Лет десять назад, помнится, среди IT-специалистов бытовала замечательная фраза: «Мы должны дать клиенту не то, чего он хочет, а то, что ему надо!» Да простят меня айтишники, но этот лозунг выполняется не всегда. Здесь так и просвечивает некое лукавство. Согласитесь, клиент не всегда знает, чего, собственно, ему желать, не говоря уже о том, что ему надо. В случае с автозвуком заказчик попросту не всегда полностью осведомлён о том, какие возможности предоставляют современные технологии аудиокомпонентов и их инсталляции. Отметим это важнейшее обстоятельство, и то, как корректно и точно заказчик был проинформирован на старте проекта, о котором пойдет речь. И ещё. В нашем конкретном случае нужно особо отметить само обращение к клиенту инсталляторов. Они называют его Клиент – с большой буквы. И это правильно. Так их будем называть и мы – Клиент и Инсталлятор. Тем более, что в ходе описываемых событий они вполне заслужили такое обращение.
Студия: Elsheep-Team
Руководитель проекта: Сергей Яковлев
Клиент + Инсталлятор = Car Audio!
Всё началось вполне стандартно. Клиент выразил Инсталлятору желание получить качественный звук в своем Toyota Land Cruiser 200. Ясное дело, в начале нужно было понять, НАСКОЛЬКО качественное звучание в данном случае имелось в виду. Легче всего это делать в сравнении. В инсталляционной мастерской в тот момент как раз заканчивались работы над очередным проектом. Это был Mercedes GL500, в котором на штатные места установили достаточно качественную систему, заменяющую OEM-комплектацию и, естественно, кардинально улучшающую её звучание. Клиенту было предложено послушать.
А дальше возникает та самая ситуация, когда заказчик и исполнитель понемногу начинают понимать реальный уровень будущего проекта. А именно: послушав, Клиент выразился в том смысле, что да, неплохо. Но хотелось бы гораздо лучше! И здесь Инсталлятор опять повел себя очень правильно и точно. Понимая, что запросы Клиента превосходят уровень ординарной автозвуковой инсталляции, в качестве консультанта Инсталлятор приглашает по-настоящему авторитетную фигуру в области автозвука. Речь идет о неоднократном чемпионе автозвуковых соревнований в России, Белоруссии и Европе Сергее Бакаеве, человеке, подготовившем для этого не один сетап. Общение переходит на новый качественный уровень. Мало того, Клиент получает возможность послушать, как играет чемпионский FORD KUGA, который как раз завершил очередной соревновательный автозвуковой сезон. Об эмоциях, возникших в этот момент, история умалчивает – если надо, включите воображение.
В сухом остатке: Клиент захотел получить в своем автомобиле саунд сравнимого уровня. Хотя максимум в этой области недостижим так же, как и температура абсолютного нуля в современной физике, Toyota Land Cruiser 200 получил в результате, скажем прямо, один из лучших возможных вариантов аудиооснащения.
- Тип системы: аудио
- Структура: трёхполосный поканальный фронт + сабвуфер + тыл
- Источник: Apple Airport Express, OEM (Pioneer PZ366-60110 (PVH-5558 ZT))
- Процессор: Audison bit Ten D
- Акустика фронтальная: Hertz ML3, Hertz ML 700.3, Hertz ML1650.3
- Акустика тыловая: Hertz MRX 165.3
- Сабвуфер: JL Audio 12TW1-4
- Усилители: Audison Thesis TH Quattro – 2 шт., Audison Thesis TH Uno – 1 шт.
Головное устройство рестайлинговой Toyota Land Cruiser 200
Как всегда, не хотелось бы сводить всё к деньгам, но как же без них? Вот, к примеру, в первом варианте, услышанном Клиентом, был установлен усилитель Alpine PDX V9, отлично работающий на свои деньги в цифровом классе D. А в Ford Сергея Бакаева фигурируют уже три топовых усилителя Audison Thesis (класс AB или A), совокупная цена которых больше приблизительно в двадцать раз. Соответствовать должны и все прочие элементы инсталляции, не говоря уже о требуемом уровне настройки системы, аудиоподготовки салона и всех прочих компонентов по-настоящему премиального автозвука.
