Одно время казалось, что обычным двухдиновым «головам» без видео уготована судьба динозавров – но и среди них вымерли не все, крокодилы и черепахи здравствуют и поныне. А всё потому, что оказались в своей нише и вовремя приспособились к новым условиям.
ИЗ ЖИЗНИ ДИНОЗАВРОВ
Несмотря на доступность и всеобщую моду, видео за рулём сегодня необходимо не всем – многим пользователям достаточно и музыки, но с высоким качеством. В звуковых головных устройствах формата 2DIN есть своё очарование – солидный аппарат, всё такое большое и надёжное… К тому же крупные кнопки позволяют управлять аппаратом практически вслепую – достоинство неоспоримое, и для многих пользователей решающий аргумент в пользу такого выбора. А отказ от дискового привода и переход к современным носителям позволяют уменьшить габариты и вдохнуть новую жизнь в этот классический формат. Наконец, если аппарат воспроизводят файлы FLAC с разрешением вплоть до 96 кГц / 24 бит – это самый серьёзный аргумент для ценителей высококачественного звучания.
Попавший к нам на тест бездисковый «двухдинник» JVC KW-X830BT не имеет прямых аналогов в модельном ряду JVC, это первый аппарат такого семейства, досрочно открывающий линейку 2018 года. Особо нужно отметить, что он спроектирован таким изначально, а не путём исключения дисковода из дисковой модели. Но программно-аппаратная платформа использована уже хорошо отработанная, это позволило быстро запустить новую модель в производство. Так что не удивляйтесь знакомым функциям и графикам – при цифровых измерениях цифрового тракта результаты совпадают «до третьего знака», то же самое относится и к звучанию. Поэтому не будем тратить время на повторение уже известного – сосредоточимся на отличиях.
Первое внешнее отличие – крупный комбинированный матрично-символьно-точечный дисплей Vertical Alignment, который отлично читается даже под углом и при ярком солнечном освещении. Светодиоды OSRAM с углом рассеяния 120 градусов дают равномерную, яркую, но не ослепляющую подсветку кнопок. Предусмотрена возможность регулировки яркости для дневного и ночного режимов и переключение цветов подсветки.
Структура дисплея. Информация выводится на 16-сегментные алфавитно-цифровые знакоместа: основная в 13-символьной верхней строке, дополнительная – в маленькой 8-символьной ниже. Включенные режимы работы индицируются готовыми символами-пиктограммами. И, наконец, в точечной части отображается вспомогательная информация – вид АЧХ, часы и т.д.
Отдельное нововведение – U-образный LED-бар, который служит не просто декором, но и является индикатором режима работы ресивера. Для большего удобства управления отдельно выведена кнопка прямого переключения на внешний источник. В правом нижнем углу пламенеет флешка с тестовыми файлами всех мыслимых форматов
Ресивер оснащён встроенным модулем Bluetooth со всеми телефонными опциями, включая воспроизведение потокового аудио. К нему можно подключать одновременно до двух смартфонов в режиме hands-free и до пяти (!) смартфонов в режиме воспроизведения музыки (функция JVC Streaming DJ). Поддерживается профиль AVRCP1.5, дающий возможность навигации по медиатеке подключенного по Bluetooth смартфона прямо с головного устройства. Для работы с Android-смартфонами (MSC/AOA 2.0) рекомендуется бесплатное приложение JVC Smart Music Control или JVC Music Play. Для iPhone или iPod доступно прямое управление воспроизведением с передней панели при подключении к USB. Наконец, ресивер поддерживает работу с приложением JVC Remote App, позволяющем управлять воспроизведением и настройками ресивера прямо со смартфона по каналу Bluetooth.
Кстати, о настройках. В аппарате применён полноценный цифровой процессор (DSP) с фильтрами для поканального подключения акустических систем, функцией задержек и развитым 13-полосным эквалайзером. Кроме того, для обработки звука есть ряд уже известных функций: Space Enhancement – виртуальное расширение звукового пространства за счёт управляемой реверберации; Sound Response – улучшение звучания компрессированных файлов с применением технологии K2; Sound Lift – подъём звуковой сцены за счёт дозированной коррекции на высокочастотном краю диапазона, и ряд различных вариантов коррекции частотной характеристики в зависимости от установленной громкости – тонкомпенсация, Volume Link EQ, бас-буст. Подробный «разбор полётов» процессорной части будет в разделе измерений.
