— А коммунизм, между прочим, должны строить именно добрые люди
— Деловые
— Добрые и терпимые…Из к/ф «9 дней одного года»
А классные аудиосистемы в автомобилях должны «строить» широко образованные, рукастые, находчивые и вообще талантливые люди – как раз такие и делали систему, о которой пойдёт речь.
9 дней одного Range Rover
Студия: Elsheep-Team
Руководитель проекта: Сергей Яковлев
Давайте будем объективными – Land Rover вообще делает отличные машины, а если речь идет о Range Rover Vogue, это верно вдвойне. И что? Правильно – в хорошем автомобиле всё должно быть прекрасно – и душа, и одежда, и… двигатель, и подвеска, и аудиооснащение. Вот у Range Rover Vogue всё именно так и сошлось. Ну, про двигатель и ходовую — это, наверное, где-нибудь на другом ресурсе. А что касается аудио, то это – к нам. В исходной версии Range Rover Vogue комплектуется OEM-системой марки Meridian. Бренд уважаемый, плохого не предложит. Это классический аудиокомплект, который, естественно, можно критиковать (хотя бы потому, что критиковать можно всё), тем не менее, в нём соблюдены основные правила автозвука, применены достаточно качественные компоненты, и звучание этого комплекта устраивает, как уже было сказано как-то раз, 99% владельцев Range Rover Vogue. Только не всех, не всегда и не в нашем случае.
- Тип системы: аудио
- Структура: трёхполосный поканальный фронт + сабвуфер + двухканальный тыл
- Источник: Apple Airport Express, штатное головное устройство
- Процессор: Audison Bit One
- Акустика фронтальная: CDT Audio ES1200, Ground Zero GZPM100SQ, CDT Audio HD6
- Акустика тыловая: CDT Audio HD-62.5
- Сабвуфер: JL Audio 12TW1-4
- Усилители: Mosconi Gladen One 60.4, Mosconi Gladen One 120.4, Mosconi Gladen One 120.2
Владелец Range Rover, о котором пойдет речь, старый и хорошо знакомый клиент этой установочной фирмы. Прошлая система была сделана на базе Toyota Land Cruiser 200. Судя по всему, её звучание так запало в душу владельцу, что когда Range Rover Vogue пришёл на замену Toyota Land Cruiser 200, появилась идея: взять да и перенести существующую конфигурацию в совершенно новый автомобиль.
Это легко сказать – «перенести». Речь всё-таки не о пакете с кефиром! Понятно, что эти два автомобиля серьезно отличаются друг от друга. В силу вполне приличного качества заводского аудиооснащения, которому мы уже отдали должное, Range Rover Vogue – редкий гость у установщиков автозвука. Это значит, что опыт работ по установке аудио в этот автомобиль минимален. Что ж, тем интереснее – предстоит увлекательный научный эксперимент, работа первопроходца. Впрочем, задачи поставлены, цели определены. И, как и положено в настоящем большом деле, всё началось с рекогносцировки, или, говоря научным языком, оценки исходных данных на момент начала эксперимента.
Забегая вперед, отметим, что весь сам по себе задуманный сетап – дело не детское. Поканальный трехполосный фронт плюс кроссоверный двухполосный тыл, ну и саб, как положено. А поскольку перед нами все-таки серьезный внедорожник, то и калибры компонентов соответствующие. Обратите внимание на распределение ролей усилителей: мощный Mosconi Gladen One 120.4 обслуживает низкочастотники фронта и тыловую акустику, а более деликатный Mosconi Gladen One 60.4 – СЧ и ВЧ фронта.