Уровень инсталляции потребовал также и участия в ней Бакаева в качестве куратора проекта – в самом широком понимании этого круга обязанностей
При этом нельзя сказать, что Инсталлятор получил карт-бланш на применение «всего и по-полной». Во многих составляющих Клиент установил ограничения, которые коснулись и бюджета, и конфигурации будущей системы. Что ж, тем интересней оказался процесс создания системы и его результат. Если конкретней, то при том, что в состав системы включен настоящий автомобильный High End, те же Audison Thesis, одновременно было установлено требование максимально сохранить все потребительские качества Toyota Land Cruiser 200.
Высокочастотник штатной двухкомпонентной фронтальной акустики размещен на торпедо
Штатные мидбасы в дверных картах
Естественно, что уровень инсталляции не позволяет создать абсолютно полный «stealth» (в смысле, незаметность) – пищалки просто обязаны позиционироваться на уровне слушателя, в подиумах на стойках, трехполосный фронт (в исходном варианте рестайлингового Land Cruiser 200 он двухполосный) требует новых грилей для СЧ и НЧ, не говоря уже о подиумах и аудиоподготовке. В результате 3-х дней раздумий и работы были созданы улучшенные грили на СЧ, обтянутые биэластиком в цвет и фактуру торпедо и просветлённые грили на НЧ, усиленные металлической решёткой. Было ясно, что иначе установка трёхполосного фронтального комплекта легендарной серии Hertz Mille попросту теряет смысл. Со всем этим Клиент согласился, но потребовал предусмотреть использование багажника по прямому назначению, постоянно и в максимальном объеме. Стоит поинтересоваться размерами усилителей Audison Thesis, чтобы понять, насколько непросто было выполнить это условие… Но, к счастью, в автомобиле отсутствовал третий ряд сидений – это позволило достойно решить поставленные задачи.
Багажник лишен третьего ряда сидений, который устанавливается в некоторых модификациях Land Cruiser 200 – есть где разместить оборудование
Определенным отступлением от канонов можно считать требование оставить в списке действующих тыловую акустику, правда, установив новые динамики на места штатных (о последних – отдельно). Эта пара, в исходном варианте подключенная к штатной магнитоле, предназначена исключительно для второго ряда сидений – тогда, когда он не пустует.
В качестве системы обработки аудиосигнала было выбрано еще одно детище Audison – процессор Bit Ten D. В сочетании с применяемыми «родственными» усилителями появилась возможность задействовать фирменное цифровое подключение AD link, с которым процессор работает в восьмиканальном режиме. Архитектура инсталляции использует семь каналов процессора из восьми – возможности оборудования применены практически «по полной».
Основных источников аудиосигнала – два. Во-первых, штатное головное устройство, которое в OEM-варианте работало через собственный усилитель с тыловой и фронтальной акустикой. Во-вторых, был необходим источник с выходом, соответствующим уровню системы. Им стал медиаплеер Apple Airport Express, получающий аудио по Wi-Fi, например, с iPhone и соединенный с Bit Ten D по оптике. Вариант, сочетающий относительную бюджетность с отличным качеством сигнала.
Естественно, намеченные работы потребовали полной разборки салона. Со своих мест были демонтированы все штатные аудиокомпоненты.
Тыловая акустика OEM (слева) и Hertz ML1650.3
Это фото и, в частности, с трудом заметные на нем магниты штатной тыловой акустики оставим без комментариев… В нашем случае взамен устанавливаются мидбасы Hertz ML1650.3 – не самая верхняя модель, но её достоинств отрицать не приходится.
Установочные кольца
Для всей акустики — ВЧ-, СЧ- и НЧ-динамиков — был заказан комплект установочных колец. Качество системы не позволяло сделать эти кольца, к примеру, из многослойной фанеры, как это часто происходит в инсталляциях менее высокого уровня. Кольца – дюралюминиевые, они выточены индивидуально на токарном станке.
