Говорят, в Греции есть всё. А в России есть таланты. И авантюристы – в забытом, хорошем смысле этого слова. Затевать в эпоху засилья ширпотреба производство качественного оригинального и высокотехнологичного изделия – это безумие. Но именно безумцы делали и продолжают делать этот мир лучше.
Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
(Википедия)
РУССКОЕ ЗОЛОТО
Усилители Korkunoff Audio выпускаются небольшими партиями, поскольку конструкция постоянно улучшается. Серия усилителей Gold по сути является переходной между Master Unlim и разрабатываемой сейчас серией Expert. В серии Gold два двухканальных усилителя 70.2 и 150.2, одинаковых по схеме и конструкции. Единственное отличие – спаренные выходные транзисторы в более мощной версии. Усилители предназначены для современных процессорных систем, поэтому в них не предусмотрено никаких регулировок, кроме чувствительности.
Как нетрудно заметить, компоновка усилителя «итальянская» – хотя сейчас это, скорее, признак приличного усилителя независимо от его происхождения. Удобство монтажа и настройки для конечного пользователя оборачивается массой ручных операций при производстве. Напротив, усилители в корпусе из экструзионного профиля намного технологичнее, но соединения с двух сторон корпуса доставляют установщикам немало приятных минут. Здесь же всё, что подключается, расположено весьма разумным образом: слева – малосигнальная часть, ближе к центру – выходная, на правом фланге – питание.
Усилитель поставляется в деревянной шкатулке с бархатным нутром. Установочный габарит усилителя – 365 х 215 х 48 мм
Конструкция выше всяческих похвал, массив металла на каждом шагу. Нижняя крышка из двухмиллиметрового (!) листа закреплена не саморезами, а настоящими винтами с потайной головкой под шестигранник. А это значит, что отверстие под головку ещё нужно раззенковать – дополнительная операция. Крышка устанавливается впотай, по её контуру в радиаторе и боковых панелях выфрезеровано углубление. Толщина дюралевых «под золото» боковых панелей – 8 мм. Мощные транзисторы прижаты к радиатору не клипсами или профильными накладками, а сплошной рейкой той же толщины.
На плате с золотым иммерсионным покрытием установлены компоненты высочайшего качества: конденсаторы Nichicon серии KW и выходные транзисторы Renesas Electronics Corporation. Обратите внимание на площадь силовых проводников и большие «заземлённые» участки фольги – это дополнительная развязка каскадов.Made in Russia…
Схемотехника усилителя отличается рядом интересных и смелых инженерных решений. Во-первых, во всех каскадах используются только неглубокие местные отрицательные обратные связи, а общей ООС нет вообще. Во-вторых, в выходном каскаде применены олдскульные полевые транзисторы, разработанные специально для высококачественных аудиокомпонентов. Транзисторы с изолированным затвором работают в режиме обогащения, в усилительном режиме характеризуются довольно значительным выходным сопротивлением и по отношению к внешней цепи являются источником тока. И это важное отличие, поскольку в массовых моделях усилителей обычно используют полевые транзисторы со статической индукцией, а они отличаются низким выходным сопротивлением, то есть являются источниками напряжения. И эти обстоятельства кардинально меняют характер звучания.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
В тесте приняли участие записи различных жанров с тестовых дисков EMMA, FSQ, AMT, аудиофильских сборников (симфоническая музыка, джаз, хор, классика рока в записи классиков звукорежиссуры). На этих фонограммах очень хорошо заметны все проблемы усилительного тракта: нелинейность, интермодуляция, плохое демпфирование, и не только они. Акустика – высококачественные «домашние» напольные АС, а также восьмиомные широкополосные мониторы ближнего поля.
Звучание усилителя на малой громкости оказалось прозрачным, глубина сцены передаётся великолепно – невзирая на солидную заявленную мощность. Этот запас мощности обеспечивает и отличную макродинамику – в попурри на темы Гленна Миллера оркестровое фортиссимо прозвучало во всей полноте. Хороший контроль нагрузки – несмотря на непростой пассивный кроссовер используемых АС бас был убедительный и чёткий, середина без окраски, с хорошей локализацией звуковых образов по ширине и глубине. Переход к широкополосным мониторам продемонстрировал заметное улучшение разрешения в среднечастотной области, звучание стало более прозрачным. Так что использовать усилитель с пассивными крссоверами не стоит – только поканалка. При работе в полосе средних частот можно применить и восьмиомную акустику – запас мощности позволяет, а звучание от этого только выиграет.
