Придаете ли вы значение качеству тех недорогих акустических кабелей, что продаются повсюду в нарезку с катушек? Если да, то вам стоит прочитать этот материал. Ну а если нет – прочитать дважды.
МЫ ВЫШЛИ ИЗ БУХТЫ…
Наверное, какой-либо тотальный тест всех представленных на рынке спикерных проводов мог бы дать прямой ответ на вопрос: какие из них достойны включения в систему, а какие годятся лишь в качестве бельевой веревки. Но это все равно, что пытаться объять необъятное, ведь производители кабелей, число которых и так устремляется к бесконечности, считают своим долгом выпускать свою продукцию в как можно большем ассортименте, чтобы окончательно запутать нас в выборе.
Поэтому мы решили поступить проще: на примере четырех доступных каждому образцов, отличающихся по сути лишь сечением и качеством меди, попытаемся выявить те закономерности, которые затем всегда нам помогут, когда дело дойдет до покупки.
Для чистоты выборки кабели взяли одной марки и в традиционной PVC-изоляции. Проводники – обычные, многожильные, без какого-либо лужения или серебрения. Чтобы разница в качестве звучания при субъективных тестах проявилась более отчетливо, все четыре образца, включая и пятый эталонный, нарезались достаточно длинными кусками и, понятно, одинакового размера (парными отрезками по 4,36 метра, если быть точным).
Все прослушивания проводились в отлаженной домашней стереосистеме и помещении с соответствующей акустической обработкой. Вот полный тракт:
- ноутбук Apple Macbook Air с софтовым плеером Vox и подборкой различных тестовых аудиофайлов качества CD и Hi-Res;
- цифровой кабель InAkustik USB 2.0 High Speed Referenz;
- интегральный усилитель Denon PMA-2500NE со встроенным ЦАПом;
- эталонный (либо же испытуемый) акустический кабель;
- акустика Supravox Bahia.
Выбор весьма экзотичных колонок, отличающихся единственным широкополосным излучателем и акустическим оформлением типа «лабиринт», объясняетя их феноменальной чуткостью к любым изменениям в тракте. Ну а кабелем, который во всех прослушиваниях нам послужил образцом для сравнений, являлся InAkustik Referenz LS-1002 (в нарезку продается по 1890 руб/метр). Он примечателен двойной симметричной конструкцией, солидным сечением 4 х 2,97 мм² и, главное, особой полиэтиленовой изоляцией, которая, по мнению производителя, по своим свойствам максимально приближена к идеальному диэлектрику. С чем, к слову, и не поспоришь.
Эталонный кабель
InAkustik Referenz LS-1002 (1890 руб/метр)
InAkustik First 1.5 (99 руб/метр)
Каждый проводник «Фёрста» свит из медных жилок диаметром 0,2 мм, а общее сечение кабеля составляет 2 х 1,5 мм². В качестве изолятора применятся прозрачный эластичный поливинилхлорид. Эта модель открывает малобюджетную серию First, которую немецкий производитель кабелей начал выпускать в этом году. Производится она, правда, не на мощностях InAkustik, а в Румынии, но сырье для нее поставляется с собственного завода InAkustik. Поэтому на First вполне можно смотреть как на качественную и в тоже время весьма привлекательную по цене европейскую альтернативу кабелям из Китая.
Система с ним почти не теряет в динамике, но отличия в звучании все же существенные – их находишь по всему спектру. Меньше всего напрягает высокий регистр – для дешевого кабеля саунд достаточно прозрачен и даже не агрессивен, хотя ослабленная деталировка мешает услышать звуковую сцену в той идеальной трехмерной прорисовке, какую показал эталон – ухудшается и локализация, и микродинамика. Середина подкрашивается, причем нельзя определенно сказать на какой частоте – просто все голоса и инструменты приобретают визгливые оттенки. Хуже всего с низкими частотами. От крепко сбитых и подробных басов осталось только воспоминание. Поначалу вообще создается иллюзия, будто усилитель вдруг перестал нормально контролировать нагрузку. Но если вслушаться, то масштаб проблемы не так драматичен. Атака вполне выражена, удар есть, послезвучия не затягиваются. Упростилась лишь басовая текстурность, которая сгладилась где-то аж до средних частот. Как? Контрабас стал напоминать виолоночель. Она, в свою очередь, замаскировалась под альт, а тот – под скрипку. По той же причине на рок-композициях однообразными становятся бас-гитары и бочки. Любители эпохи новой волны и современных электронных композиций могут не волноваться – ни на ритмах драм-машин, ни на динамическом напоре синтезированного баса это не сказывается.