В процессе изготовления кольца под НЧ алюминиевая заготовка весом семь килограммов превращается в деталь весом максимум в полкило
Для устранения призвуков диффузора мидбаса и тоннельного эффекта кольцо имеет ступенчатое расширение внутренней части
Акустическая подготовка дверей. Затем – вибродемпфирование. Для обрабротки использовались материалы STP и Teac
Прокладка акустического кабеля идёт с применением оплётки, защищающей кабель от механических повреждений. Соединения акустического кабеля осуществляются пайкой — специальным припоем с содержанием серебра с последующей защитой термоусадочным кембриком
Штатные решётки акустически просветлили
Подиумы для высокочастотников выполнены из металлической сетки под шпатлёвку с последующей обтяжкой алькантарой – эта часть работы выполнялась в собственном кожевенном цехе Инсталлятора. Для правильной установки пищалок в разобранном салоне на какое-то время оставили водительское сидение – это было нужно для того, чтобы Сергей Бакаев смог спозиционировать ВЧ-динамики после установки их на стойках (фото этого процесса есть в начале статьи). Это – важная операция, от которой зависит ширина и глубина стереосцены. Есть и специальное приспособление, упрощающее процесс – это лазерная указка в формате патрона от ружья, она вообще-то предназначена для пристрелки оружия. После позиционирования твитеров водительское сиденье также было демонтировано, дабы не мешать проведению оставшихся работ.
Готовая накладка передней стойки с подиумом и установленным в нем ВЧ-динамиком
Среднечастотник встал в торпедо на место штатного твитера
Сабвуфера в OEM-комплектации не было. А если бы и был, ему в системе такого уровня не место. Выбор сабвуферного драйвера начинался с десятидюймового варианта, кстати, здорово упрощавшего размещение источника низких частот в салоне. Понимая, что такой калибр не даст серьёзного резерва по басу, Клиент предложил всё-таки поискать для инсталляции 12-дюймовый саб. Остановились так же, как и в случае с компонентной акустикой, на не топовом, но и не очень-то простом динамике JL Audio.
Корпус сабвуфера изготовлен из четырёх слоев Стекломата 450 и двух – 600v с усилением фанерными элементами жёсткости…
… и добавлением виброизоляции
Сверху на обшивку крепится специально сделанная накладка-гриль. Получившийся объем корпуса – 45-50 литров при весе без динамика 45-50 килограммов. Конструкция обтянута карпетом черного цвета – напоминаем, что согласно требованиям Клиента багажник должен использоваться не в качестве соревновательного шоу-компонента, а сугубо по назначению.
Лючок для доступа к задним огням доступен, как и прежде
Примерка усилителей
Отдельно стоит рассказать о еще трех важнейших элементах инсталляции, чётко привязанных друг к другу – питании, коммутации и крепеже. Прежде всего, вспомним о трёх усилителях, одних из самых мощных и качественных – и в то же время весьма прожорливых. Инсталлятор во время тестовых прогонов системы на самых низких уровнях громкости отмечал повышение температуры корпусов усилителей до 70 градусов Цельсия буквально за несколько минут. Это при работе в АБ-классе. В классе А ситуация усугубляется. Бортовая электросеть Toyota Land Cruiser 200 в принципе способна отработать такую нагрузку – под капотом не один, а два аккумулятора. Но это – не повод для беспечности.
Для питания трёх усилителей Audison Thesis из под капота в багажник кабелем Stinger Anaconda калибром 2Ga – это в русских размерах 33,3 мм2 — проведены раздельно «+» и «-». Понятно, что при выключенном двигателе аудиооборудование способно просадить штатные аккумуляторы «в ноль» быстрее, чем это можно себе представить. Поэтому питание от бортовой системы идёт на дополнительные автозвуковые аккумуляторы, размещённые в непосредственной близости от усилителей.
Гелевые аккумуляторы на своем месте
В системе установлены два гелевых аккумулятора Stinger SPP680, такой комплект быстрее отрабатывает по току и более удобен в установке, чем один аккумулятор большей ёмкости.
Под капотом устанавливается реле-развязка Stinger, управляемое сигналом зажигания. Система работает так, что при включенном двигателе автозвуковые аккумуляторы заряжаются от штатного генератора. А вот питание аудиосистемы идёт именно от них, и при выключенном двигателе аккумуляторы Land Cruiser 200 не используются. В результате получаем множество преимуществ, а именно: независимое питание аудиооборудования от специализированных гелевых аккумуляторов по коротким силовым магистралям существенно улучшает отдачу усилителей; полная разрядка «автозвуковой батареи» никак не помешает функционированию автомобиля, он всегда готов завестись, после чего его генератор сможет снова зарядить гелевые батареи.