Штатные ВЧ-динамики в «косынках» передних дверей. Предусмотрен «доворот» в сторону слушателя. Новые ВЧ-динамики CDT Audio ES1200 отлично встали под штатные сетки
Отсек запасного колеса. В центре – корпус штатного сабвуфера. Слева, обратите внимание, вентиляционная решетка на всю длину
Осмотр предстоящего фронта работ дал любопытные результаты. «Родной» сабвуфер размещён в багажнике под полом, над ним («на нем», возможно, правильнее) – запасное колесо, достать его реально только вдвоем (это про колесо, ясное дело – не извлекая его до сабвуфера не добраться). Короче, становится ясно, что для нового сабвуфера, при всем уважении к авторитету разработчиков штатного аудио-оснащения Range Rover Vogue, необходимо найти другое место.
Задняя дверь со штатными местами под трёхполосную акустику
Заводская противошумная обработка задних дверей
Попутно отмечается, что дверь багажного отделения остро нуждается в шумоизоляции, в то время как остальные двери имеют пусть минимальную, но вполне адекватную заводскую. Становится ясно ещё многое – на то он и осмотр. Под задними сиденьями места для размещения усилителей просто нет – жаль. Идея засунуть усилители под сиденья переднего ряда реальна, но энтузиазма пока не вызывает.
Правый борт багажника
Левый борт багажника, здесь гораздо свободнее
Правый борт багажника отведен под штатную электронику, зато – эврика! – левый борт пуст. Здесь и разместится многое из того, что предстоит устанавливать. Кстати, и с правым бортом возможны некоторые открытия…
Головное устройство Range Rover Vogue
Как всегда, важны результаты обследования штатного головного устройства. Вердикт: расширения аудиофайлов Flac и WAV не поддерживаются. Это значит, что за них должен отвечать альтернативный источник аудиосигнала. Уже ясно, что это будет коробочка под названием Apple Airport Express, сигнал с неё пойдет на процессор Audison Bit One, у которого как раз для этой цели имеется один оптический вход. Остальные подключения к Bit One – аналоговые. На входы подаёется сигнал со штатного головного устройства, с выходов – на усилители. Всё это предстоит разместить, протянуть, согласовать, подключить и сконфигурировать.
Три акустических кабеля, протянутые в передние двери
Важный вопрос – протяжка акустических кабелей в передние двери. При поканальном подключении это по три пары достаточно толстого провода. Осмотр показывает, что «пройти» кабелями в двери реально, хотя и потребуется рассверлить отверстия – еще одна, пусть небольшая, но удача. Начались работы, которые заняли девять дней.
Новый СЧ-динамик, устанавливаемый на переходное кольцо
Для сравнения – штатный среднечастотник
Что касается силовых кабелей, то проводка для новой системы получится максимально короткой, поскольку аккумулятор у Range Rover Vogue размещается в полу багажника. Это – плюс. Для обжима силовой проводки применяется гидравлический инструмент.
Обработка левого борта
Что касается вибро-шумоизоляции, то кроме всех дверей была обработана левая боковая часть багажника (все-таки это, скорее, тыльная часть салона). Именно здесь решено было установить сабвуфер. Выбор драйвера пал на модель JL Audio 12 TW1-4. 12 дюймов, 300 Ватт, 4 Ом.
JL Audio 12 TW1-4 готов к установке
Для немаленького салона – «самое то», хотя рекордов SPL не ожидается, установка рассчитана на другое. Об этом свидетельствует и выбранный тип акустического оформления – закрытый ящик. Такой вариант, в сравнении с фазоинверторным, с одной стороны, снижает КПД, то есть чувствительность, и, соответственно, максимальную громкость системы; с другой – делает звучание значительно чище, точнее, музыкальнее.
Место под сабвуфер вырезано в обшивке левого борта
Найденное под установку место легко даёт возможность сформировать полость объемом около 25 литров – именно столько и нужно для акустического оформления будущего саба. Тыльная часть формуемого практически «по месту» композитного корпуса сабвуфера надежно крепится к кузову в трёх точках.
Корпус сабвуфера предварительно закреплён на своем месте
Рядом с сабвуфером закреплены процессор (внизу) и один из усилителей
Система креплений для процессора, усилителя акустики задних дверей и фронтальных НЧ-динамиков – рядом с сабвуфером, подальше от скоплений штатных электроприборов, что, кстати, минимизирует возможные наводки, а это – хорошо. С другой стороны, в пустотах левой задней части салона всё не поместится.