Тепловой режим усилителя просчитан хорошо, после часа работы на средней и высокой мощности радиатор был ощутимо тёплым, но обошлось без ожогов. Однако при монтаже не нужно забывать о циркуляции воздуха. Хотя полевые транзисторы (в отличие от биполярных) при перегреве не уходят «вразнос», а наоборот, занимаются «самоограничением», не стоит надеяться только на это.
ИЗМЕРЕНИЯ
Если вы по привычке пропустили эпиграф – его стоит перечитать. Это ничего не объяснит (объяснять – моя задача), но хотя бы подготовит к неизбежному. Ибо сейчас именно тот случай, когда цифры не коррелируют с качеством звучания от слова «совсем». Факт известный, но в последние годы почти забытый. Уверовавшим в «магию цифр», десятитысячные доли процента искажений и демпинг-фактор не меньше 1000 – когнитивный диссонанс гарантирован. С вероятностью 146%.
Начнём, как обычно, с полосы пропускания и амплитудно-частотной характеристики. Поскольку измерительный комплекс Clio нарисовал неправдоподобно гладкую прямую, возникли сомнения в его адекватности – погода, магнитные бури… Музы – они такие. Пришлось вскрыть ждавшие своего звёздного часа запылённые ящики с табличками «Ламповый вольтметр» и «Генератор сигналов». В силу почтенного возраста особой точностью измерений похвастаться эти приборы не могут, и графиков они не рисуют – зато диапазон рабочих частот у них намного шире, чем у современного оборудования. Оказалось, что Clio вполне адекватна – просто пациент попался особенный.
Полоса воспроизводимых частот усилителя начинается почти от постоянного тока («почти» только потому, что переходные конденсаторы в схеме всё же есть) и простирается до…Современная измерительная техника остановилась на рубеже 22 кГц – спад там, как можно заметить, не более 0,2 дБ. Традиционный метод измерения обнаружил значимый спад лишь на частотах выше 50 кГц
Измерения зависимости мощности от искажений проводились для каждого канала, графики для наглядности наложены друг на друга. Различия незначительные, рост искажений монотонный, характерный в большей степени для класса A. Хотя это AB
При нашем стандартном пороге искажений 1% выходная мощность на нагрузке 4 Ом – 25 Вт, а титульные 70 Вт сопровождаются десятипроцентными искажениями. Нагрузка 2 Ом вообще не для этого усилителя, 10 Вт – это ни о чём. В то же время логично предположить, что на нагрузке 8 Ом искажения будут ниже, хотя снизится и выходная мощность.
Но искажения искажениям рознь. Посмотрим, что у нас получается с их «национальным составом». Причём вместо спектра гармоник фиксированной частоты снимем зависимость уровня каждой гармоники от частоты во всём диапазоне. Во-первых, это информативнее. Во-вторых, в выходном каскаде стоят полевые транзисторы – а у них есть одна интересная особенность.
Искажения представлены исключительно «вкусной» второй гармоникой, третья проявляет себя лишь на частотах ниже 40 Гц – начинает сказываться изменение температуры кристалла транзистора за период сигнала. Это заметно именно у полевых транзисторов. Уровень четвёртой гармоники оказался порядка -78 дБ и ниже (0,01-0,012%) и на общем фоне роли не играет, наносить её на график не имело смысла. Что же касается гармоник более высоких порядков – в приличном обществе отсутствующих не обсуждают
Выводы таковы: «ламповый» характер звучания объясняется двумя факторами – прежде всего, составом гармоник (доминирует вторая). Второй фактор – ненулевое выходное сопротивление усилителя, т.е. умеренное демпфирование. Позволю себе напомнить, что для ламповых усилителей с незапамятных времён достаточным считается демпинг-фактор 8, для транзисторных его полвека назад узаконил знаменитый стандарт DIN45500 – всего 20. Этого достаточно для слушателей и инженеров, но не для маркетологов – вслед за выходной мощностью и уровнем искажений этот показатель стал очередным рекламным козырем. Впрочем, с повышением демпинг-фактора стало сильнее проявляться влияние акустического кабеля на звучание – но это уже совсем другая история.
МЁД И ДЁГОТЬ
У этого усилителя свой характерный звуковой почерк. Непривычно высокий по сравнению с традиционными усилителями уровень гармоник не делает звучание неприятным – напротив, оно мягкое, тёплое, практически ламповое и отличатся особой прозрачностью. И даже на высокой мощности искажения не заслоняют собой музыку. Про конструкцию и говорить нечего – уровень исполнения не позволяет считать цену чрезмерной.
Из недостатков можно отметить лишь «вилочные» клеммы. Неприятие двухомной нагрузки недостатком не является: пианист не должен таскать рояль, на это есть биндюжники.
Цена вопроса: 69 900 рублей