Реле-развязка
В качестве акустического кабеля для всего комплекта, кроме тыловой акустики (ее подсоединили к головному устройству топовым кабелем Stinger) использовался акустический кабель Tchernov Cable Special SC. Головное устройство с входом AUX процессора соединяет межблочный кабель Tanais30.
Комплект усилителей
Усилители – два четырёхканальника и один сабвуферный моноблок — сориентированы горизонтально на полу багажника. Над ними установлена рама, сваренная из профиля 40 х 20, которая служит основанием для подиума из фанеры. Сама рама зафиксирована на штатных точках крепления сетки багажника. Размещение всех компонентов в отведенном пространстве оказалось непростой топологической задачей – три усилителя, питание, процессор, медиаплеер, проводка… Задача была ещё и теплофизической – усилители, как мощные источники тепла, потребовали активного охлаждения.
Панель кулеров, вид изнутри
Для охлаждения усилителей в задней части подиума установлены компьютерные кулеры Noctua. Выбор обусловлен прежде всего малым собственным шумом этих вентиляторов. Усилители закреплены через алюминиевый профиль, что позволило для лучшего охлаждения организовать обдув их корпусов со всех сторон.
Четыре кулера на своих местах
Четыре кулера защищены общей решёткой; они засасывают воздух, который, охладив всё, что находится под фальш-панелью, выбрасывается через «жабры» в передней части салона. При закрытом заднем борте перед ним остается примерно 10 см свободного пространства для забора воздуха.
По данным Инсталлятора, работы по проекту заняли три недели. О впечатлениях Клиента данных нет. Но, учитывая все вышесказанное, ясно одно: на дорогах появился по-настоящему уникальный с точки зрения car audio Land Cruiser 200, результат сотрудничества и взаимопонимания героев этой истории – Клиента и Инсталлятора, обоих, естественно, с большой буквы.
16 Comments
Владимир
Кажется в схеме ошибка! Тыловая акустика скорее всего должна работать от усилителя!
Железный ШИХМАН
Несколькими абзацами ниже:
«Определенным отступлением от канонов можно считать требование оставить в списке действующих тыловую акустику, правда, установив новые динамики на места штатных (о последних – отдельно). Эта пара, в исходном варианте подключенная к штатной магнитоле, предназначена исключительно для второго ряда сидений – тогда, когда он не пустует.»
Василий
А Dynamat в России не пользуется популярностью?
Железный ШИХМАН
Есть материалы отечественного производства. Импортозамещение.
Сергей
А причём тут источник Pioneer PZ366-60110, указанный в списке компонентов?
АвтоЗвук
Сергей, нашли ответ? Чуть поправили, теперь должно быть очевидно.
Евгений
АЧХ не сняли?
Железный ШИХМАН
Не успели…
Sound
Такой колхоз… «эль шип» в своем стиле… начиная от шумоизоляции, стеклопластиковых заглушек, стелса, тем более пугает 4 слоя р450… кривое опорное кольцо… а обклеить корпус бибитоном- верх искусства… по фото колхоз необыкновенный… представляю, что в живую там….
Михаил
Оплётка типа «змеинное шкура» никогда не была ПВХ — это нейлон. Так и не понял зачем было блистать словом полихлорвинила ной и при этом не уточнить материал .
Железный ШИХМАН
Михаил, и на Солнце случаются пятна. А шкура должна быть не «змеиННОЕ», а «змеиНАЯ».
Михаил
Прошу простить опечатку, издержки «мобильной» техники .
Семён
Нейлон-шмейлон… Да нет там никакого нейлона, его физ.-хим. св-ва не сохранятся ни дня под капотом. Даже то, что описывается как нейлон, по факту таковым не является. Используется ПЭТ, или полиэтилентерефталат, больше известный по иноземному названию «полиэстер» или русскому «лавсан». Надо ли было блистать «нейлоном»…
Железный ШИХМАН
Спорный момент откорректирован.
Михаил
На столе лежит оплётка от Урал Саунд в графе материал: высококачественный нейлон. Так что не ради хайпа написал.
nordikus
А почему акустика не Thesis ? Учитывая какие усилители там стоят.