В нашей лаборатории – очередной компактный автомобильный звуковой процессор, разработанный специалистами ООО «Сарапульские системы». С момента выхода первого пятиканального процессора прошёл год с небольшим. И прошёл не впустую: за это время была разработана и запущена в производство более совершенная восьмиканальная модель, отвечающая самым жёстким требованиям.
ЧОКНУТЫЙ ПРОЦЕССОР…
Процессор, конечно, не профессор, и «чокнутый» по-английски будет nutty, но уж больно рифма хороша. Да и варианты перевода слова mad не такие добрые. Хотя некоторые из них впору применить – не к процессору, а к процессу. Bit – само собой, кусочек. Вот только чего?
Возможности – определённо сумасшедшие, все настройки и регулировки с изрядным запасом. Вряд ли их использует до конца даже сам Безумный Инсталлятор. Плюс чумовой софт с удобным и наглядным интерфейсом – предшественник и рядом не стоял. ПО позволяет свободно назначать выходы, группировать каналы, вводить ФВЧ и ФНЧ с крутизной до 48 дБ/окт. и характеристиками Бесселя, Баттерворта, Линквитца. В каждом выходном канале предусмотрен шестиполосный параметрический эквалайзер с широким диапазоном регулировки добротности, есть регулировка уровня и задержки, реверс полярности сигнала. И всё это – «на лету».
- Чувствительность входов линейного уровня: 2В RMS.
- Сопротивление входов линейного уровня: 20 кОм.
- Оптический цифровой вход: 44,1 — 96кГц.
- Аналоговые аудиовыходы: 8 независимых каналов, 2В RMS
- Питание: 9 — 14,5 В 200 мА (15 мА в спящем режиме), гальваническая развязка
- Вход и выход Remote с программируемой задержкой и гальванической развязкой
Миллиметровки в этот раз не будет. Габариты устройства можно оценить и без неё, а в миллиметрах это будет 76 х 144 х 39. Опционный пульт управления имеет размеры 70 х 48 х 20 в тех же единицах. Пульт позволяет регулировать громкость (0…-60 дБ), выбирать источник сигнала (цифра или аналог) и пресеты (максимально четыре).
КОНСТРУКЦИЯ
Стереовход – один, линейный. Вход высокого уровня в системе такого класса уже лишний. И появился долгожданный оптический вход Toslink. На десятиконтактной колодке выводы питания и управления Remote In, Remote Out. А для подключения к компьютеру предусмотрен стандартный порт USB type B. Пульт управления подключается через стандартный разъём RG-45. И то, и другое весьма практично – можно использовать кабель от принтера и готовый LAN-кабель. Последний входит в комплект, но может потребоваться кабель другой длины
С другой стороны корпуса 8 свободно назначаемых выходов
Что скрывается под мини-корпусом? Вот это. Всё остальное с обратной стороны платы. В левой части платы преобразователь напряжения питания с миниатюрным тороидальным трансформатором и оптроны развязки Remote (в кружочке). Справа на краю платы – стабилизаторы напряжения 5 В в изолированных корпусах
Вот здесь уже интереснее. Центральный процессор – 32-разрядный STM32F745 (Cortex-M7 462 DMIPS), АЦП PCM1808 (24 бита, 96 кГц, 99 дБ), ЦАП АК4440 (24 бита, 192 кГц, 105 дБ). И SMD-мелочь в обвязке
СОФТ
Программное обеспечение собственной разработки, с хорошо продуманным и логичным интерфейсом. ПО постоянно совершенствуется, я начинал тест с входившим в комплект MadBit Config Software 1.00.02, потом перешёл на самый свежий вариант MadBit Config Software V1.00.045 Beta – там добавлены графики фильтров и устранены баги. Очень радует то, что ПО не требует специальной инсталляции – достаточно распаковать скачанный архив хоть на флешку (там меньше 100 Мб), и можно работать. Единственная сложность, которая может возникнуть – компьютер может сдуру принять MadBit за внешнюю звуковую карту, это легко проверяется через «Панель управления» (раздел «Звук») и там же устраняется.
Стартовое окно конфигуратора специальных пояснений не требует. В левой части окна задаётся время задержки включения и выключения усилителей на выходе Remote. Диапазон регулировки – до 60 секунд с шагом 50 миллисекунд, хватит даже на ламповый усилитель. В правой части можно дать имена каналам
Во втором окне задаются уровни сигналов, активные «окошечки» выделены цветом. В предыдущих версиях софта этого не было, приходилось задумываться – куда нажимать
В качестве примера настройки я принял полноценную трёхполосную систему с приличными динамиками (отсюда и выбор частот раздела), и использовал все фильтры, имеющиеся в распоряжении. Стык сабвуфера с басовиком – Линквитц, как самый крутой. Стык баса со среднечастотником – по Бесселю, минимальные фазовые искажения и точная передача импульса. Стык среднечастотника с пищалкой – по Баттерворту, там фазовые соотношения уже не важны. Фильтры нечётных порядков в настройках не предусмотрены, доступны значения 12, 24, 36 и 48 дБ/окт.