InAkustik First 2.5 (149 руб/метр)
Переплатив за каждый метр кабеля 50 рублей, получаем First в более солидном 2,5-миллиметровом сечении. По идее, одинаково все: материал диэлектрика, качество меди, диаметр жилок, из которых свиты проводники (те же 0,2 мм). Отличия только в толщине. Но, если хорошенько присмотреться, они есть и в цвете изолятора. У First 2.5 поливинилхлоридная оболочка не имеет дымчатого оттенка, отчего кажется, будто и медь светлее.
Дополнительный квадратный миллиметр сечения – это сразу ощутимая прибавка ясности в низком и среднем регистре. Подчеркиваю: ясности, а не динамики! Всё закономерно: в линии снижается сопротивление и кабель уже гораздо меньше влияет на соотношение импеданса нагрузки к выходному сопротивлению усилителя (тот самый демпинг-фактор). С First 2.5 гармоническая фактура еще не проявляется с такой откровенностью, как с эталонным кабелем, но уже хотя бы нет проблемы с различением акустических инструментов. По сравнению с First 1.5 ослабляется яркость в средней полосе и возрастает динамика на ВЧ. Правда, это не то улучшение, которому стоит радоваться. Хай-хэты, тарелки и весь «металл» становится боле щедрым на звон, но он менее разборчив. А пространственная ясность, как и разделенность по планам, скорее даже ухудшилась.
InAkustik Star 1.5 (149 руб/метр)
Те же 50 рублей в пересчете на метр можно переплатить и за кабель более высокого класса, который производится в Германии и по своим внешним характеристикам близок к First 1.5. В нем используются более толстые жилки (диаметром 0,3 мм), зато из бескислородной меди (тоже немецкой переработки, кстати). Есть и второе, причем принципиальное отличие, которому обычно редко придают значение – «отрицательный» проводник у Star завит в противоположную сторону от «положительного».
Сложно сказать, что больше всего повлияло на изменение «сценических» характеристик – диаметр, чистота поверхности жил либо оппозитная завивка пар (скорее все вместе взятое), – но локализация и образность КИ в пространстве улучшилась в очень заметной степени. Незначительно возросла по сравнению с описанными двумя образцами микродинамика. Слух стал улавливать больше деталей на ВЧ. Далее – недостатки: средний регистр всё равно яркий, хотя неприятного накала меньше. А в басовом регистре четкости не больше, чем в первом включении.
InAkustik Star 2.5 (199 руб/метр)
Четвертый образец опишем коротко: он сделан в том же месте и по одинаковому «рецепту» со Star 1.5, но имеет увеличенное сечение.
Теперь попробуйте предугадать, как это отразилось на звучании. Разумеется, лучше проявилась басовая гармоническая текстура. Но, правда, еще не в такой степени, чтобы стало возможным в легкую различать разные инструменты одного и того же вида, отличающиеся лишь нюансами. Зато вокал обогатился колоритными тембрами – голоса стали более узнаваемыми и правдоподобными. Верхняя середина «запела» чище и мягче, а высокий диапазон стал почти нейтральным, хотя и не идеальным (самых тонких деталей ему все-равно не хватало, как воздуха). Интереснее всего изменилась сцена. Кажущийся объем увеличился, образность усилилась, но все мнимые источники, обозначающие в пространстве исполнителей и инструменты, разом покрупнели. Кому-то такая масштабная трактовка понравится даже больше, чем от эталонного кабеля…
Мотаем на локоть
На самом деле, этим тестом мы не открыли ничего нового, а лишь напомнили прописную истину: даже недорогие провода подбирать следует расчетливо, исходя из назначения компонентов в системе. Соединяя все драйверы с имеющимися в инсталляции кроссоверами и усилителями пусть даже «хорошим» кабелем, но «с одной катушки», вы тем самым ограничиваете музыкальный потенциал техники, которая и так не претендует на какую-то аудиофильскую эстетику.