Глубина ресивера стандартная
Ресивер оснащён двумя парами линейных выходов, а при необходимости поканального подключения акустических систем для твитеров задействуются каналы встроенного усилителя. JVC KW-X830BT идеально подойдёт тем, кто предъявляет повышенные требования к качеству звучания, но не планирует строить систему с большим количеством усилителей. И с таким набором выходов можно размахнуться на очень достойную систему, двух- или трёхполосную (сабвуфер считается за полосу).
Линейных выходов с напряжением 2,5 В – две пары. Фронт и переключаемый выход тыл/сабвуфер. Рядом – вход для микрофона системы Hands Free – он входит в комплект
Руки сами потянулись за отвёрткой. Места внутри более чем достаточно. Можно даже проапгрейдить аппарат ламповым каскадом, соответствующих наборов сейчас немало…
Индикация и управление. На этом фото видно, что существует версия с дисководом (KW—R930BT) – но она отличается основной платой
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Интерфейс аппарата удобный, большая круглая кнопка позволяет одним нажатием получить доступ к смартфону или планшету, чтобы ответить на звонок или послушать музыку. Меню аппарата несложное, заблудиться нельзя. И в то же время настраивается буквально всё, что только придёт в голову – например, яркость и цвет подсветки для дневного и ночного режимов. Спешить не нужно, аппарат даже не думает возвращаться к основным обязанностям, пока его туда не вернут. При работе со всеми носителями поддерживаются теги на кириллице – вполне удобочитаемые. В общем, всё предсказуемо, поскольку уже не раз проверено в действии. Звуковая секция работает на твёрдую «пятёрку», все регулировки реально полезные – впрочем, эквалайзеру уделено особое внимание при измерениях. Читаются все заявленные форматы, тут без вопросов.
Поистине великолепно звучание WAV и FLAC с USB-носителей. Ровное, аккуратное, с безупречной проработкой мелких деталей и отличным тональным балансом. Sound Response по мере возможности возвращает компрессированным файлам задние планы и глубину. Space Enhancement увеличивает объёмность звучания, хорошо знакомые записи зазвучали ещё «стереофоничнее». Sound Lift подчёркивает средне-верхнечастотный участок диапазона, что при традиционной установке пищалок действительно поднимет звуковую сцену.
ИЗМЕРЕНИЯ
В этот раз начнём с настроек кроссоверной секции. Естественно, в аудионастройках предварительно выберем нужную конфигурацию. Линейные выходы и встроенные усилители конфигурируются в зависимости от выбранного числа полос.
В двухполосном режиме фронтальная пара линейных выходов и встроенных усилителей оснащена регулируемым ФВЧ и «полочным» корректором уровня пищалки – уже хорошо знакомая схема. Вторая пара линейных выходов (которая не фронтальная) может быть тыловой или сабвуферной, таким же образом и независимо от «линеек» встроенный усилитель мощности может работать либо с тыловыми динамиками, либо с пассивным сабвуфером, подключенным к левому тыловому каналу (это уже вариант системы «бюджетнее некуда»). Соответственно конфигурации выхода назначаются и фильтры: ФВЧ – тылу, ФНЧ – сабвуферу.
ФВЧ фронтальных и тыловых каналов настраиваются независимо. Диапазон перестройки – от 30 до 250 Гц (30/40/50/60/70/80/90/100/120/150/180/220/250 Гц/откл.), на выбор предлагается четыре значения крутизны. Частота среза отсчитывается по уровню – 3 дБ. Для фронтальных каналов, кроме того, можно выбрать частоту перегиба «полочной» коррекции АЧХ в полосе твитера (от 1 до 12,5 кГц) и степень ослабления: до -8 дБ с шагом 1 дБ, независимо для левого и правого каналов
Диапазон перестройки ФНЧ в сабвуферном канале такой же, как и у рассмотренных ФВЧ, и набор значений крутизны такой же
В трёхполосной конфигурации кроссовера никаких вольностей не допускается, только «двухполосный поканальный фронт + сабвуфер».