Дополнительный пятифарадный конденсатор сабвуферного усилителя нашёл своё место на правой задней стенке. Она в заводском исполнении имеет углубление, которое решено использовать, разместив в нем аудиокомпоненты
Для установки акустики потребовалось изготовить переходные кольца. Они вырезаются и красятся перед установкой на дверные карты.
Тыловой мидбас от комплекта акустики CDT Audio HD62.5
Работа установщика аудиоаппаратуры тем и интересна, что многопрофильна. Здесь одновременно требуются знания и навыки автоэлектрика, механика, слесаря, столяра, немного химика, электронщика и, конечно же, специалиста по головоломкам. Для согласования выходов штатного головного устройства с входной коммутацией Audison Bit One применили интерфейс Most-RCA от Триома. В частности, это позволит пользователю новой системы регулировать уровень сабвуфера со штатного головного устройства. Не может не радовать наличие в природе такого интерфейса с поддержкой именно этого автомобиля, указанной в спецификации.
Фронтальный мидбас CDT Audio HD6
Еще одна проблема, которую пришлось решать – вентиляционная решетка, проходящая вдоль всей левой задней стенки. Установка сабвуфера потребовала радикально укоротить эту пластиковую деталь. Всмотритесь. Следов операции не видно.
Вид багажного отделения. Вентиляционную решётку по левому борту пришлось укоротить
Укороченная вентиляционная решетка
Корпус сабвуфера покрашен, обтянут карпетом
Накладка на сабвуфер обтягивается алькантарой
Готовый сабвуфер. Накладка – под алькантарой. Чем не штатное устройство?
Сделано по-настоящему хорошо. Новый сабвуфер занял свое штатное место. Может, подсказать такой вариант автопроизводителям? Так сказать, в порядке внедрения результатов научного эксперимента в производство.
Правая накладка на обшивку изготовлена инсталляторами. Здесь также оставлена вентиляционная решетка – всё-таки за накладкой – усилители
Для коммутации системы были использованы межблочные кабели Tchernov Audio.
Пульт управления процессора DRC установлен в подлокотник центральной консоли салона
Что ж, да простят нас авторы OEM аудио в Range Rover Vogue, но лучшее – враг хорошего. Новая система заиграла намного лучше, так что всё было сделано не зря. Работы по инсталляции нового аудиокомплекса в Range Rover Vogue заняли 9 рабочих дней, они были насыщены увлекательной работой и поистине научными открытиями.
Интересно, а заберет ли владелец этот комплект в свой следующий автомобиль?
6 Comments
Евгений
Статья не закончена, где прослушка? АЧХ?
И у данного процессора два цифровых входа, коаксиальный и цифровой, и еще одна боль — это саморезы, ну можно что то по эстетичней использовать…
Железный ШИХМАН
Иногда машины уезжают слишком быстро и прослушать не получается… А насчёт саморезов — вопрос к установщикам. Лично я криминала в этом не вижу, лишь бы не на виду. У меня панель с усилителями под задним сиденьем уже седьмой год на саморезах стоит — пока ничего не отвалилось.
Дмитрий Т
Тема установки среднечастотников не раскрыта. Какое место установки, направление, объем или во фри???
Железный ШИХМАН
Вся акустика в штатных местах.
Денис
Подскажите, audison bit one имеет 8 выходов, а в этой инсталляции поканальный трёхполосный фронт(6 выходов), тыл(2 выхода) и саб (1 выход). Итого девять. Подскажите, как это организованно?
Железный ШИХМАН
СЧ и ВЧ фронта — это одна стереопара, разделение полос в усилителе. При высокой частоте раздела СЧ-ВЧ (выше 5 кГц) для них вполне можно обойтись единой задержкой, даже если динамики установлены и не слишком близко друг к другу.