В системах высокого уровня, применительно к которым слово «вовлеченность» произносится без всякой насмешки, «уравниловка» в проводах и вовсе может стать причиной неразрешимых проблем. Недостаточное сечение по меди попросту «слижет» весь мидбасовый кайф у продвинутых головок. Медь недостаточной чистоты (как, кстати, и серебряное покрытие недостаточной толщины) у дешевых кабелей станет причиной трудноискоренимой подкраски. А такой компромиссный изолятор, как поливинилхлорид в оболочке стандартных кабелей, протянутых к пищалкам, способен так замутить звуковую сцену, что уже никакой DSP не поможет.
Вот хотя бы ради экспериментаторского интереса подключите высокочастотники кабелями в полиэтиленовой изоляции, а на сабвуфер подайте сигнал, например, сразу парой или тройкой InAkustik Star 2.5, чтобы получить общее сечение в достойные 10-15 «квадратов». И не забудьте после этого в комментариях рассказать об изменениях.
8 Comments
Александр
Ура! Спасибо за Комментарии на сайте!
Слава
за коментарии спасибо)
кабеля важны, но в магазинах один и тот же кабель продают от 100 руб и до 500 руб.
обычному слушателю важно на сечении кабеля не экономить)
Железный ШИХМАН
Выбирайте правильные магазины 🙂
Кирилл
Спасибо за хороший обзор!
Как раз стою перед выбором кабелей в будущую систему.
Степан
А что на счёт акустических кабелей из витой пары?
Давно ещё читал один тест (вроде как слепой тест), они там заняли высокое место, хотя в десятки раз дешевле конкурентов.
В теории всё красиво:
Они изготавливаются для очень высоких частот, значит они должны быть из качественных материалов.
В них изолированные друг от друга жилы.
Единственный минус — малое суммарное сечение всех жил, приходится использовать несколько проводов параллельно.
Кто-нибудь пробовал такое решение?
Руслан Тарасов
Степан, я своими руками ради пробы еще лет десять назад сплел акустические кабели из четырех витых пар (прямо как есть, не разделывая их), чтобы получить достаточное сечение. Мороки было много, а результат вышел своеобразный. По ВЧ намного чище и детальнее, чем обычные многожильные провода в ПВХ-изоляции, но по четкости баса и по динамике в целом проигрывают. Правда, когда я это делал, то не учел две важных вещи. Первая: у витых пар любой категории невозможно установить реальное качество примененной меди и изоляции. Даже с дорогими фирменными образцами. Пишут, например, что применяется полиэтилен, но его — десятки разновидностей с разными добавками и свойствами. Так что по-хорошему надо брать несколько образцов, выдергивать из них косички и предварительно отслушивать каждую хотя бы в межблочном соединении, чтобы отбраковать худшие. Второе: шаг и точность завивки витых пар тоже штука непостоянная. И как с этим бороться — неясно. Если есть свободное время, обязательно попробуйте. Занятие довольно познавательное. Может, найдете хороший вариант для пищалок.
Олег
Спасибо за статью. Сейчас подбираю систему в авто. Еще в сомнениях. Голова Пионер на андроиде (усилок планирую позже). Компонентные АС выбираю из двух:
— Infinity KAPPA 60.11 CS
_Polk Audio MM6501,
Нужен совет :на какие акустические кабели(включая не только автомобильные бренды)
стоит обратить внимание, как раз чтобы раскрыть музыкальный потенциал техники.
Слушал раньше Каппу с QED -мне нравилось, но не было возможности сравнить с другими производителями.
Руслан Тарасов
Олег, вот так точно не скажу, поскольку подбором кабелей к автомобильной акустике никогда не занимался. Но в домашних системах желанный результат в звучании мне проще получать с кабелями Kimber, Iпakustik, Atlas, Chord, Cardas, Oyaide (средней и высокой группы) — они не «перекрашивают» звук, как некоторые, а вносят в него порядок. Из более доступных по цене назвал бы только Tchernov и RealCable. В любом случае избегайте PVC в изоляции. Остальное — дело вкуса.