В трёхполосном режиме остаётся только два значения крутизны фильтров – 6 и 12 дБ/окт, частоты раздела можно выбирать независимо – с перекрытием или с разносом, отсчёт идёт по уровню -3 дБ. Частоты раздела сабвуфер/мидбас 30/40/50/60/70/80/90/100/120/150/180/220/250 Гц/откл., мидбас/твитер – 1/1,6/2,5/4/5/6,3/8/10/12,5 кГц, в полосе твитера ФВЧ неотключаемый – своего рода «защита от дурака»
Традиционные для JVC алгоритмы обработки сигнала используются в обеих конфигурациях. Это различные варианты частотной коррекции, как фиксированные, так и зависящие от положения регулятора громкости. К последним относятся классическая тонкомпенсация по «кривым равной громкости» и фирменная функция VOLUME LINK – по сути та же тонкомпенсация, но адаптированная к условиям прослушивания в автомобиле: плоские АЧХ в области средних частот и подъём низких частот преимущественно в области 100 Гц.
Шаг регулировки громкости 2 дБ, максимальной громкости соответствует отметка 35. Графики сняты для пороговых уровней, на которых происходит изменение степени коррекции
Бас-буст обеспечивает коррекцию АЧХ на нижних частотах, причём «пределы допустимого» определяются положением регулятора громкости. На максимальной громкости коррекции нет – чтобы не вызвать перегрузку усилителя, но по мере снижения громкости выбранные уровни коррекции проявляются от максимальных к минимальным. SOUND LIFT – фиксированная высокочастотная «полочная» коррекция, призванная компенсировать низкое расположение твитеров
Теперь перейдём к фиксированной частотной коррекции, то есть к эквалайзеру. Пойдём по нисходящей, от сложного к простому. Самый сложный вариант эквалайзера – профессиональный 13-полосный параграфический.
В числе пользовательских настроек 13-полосного параграфического эквалайзера – одновременный выбор добротности всех полос (1,35, 1,5, 2,0), переключение характеристики нижней полосы из эквалайзерной в тембровую («Расширение баса»). Уровень регулируется в пределах +/- 9 дБ шагами по 1 дБ в полосах 62,5 Гц, 100 Гц, 160 Гц, 250 Гц, 400 Гц, 630 Гц, 1 кГц, 1,6 кГц, 2,5 кГц, 4 кГц, 6,3 кГц, 10 кГц, 16 кГц. Чтобы не загромождать график, показаны крайние полосы регулирования, и три варианта добротности для частоты 500 Гц
Предустановки эквалайзера охватывают максимум вариантов и вполне соответствуют заявленным стилям. Кривые коррекции на графике сгруппированы по степени сходства – в меню порядок иной. «Лёгкий эквалайзер» – частный случай профессионального. Он обеспечивает регулировку в трёх частотных полосах, полученных объединением соседних полос в группы. Полосы 250 Гц и 2,5 кГц пропущены и в процессе участия не принимают
МЁД & ДЁГОТЬ
Аппарат позволяет использовать все современные форматы и носители – включая Bluetooth-подключение, что для многих пользователей станет основным аргументом в его пользу. FLAC до 24 бит / 96 кГц – ещё один плюсик в карму. Богатые звуковые настройки, хотя мы бы кое-что подправили: добавили бы значений крутизны фильтрам и добротности эквалайзеру. Во всех конфигурациях присутствует временная коррекция с готовыми предустановками, что позволяет более-менее настроить звуковую сцену даже при отсутствии опыта. Отметим отличное звучание и с твёрдотельных носителей, и даже по каналу Bluetooth – в последнем случае помогают фирменные технологии обработки компрессированных форматов.
Итог: аппарат может занять место в системе самого различного уровня – от начального (фронт-тыл «от себя» плюс сабвуфер – и его тоже можно «от себя») и дорасти до внешнего усилителя (или усилителей) с компонентной акустикой и поканальным усилением.
Кроме того, есть не звуковые, но весьма полезные нововведения. «Двойной» формат делает управление намного удобнее, все органы управления – как у штатных устройств в современных автомобилях: крупные и просторно расположенные на лицевой панели. Владельцы смартфонов оценят технологию Rapid Charge (стандарт BC 1.2) – быструю зарядку током до 1,5 А. Ещё один несомненный плюс для наших зим – технология Dark Current Consumption, снижающая ток потребления в режиме Standby до ничтожной величины, менее 1 мА. У аналогичных моделей других производителей ток потребления в таком режиме обычно составляет не менее 7 мА.
Цена вопроса: 8300 руб.
A PROPOS
Сходный по оснащению дисковый предок KW-R920BT
И аналогичный ему дисковый аппарат родственной марки Kenwood-DPX-5000BT
1 Comments
Яйцеслав
Голова отличная, но саб к ней очень и очень желателен!