, с перевыполнением плана. По опыту, Kenwood традиционно занижает это показатель, видимо, в расчёте на полусдохший аккумулятор – а мы замерили при 14,4 В. Усилитель звучит очень приятно и может работать не только у начинающих любителей car audio, но и в составе серьёзных систем (в широкополосном режиме). Здесь как раз тот случай, когда «звучит дороже, чем стОит».
Цена вопроса: 6 990 руб.
11 Comments
Александр
Это шутка?? Это же 704ый!!! Исправьте пожалуйста!
АвтоЗвук
Спасибо, поправили.
Преимущество онлайн версии — вносить правки в прошлогоднюю статью 🙂
Андрей
Подкажите будет ли работать сабвуфер(3-ий канал мостом) при подключении только двух линейных входов ?
александр
нет, для каждого усилителя свой вход
Григорий
А можно ФНЧ включать не в мостовом режиме подключения? У меня две колонки чисто с басовыми динамиками 8 дюймов каждый?
Железный ШИХМАН
Нет, эти функции связаны. Фильтр одноканальный, и работает уже со сведённым в моно сигналом. Впрочем, отдельные басовики можно включить не в мост, а к каждому из каналов, как обычно. Единственно — в этом случае они будут воспроизводить одинаковый сигнал (сумму левого и правого каналов). Но в подавляющем большинстве композиций, записанных в последние лет сорок, басовый диапазон ниже примерно 150 Гц и так сведён в центр, фактически — моно. Так что на слух отличия будут только на старых записях или джазе (где контрабас или бас-гитара строго в одном канале). Локализация барабанов будет всё равно правильной, широкий спектр атаки будет воспроизводиться СЧ динамиками.
Константин
Да. При включении ФНЧ каналы можно и не включать в мостовом режиме. Но в связи с тем, что ФНЧ работает в монорежиме, сигналы в левом и правом каналах будут абсолютно одинаковы.
Григорий
Здравствуйте.
Можно у Вас в общем по автоусилителям проконсультироваться (очень хочется иметь хотя бы малейшее представление о возникшем вопросе)?
Имеется вышеописываемый Kenwood KAC-PS704EX для озвучки в домашних условиях стерео акустики Yamaha NS-6490.
Работает усилитель до мидбасов, поэтому в системе еще присутствует сабвуфер на усилителе Swat M-2.120.
По идее всего хватает.
Я ради интереса переслушал уже несколько автоусилителей на своих Ямахах и ни один не играет так чисто середину как этот Kenwood.
Я слышу, как четко, ритмично отрабатывается середина в сценических композициях и хочу понять, как найти что-то подобное (усилитель).
К примеру, новый двухканальный Kenwood KAC-PS802EX с мощностью 2х60Вт не получает такой чистоты на СЧ (я бы предположил, что у него мало мощности и, поэтому он играет «середину» не четко, но в то же время он отлично отрабатывает НЧ на Басс Бусте +6dB).
Mystery MR-2.75 тоже не играет СЧ так чисто.
Можете проконсультировать, какие параметры КГИ/КНИ должны быть, чтобы получить звук, сравнимый с Kenwood KAC-PS704EX?
Какие производители выпускают подобные (по качеству) усилители?
К слову, четырёхканальный Кенвуд достался мне новым за 7000р год назад.
Железный ШИХМАН
Коэффициент нелинейных искажений — ещё не самый главный параметр. Для чистоты звучания в большей степени важен спектральный состав гармоник — сколько их и каких. Кроме того, эти гармоники ещё и между собой взаимодействуют, образуются комбинационные тона — этот уже учитывается коэффициентом интермодуляционных искажений. Но его измерения по стандартной методике неудобны и мало информативны, мы при необходимости используем другую методику — два тона с близкими частотами.
Секрет звучания этой модели усилителя — полевые транзисторы на выходе. В отличие от биполярных, у них очень короткий спектр гармоник — в основном вторая. Соответственно, интермодуляциеонные искажения тоже очень малы — несмотря на сравнительно высокий уровень Кг.
Dart
Замеры мощности производители дают при КНИ 0,05%! а не 1% как у вас, поэтому вы и намерили 95 ватт а не 70 при 4 Ом. И так делают все нормальные производители…
Железный ШИХМАН
Производитель волен измерять как угодно, по своим собственным критериям. Мы измеряем по ГОСТ 23849-87.