В каждом из выходных каналов можно задействовать шестиполосный полностью параметрический эквалайзер. Диапазон установки центральной частоты – от 10 Гц до 24 кГц, усиления – по 20 дБ в «плюс» и в «минус». Максимальная добротность фильтров – 20. Шаг регулирования по умолчанию для усиления и добротности – 0,5. Для частоты он составляет 1 Гц в диапазоне ниже 30 Гц, 5 Гц в диапазоне 30 — 100 Гц, 10 Гц в диапазоне 100 Гц – 1 кГц и 100 Гц для частот выше килогерца. Все значения можно регулировать не только экранными кнопками, но и ввести любое допустимое числовое значение непосредственно в окно. Для ввода десятичной запятой с дополнительной клавиатуры (если она есть) нужно переключиться в русский регистр. Догадался я об этом не сразу…
Чтобы не перегружать картинки излишними подробностями (а ведь это потом ещё и графиками обернётся!), в каждой полосе (кроме сабвуфера) задействуем только одну регулировку эквалайзера. По жизни их в каждой полосе может быть вплоть до шести, и это – явно с запасом, столько косяков в нормально спроектированной трёхполоске быть не должно. В дальнейших примерах все цифры условные, близкие к среднестатистическим.
В канале НЧ подавляем условный резонанс салона на 125 Гц
В канале СЧ подавляем условное отражение от стекла
В канале ВЧ корректируем условный спад отдачи шёлковой пищалки на 16 кГц
На последнем экране конфигуратора – настройки уровня и задержек. Диапазон регулировки уровня – 60 дБ. Задержки можно вводить как в миллисекундах, так и в сантиметрах, максимальное значение – 20 мс или 680 см. Хватит даже на автобус. Регулировки можно объединять в группы, для примера спарены регуляторы сабвуфера. Любой канал можно отключить при настройке, ввести инверсию сигнала. Короче – как пожелаем, так и сделаем…
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Опыт, надо заметить, оказался богатым. Знакомство с процессором и его программирование сопровождались воскурением табака (Минздрав, молчать!), питиём кофия и камланием с бубном. За отсутствием знакомых шаманов пришлось освоить и эту профессию. Но больше всего помогло общение с разработчиками. Выводы такие:
- Прежде всего, внимательно читаем инструкцию и иллюстрации в ней (да, да, обычно это делается напоследок, когда другие методы не помогают).
- Windows XP не подходит. Совсем.
- Если существуют новые версии конфигуратора и прошивки – скачиваем.
- После подключения процессора к компьютеру и установки драйверов проверяем, не решил ли он выводить туда звук. Если да – решительно пресекаем эту попытку.
- Запускаем конфигуратор и делаем нужные настройки, не забывая сохранять конфигурации.
- Если нужно вводить дробные части чисел, работаем в русском регистре клавиатуры.
По части влияния регулировок на звучание можно было бы написать целый роман, но по отдельности они не так впечатляют, как в законченной системе. Поскольку такой возможности не было, впечатление от прослушивания пришлось складывать по кусочкам, как мозаику. Отсебятины и шумов нет, единственное замечание – при регулировке уровня на много шагов «одним махом» прослушивается небольшая помеха.
ИЗМЕРЕНИЯ
Коэффициент передачи устройства – единица. Первым делом снимаем АЧХ по всем полосам – сравните с выбранной моделью.
Царство фильтров – в полном соответствии с установленными уровнями, коррекцией и частотами среза. Ни убавить, ни прибавить
Искажения при номинальном входном и выходном уровне 2 В RMS менее 0,008%.
Спектр искажений снят в каналах НЧ и СЧ при установленной согласно приведённой модели полосе пропускания и коррекции. Обратите внимание на состав и уровень гармоник: они равномерно спадают, уровни четвёртой и последующих гармоник ниже -100 дБ
МЁД & ДЁГОТЬ
Процессор изрядно впечатлил. По сравнению с предыдущей версией это настоящий прыжок. И дело даже не в увеличенном числе входов и выходов и новом функционале. Основное достижение – упростившийся на порядок процесс программирования. Удобный и понятный без пояснений интерфейс на русском языке предоставляет доступ сразу ко всем возможностям настройки – а они великолепны. А звучание – это уж как настроить. Только с умом настраивайте, хотя название и предполагает кусочек безумства…
Цена вопроса:
Процессор: 12 500 руб.
Пульт: 1 600 руб.
2 Comments
Дмитрий
Гораздо лучше чем с «сигмой», вот еще бы кнопки пресетов добавить и общий байпасс по EQ.
Дмитрий
С комментарием я конечно припозднился, озадачился покупкой недорогого БУ процессора, подумал взять обозреваемого.
Но вот что меня смущает, снятая АЧХ не совпадает с настройками, например сабвуфер порезан снизу и сверху фильтрами Линквица-Райли на частотах 20 Гц и 60 Гц, но по снятым графикам видно что спад на 20 Гц равен -3 дБ, а на частоте 60 Гц вообще 1,5 дБ, так же ФВЧ мидбаса — Линквиц-Райли на 70 Гц, а по графику спад на частоте 70 Гц равен -3 дБ, почему так, если частота среза фильтров Линквица-Райли считается по спаду -6 дБ? Почему это никого не удивило?