Тема многоканальных усилителей то периодически затухает, то возникает вновь. Пожалуй, ни один производитель не прошёл мимо. И если универсальные многоцелевые усилители с развитой системой регулировок уже вымерли как динозавры – это ничуть не помешало эволюционировать и выжить их «специализированным» собратьям с минимумом функций.
ЭВОЛЮЦИЯ НЕ ПО ДАРВИНУ
Чарльз Робертович не без основания полагал, что развитие живых организмов идёт от простого к сложному, через приобретение новых функций в соответствии с условиями обитания. Эволюция электронных «организмов» обычно идёт иначе: пройдя некий пик универсальной функциональной оснащённости, всё возвращается к простым – но уже специализированным формам. Отсеивается всё невостребованное, техника приспосабливается к «условиям обитания». Так упростилось до предела оснащение многоканальных усилителей: классическая схема «фронт-тыл-саб» устраивает 95% покупателей – и обходится дешевле. А для оставшихся 5% есть звуковые процессоры.
Сегодняшний участник теста иллюстрирует эти положения во всей полноте: кроссовер без архитектурных излишеств, но вполне функциональный. Четыре равноценных канала плюс пятый сабвуферный, все – с более чем приличной мощностью. Четыре основных канала по 50 Вт и 300 Вт в сабвуферном – серьёзная заявка, и в столь компактных габаритах единственная на сегодняшний день. Габариты функциональных аналогов от других производителей заметно больше, а мощность ниже.
Компоновка классическая, но глаз радует. Массивный корпус из алюминиевого сплава хорошо отводит излишки тепла, рациональный монтаж, малогабаритные полевые транзисторы выходного каскада и продуманная компоновка – это ещё не всё. Новинка – «детектор паузы», который в отсутствие сигнала блокирует работу выходного каскада и снижает выделение тепла, и без того незначительное. Это позволило отказаться от принудительного охлаждения, лишённый вентилятора усилитель работает абсолютно бесшумно. Во время теста при длительной работе на большой мощности температура корпуса не превышала 40 градусов.
Снизу корпус закрыт панелью из листовой стали, торцы оформлены пластиковыми законцовками с отверстиями для крепления и защитными декоративными накладками. «Силовая» сторона корпуса выполнена в классических традициях: винтовые клеммы под «вилочки». Клеммы не выступают за габарит корпуса, что обеспечивает и защиту соединений, и эстетику. Но для доступа к винтам придётся предварительно снять декоративную накладку
С противоположной стороны – три пары RCA входов и панель регулировок. Селектор входов позволяет использовать для сабвуфера сумму четырёх каналов – или отдельный вход. Входы высокого уровня не предусмотрены. Равноценные пары каналов A и B оснащены отключаемыми ФВЧ, канал сабвуфера – неотключаемым ФНЧ и бас-бустом. Естественно, во всех каналах есть регулировка чувствительности. Необходимый и достаточный набор
Посмотрим, что внутри усилителя. Стальная штампованная нижняя крышка усилителя входит одной стороной в пазы, вторая фиксируется двумя винтами. Удобно и практично, хотя в процессе нормальной эксплуатации вряд ли кому придёт в голову мысль заглядывать внутрь. Разве что из любопытства – но на это есть «специально обученные люди», сейчас мы вам всё расскажем.
Для заявленной мощности усилитель весьма компактный – заслуга импульсного класса D. Усилитель канала сабвуфера – мостовой, такую мощность нелегко получить другими способами. Большую часть платы занимает источник питания, причём в трансформаторах вместо кольцевых сердечников применены Ш-образные – такие трансформаторы технологичнее и дешевле. А что у них есть поля рассеяния – так ведь в цифровой век живём, некому теперь на эти поля рассеяния реагировать. Зато стало возможным без проблем применить раздельные источники питания для всех каналов. Четырёхслойная печатная плата оптимальной топологии исключила перемычки и сложную трассировку.
На отдельной плате – каскады предварительного усиления и обработки сигнала. Под ней можно разглядеть выходные LC-фильтры основных каналов. По краю платы справа – силовые транзисторы преобразователя (вблизи) и диодные сборки выпрямителя (вдали). В источнике питания применены отборные электролитические конденсаторы ELNA с низким внутренним сопротивлением, это существенно улучшило динамические характеристики усилителя.
Ещё один момент из области схемотехники: для снижения выходного сопротивления усилитель охвачен петлёй обратной связи по аналоговому сигналу, то есть после выходного фильтра. В результате достигнут коэффициент демпфирования более 1200, а полоса пропускания по уровню -3 дБ расширена до 50 кГц.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Прослушивание было организовано через одну пару каналов. Звучание усилителя приятное, но микродинамика несколько упрощена, звуковой картине иногда немного не хватает глубины. Тональный баланс приятный, середина чуть суховата, зато басовый регистр сочный, с хорошим наполнением. Порадовал приличный запас мощности, макродинамика очень достойная. В целом усилитель идеален для энергичных современных жанров, академическая музыка всё же не для него.
ИЗМЕРЕНИЯ
Начнём с мощности и искажений, поскольку эти параметры многоканального усилителя более интересны, чем характеристики кроссовера – они понятны и по фотографии, графики лишь уточнят некоторые детали.
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Максимальная мощность основных каналов (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт |
50/75 | 60/95 |
Максимальная мощность в канале сабвуфера (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт |
300/500 | 300/500 |
Коэффициент нелинейных искажений основных каналов (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % |
— | 0,008/0,022 |
Коэффициент нелинейных искажений основных каналов (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % |
— | 0,022 |
Коэффициент нелинейных искажений в канале сабвуфера (100 Гц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % |
— | 0,7/0,5 |
Чувствительность, В | 0,2/5,0 | 0,18/4,95 |
Мощность основных каналов оказалась на 20% выше заявленной; характер искажений типичный для усилителей класса D – неожиданные максимумы и минимумы на средней мощности, заметный (но не криминальный) рост искажений на микромощности. В сабвуферном канале картина напоминает классическую «галку» аналоговых усилителей, но уровень искажений не маленький даже по меркам сабвуферного канала – зато мало зависит от сопротивления нагрузки. Впрочем, мощности менее 5 Вт можно смело исключить из рассмотрения – на это приличный сабвуфер и диффузором не поведёт.
Кроссоверное хозяйство основных каналов ориентировано на решение типовой задачи «фронт/тыл», поэтому предусмотрены только отключаемые ФВЧ второго порядка. Добротность фильтров при перестройке немного меняется, но каноническая крутизна выдерживается на большей части диапазона. В канале сабвуфера неотключаемый ФНЧ второго порядка с постоянной добротностью и довольно широкополосный бас-буст с центральной частотой 40 Гц. Подъём 12 дБ – как и было заявлено, убирается «в ноль», что можно только приветствовать.
МЕД &ДЁГОТЬ
Пятиканальник класса D с традиционными функциями, жёстко ориентированный на структуру «фронт-тыл-сабвуфер». Для решения других задач придётся привлекать процессор. К фильтрам основных каналов есть маленькая претензия по добротности, но в рамках предложенного применения это несущественно. Оснащение сабвуферного канала вполне достаточное, фильтр и бас-буст работают грамотно. Очень хорошие показатели по мощности, в основных каналах даже с заметным перевыполнением плана, причём всё это – в весьма компактном исполнении. Звучание энергичное, яркокое, слух радует – а что ещё нужно меломану? Даже если он любитель жёсткого рэпа…
Цена вопроса: 16 990 руб.
A PROPOS
Многоканальный усилитель Focal FPX 5.1200