Прошли те времена, когда «громко» и «качественно» были понятиями несовместимыми: сегодня можно сложить SQ и SPL и в сумме получить SQL. Не у всех складывается правильно: удовлетворить противоречивым требованиям этих форматов совсем не просто. Но сегодня в нашей лаборатории усилитель, в котором все необходимые качества сложилось должным образом.
СУММА КАЧЕСТВ
Линейка усилителей K разработана специально для соревновательных систем. В неё входят два четырёхканальных усилителя K4|01 и K4|02, четыре двухканальных K2|01, K2|02, K2|03, K2|04 и широкополосные моноблоки K2500.1 и K5000.1, которые скоро тоже будут в тестах. А сегодня на измерительном стенде четырёхканальный усилитель Steg K4|02.
Усилитель потрясающе наряден – грех прятать такую строгую красоту. Итальянская художественная школа узнаётся всегда. Ни грамма пластика, литые алюминиевые законцовки, массивный профилированный корпус с туннельными радиаторами по бокам. Но белые перчатки с фирменным логотипом в комплект входят не зря: покрытие корпуса «матовый хром» очень восприимчиво к отпечаткам пальцев. Концевые панели корпуса, днище и перфорированные решётки радиаторов выполнены из стального листа и окрашены.
Габариты усилителя средние, 500 х 235 мм, высота корпуса 55 мм. Из общей массы 5,5 кг львиная доля приходится на корпус – толстые стенки помогают эффективно распределить выделяемое тепло по всему объёму радиатора, а его отводом в окружающую среду займутся установленные в туннелях малогабаритные вентиляторы.
При всей внешней изысканности форм компоновка усилителя классическая, без архитектурных излишеств: входы и регулировки с одной стороны, силовые соединения – с другой. Оснащение усилителя универсальное, причём кроссоверная секция с изюминкой в виде двойного набора фильтров – обычного, с перестройкой частоты среза и особо точного – с фиксированной частотой, задаваемой резисторной сборкой.
Кроссовер усилителя дарит неплохие возможности настройки, подобности – далее. Каждую пару каналов можно перевести в мостовой режим, ведущим при этом становится вход левого канала пары. В середине панели традиционная для итальянской школы вилочка входа Remote – это удобно, если в сигнальном кабеле предусмотрен провод включения
Силовые и акустические клеммы закрытого типа «под шестигранник» принимают акустические провода диаметром до 4 мм, силовые – до 9 мм. Разъём Remote control предназначен для опционного пульта дистанционного управления, а STEG link – для подключения компьютера
А каким боком тут компьютер? Дело в том, что усилитель оснащён системой DPM (Digital Protection Management) на основе микропроцессора. Он в реальном времени отслеживает состояние усилителя и в случае опасных режимов блокирует его работу. Если подключить к усилителю компьютер с установленным фирменным программным обеспечением MYSTEGMANAGER и специальной интерфейсной картой, можно считать «операционный журнал» усилителя и даже ввести в него свои собственные идентификационные данные.
Слева – хаб, позволяющий подключить к компьютеру до десяти усилителей серии K и оперативно отслеживать их состояние. Справа – компьютерный интерфейс. Софт поставляется на оптическом мини-диске, соединительные кабели входят в комплект
Прежде чем подключить к усилителю выносной регулятор KREMOTE, необходимо открыть лючок на дне, установить в 20-контактный разъём карту и нажать кнопку (отмечена стрелкой). Для съёмки пришлось снять нижнюю крышку корпуса целиком, теперь видна плата кроссовера
Внутренний вид усилителя. В правой части – преобразователь напряжения питания с отдельными трансформаторами для каждого усилительного канала. Эта мера позволяет снизить их взаимное влияние, уменьшить переходное затухание и улучшить динамические характеристики. В центре – собственно усилитель, драйверные каскады собраны на миниатюрных субплатах. Слева – входные каскады и кроссовер
Мощность каждой пары усилительных каналов одинаковая, оснащение тоже абсолютно одинаковое: линейный режим, ФВЧ или ФНЧ в двух вариантах, переключение в мост. Причём фильтры, как выяснилось при измерениях, сохраняют второй порядок во всём диапазоне перестройки – и отличаются завидной точностью установки частоты среза. Но прежде чем приступить к измерениям, рассмотрим подробно панель управления и коммутации.
Вспышка погрузила чёрную панель в синеву – зато высветила частичку внутренностей и разъёмы, в которые устанавливаются резисторные сборки. Оснащение довольно типичное, но особо интересна организация фильтров. С них и начнём. Запоминаем: синенькое (и то, что внизу) – кнопка нажата, красненькое (и то, что сверху) – отжата
ИЗМЕРЕНИЯ
При отключенных фильтрах «завал» на частоте 22 кГц составляет 0,3 дБ, на частоте 10 Гц – 0,8 дБ. Можно с уверенностью сказать, что полоса воспроизводимых частот 5 Гц – 170 кГц (по уровню -3дБ) соблюдается. Четырёхпозиционные «нижние» фильтры SW4FQ могут быть попеременно (но не одновременно) ФНЧ и ФВЧ на самые популярные частоты среза. Фильтры сохраняют безукоризненную характеристику Баттерворта, точность установки частоты высокая – погрешность в пределах 2 Гц на практике никакой роли не играет. А если нужна бОльшая точность или нестандартное значение частоты среза – отжимаем кнопочку и переходим к «верхним» фильтрам AQXM2
Реверсивные фильтры AQXM2 настраиваются резисторными сборками и дают безукоризненную АЧХ и частоту среза. Она, кстати, может быть любой в диапазоне 22 Гц – 8,5 кГц. Но к усилителю прилагалась только одна сборка на 180 Гц…
Идеальная форма АЧХ и ФЧХ, их «зеркальность» и общение резисторной сборки с омметром подсказали с вероятностью 99% схему построения фильтров кроссовера. Деталей здесь больше, чем в классическом фильтре Саллена-Ки – зато требования к ним не столь высоки
Наконец мы добрались и до мощности. Измеренные параметры оказались гораздо лучше заявки, за исключением уровня гармоник – хотя превышение незначительное.
