Компактными импульсными сабвуферными усилителями в наше время удивить сложно. Но можно. Особенно интересно, когда с такой заявкой выступает доселе неизвестный бренд. Вот заодно и познакомимся c FSD Audio.
КРЕПЫШ ОТ FSD AUDIO
Габариты корпуса усилителя действительно небольшие, 220 х 165 х 50 мм – для наглядности на фото под него подложена миллиметровка. С монтажными лапками длина 245 мм. Конструкция усилителя вполне традиционная: массивный корпус из алюминиевого профиля с небольшими, но отнюдь не символическими рёбрами охлаждения (на фото в профиль их будет хорошо видно), по торцам – стальные крышки, они же монтажные лапки. Тепловыделение очень скромное, во время длительных тестов усилитель практически не нагрелся (чего не скажешь об эквиваленте нагрузки, на нём можно было жарить яичницу). Конечно, измерять к.п.д. усилителя термометром в принципе возможно (как и летать по пачке «Беломора»), но на это мы не отвлекались. Понятно, что не 100%, столько физика запрещает – но уж никак не меньше 80.
По краям корпуса две пары разъёмов RCA – входные и для соединения двух усилителей в мост. Разъём телефонного типа – для выносного регулятора усиления (он есть в комплекте, скоро покажем). Остальное – органы управления, их довольно много: чувствительность, частота среза ФНЧ и сабсоника, фазовый корректор и бас-буст с регулируемой центральной частотой. Солидное оснащение…
Колодки питания и акустики закрытые, все под отвёртку, провод питания диаметром 10 мм входит с маленьким зазором. Вообще-то для remote можно было дырку провернуть поменьше, но, увы, в погоне за унификацией комплектующих так делают нередко… Предохранители – на 40 А каждый
Выносной регулятор усиления рассчитан на «подвесную» установку, на фото он «вверх ногами». Кабель с телефонными разъёмами входит в комплект
ИЗМЕРЕНИЯ
Вот – главная характеристика басового одноканальника по паспорту:
Мощность по заявке (4/2/1 Ом, Вт RMS) 250/380/600
Усилитель рассчитан и на работу с одноомной нагрузкой, именно в этом случае от него предлагается получить «титульную», включённую в название модели, мощность. Такого эквивалента нагрузки у нас нет (придётся завести, наконец), да и блок питания тоже нужен помощнее…
У нас получилось так: на «детской» нагрузке 4 Ом мощность составляет 215 Вт RMS при КНИ 1%, на 2 Ом это будет 320 Вт (тоже RMS, тоже при 1% искажений). При таких делах мы вправе ожидать на 1 Ом (на такой нагрузке мы измерений не проводим, это – экстрим, не для лабораторных условий) «выхлопа» порядка 450 Вт RMS. Но изготовители не указывают, при каком значении КНИ фиксируется максимальная мощность. При искажениях 10%, что для сабвуферного динамика, самостоятельно фильтрующего лишние гармоники, и несущественно, мы намерили как раз заявленные 250/380 Вт – а там и 600 нарисуются. Маленькая хитрость, почти невинная…
Другие важные для нас характеристики таковы:
- Коэффициент нелинейных искажений
(100 Гц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % 0,15/0,15 - Входная чувствительность, В 0,2 — 8,0
Что касается искажений: они в среднем выше, чем привычные для нас в среднечастотном диапазоне, но для сабвуферного усилителя просто ничтожные. Поскольку речь идёт о басовом диапазоне, такой уровень гармоник останется незамеченным даже для опытного уха. Кроме того, в основном диапазоне мощностей они нарастают довольно медленно, а на двухомной нагрузке даже ниже, чем на четырёхомной. Диапазон входной чувствительности вполне универсальный и достаточен для сопряжения с любыми головными устройствами – от современных до винтажных.
Диапазон перестройки фильтров по факту оказался шире, и с разметкой совпадает лишь частично: ФНЧ перестраивается не от 22 до 160 Гц, а от 30 до 300 Гц – большого греха в этом нет, но для сабвуферного усилителя верхняя граница частоты получилась высоковата. Сабсоник перестраивается не от 5 до 22 Гц, а от 10 до 60 Гц – для практической работы это даже удобнее, хотя верхняя граница опять же могла быть поскромнее. Оба фильтра – четвёртого порядка, на верхней границе ФНЧ крутизна ещё выше: сказывается влияние выходного фильтра импульсного тракта
Центральная частота бас-буста согласно разметке может принимать любое значение в диапазоне 22 – 70 Гц. В реальности – от 37 до примерно 100 Гц. Добротность корректирующего звена при перестройке заметно меняется, и на верхнем пределе буст становится широкополосным. Наибольшая величина подъёма – 11 дБ независимо от центральной частоты, здесь совпадение полное
Фазовый корректор работает великолепно. Комментарии излишни
МЕД & ДЁГОТЬ
Усилитель выступил зачётно по всем дисциплинам. Основная характеристика сабвуферного усилителя – мощность, и заявка выполняется на 100% (пусть и при 10% искажений, это здесь не помеха). Фильтры выполнены корректно и толково, с высокой крутизной – четвёртый порядок есть не у всех куда более именитых изделий, как и перестраиваемый бас-буст. Основная претензия здесь даже не к пределам перестройки (они чуть шире необходимого, «с запасом»), а к не соответствующей реальности разметке регуляторов. Впрочем, вертеть их всё равно будут «на слух», а придраться, в общем-то, больше не к чему.
Цена вопроса: 7 890 руб.
A PROPOS
Четырёхканальный усилитель FSD AMA-4.80 AB