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Номинальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт |
115/210 | 120/225 |
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 10%), Вт |
— | 160/295 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом) |
— | 0,1/0,18 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом) |
— | 0,21 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 100 Вт, 4 Ом) |
0,04% | 0,052% |
Диапазон входной чувствительности, В | 0,2 — 5,0 | 0,21 — 5,2 |
Кривые искажения на типовой нагрузке – довольно типичные для усилителей класса AB, хотя ток покоя не так уж мал, усилитель приятно нагрелся. На микромощностях искажения немного растут, но не криминально. А на участке от 5 Вт и почти до максимума они меняются слабо, с выраженным минимумом от половины мощности и выше
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание усилителя на самой малой громкости чуть завуалировано, но стоит немного «поддать жару» и он раскрывается во всей красе. Макродинамика великолепна, басовый регистр мощный и наполненный – фуги Баха звучали настолько монументально, что из соседних офисов прибегали. Не зря заявлен демпинг-фактор 1000, на сечении акустических проводов экономить не стоит.
Жанровых пристрастий усилитель не проявил – он одинаково хорошо воспроизводит и симфоническую классику, и джаз, и рок, не говоря уже о современных электронных жанрах. Звучание акустических инструментов передаётся вполне натурально, средние частоты без артефактов, высокие частоты яркие, но без нарочитости.
Регулировки удобные, фиксированный кроссовер идеален для большинства типичных применений – а для нетипичных понадобится только копеечный резисторный модуль для установки частоты среза.
Совершенно случайно обнаружилась не отражённая в инструкции способность усилителя работать при пониженном напряжении питания. В какой-то момент отключился сетевой источник, и усилитель продолжил работу от буферного аккумулятора, покуда напряжение на нём не снизилось до 9,5 В. Мощность при этом составила около 50 Вт – что тоже немало.
МЕД & ДЁГОТЬ
Усилитель хорошо оснащён и подразумевает различные варианты применения, не обязательно соревновательные. Хотя ориентирован он в первую очередь на системы с громким качественным звучанием и энергичные жанры, где станет отличным выбором, но и в обычном SQ он будет уместен – качество звучания очень высокое. Особо стоит отметить возможность контроля через компьютер, точность настройки параметров и мощный источник питания, обеспечивающий усилителю стабильную высокую мощность. Дизайн тоже не оставляет равнодушным. С учётом всего сказанного стоимость усилителя не выглядит нескромной.
Цена вопроса: 27 890 руб.
13 Comments
Александр
Установил себе Steg 4.02 и Steg4.01 на 3 полосную поканалку + саб
Играют от проца Steg 6to8.
Из нареканий только одна проблема… очень он нежный, спалить его, увы, не трудно… Но качество какое….
Железный Шихман
Александр, если не трудно — сообщите. пожалуйста, при каких условиях удалось спалить усилитель? Информация может быть полезна производителю.
Александр
Процессор…
при переключение с оптичиского входа в хай инпут, гейн черезчур сильно скаканул, после рестарта через хаб усилитель заработал
Дмитрий
Добрый день Александр. Напишите пару слов о том как ведет себя Steg 4.01 на ВЧ и СЧ? И какая мощность у саба? Как с ней справляетя 4.02? Контроля хватает? Заранее спасибо.
Sveta Panfilovna
подскажите офицальную страницу «STEG» .
Uncle_Ben
Это уже не STEG made in Italy… Скорее всего имя куплено, дизайн частично остался, вероятно хозяин в ГонКонге, производство Тайланд, или Сингапур. Сайт http://www.steg.audio/pages/service.html уже не тот и карта дилеров совсем другая, так что так…
Sveta Panfilovna
К этому и веду , сайт видел только на немецком языке , достать «Steg» только в Германии , в Австрии я его не видел.
На англиском язеке сайт не сайт ,а непонятно что.
Алексей
https://www.gt-trading.it
Sveta Panfilovna
как сами оцените сайт?
Пацак
Скажите, пожалуйста, ожидается ли тестирование акустики Steg?
Железный ШИХМАН
Да, на очереди компонентный комплект калибра 6,5 дюймов.
Вадим
А почему ж мощность в мост не замеряли?
Как он в широкую полосу и на саб?
Железный ШИХМАН
Усилители (обычные, не моноблоки) мы всегда тестируем в полную полосу с крайне солидной домашней акустикой (ценник — с многими нулями). На саб не проверяли — для этого в серии есть моноблоки.