Сегодня потребители предпочитают многофункциональные, но недорогие решения, пусть даже в ущерб качеству и надежности. Однако продукция известных марок тоже может быть вполне доступной. Примером такого решения мы сейчас и займёмся.
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Что нужно от звукового процессора в первую очередь? Задержки, фильтры, эквалайзер. Это есть у всех. Чтобы получить продукт, выделяющийся на общем фоне, нужно добавить то, что есть лишь у немногих – возможность «сборки» разделённого на полосы сигнала штатных аудиосистем. То есть суммирование, при необходимости – частотная коррекция (деэквализация). К счастью, в штатных системах временная коррекция используется редко, поэтому необходимость в обратной коррекции, скорее всего, не понадобится – и конструкция за счёт этого заметно упрощается и удешевляется. А на чём ещё можно сэкономить? На математике и софте. Можно оставить один тип фильтров – Баттерворта, это своего рода «золотая середина» между крутизной и импульсными характеристиками, можно сократить набор регулировок эквалайзера, отказаться от деэквализации входных сигналов… То, что получится в итоге, будет гораздо дешевле «полнофункциональных» процессоров-интеграторов, и мало в чём им уступит. Таков STEG DSP6TO8.
Аудиопроцессор позволяет гибко менять маршрутизацию сигнала по каналам, осуществлять частотную коррекцию с помощью настраиваемых эквалайзеров и фильтров, осуществлять временное согласование каналов. Коротко говоря – может всё, что нужно в автомобиле и даже немного больше: кроссоверы и эквалайзеры от 20 Гц до 20 кГц с шагом 1 Гц (!), добротность эквалайзеров выбирается в диапазоне 0,5-12 с шагом 0,1. Во всех каналах возможна временная коррекция до 15 миллисекунд с шагом 0,05 мс (~2 см).
В маркировку процессора включён шестиканальный основной вход, предназначенный для подключения к штатной аудиосистеме по высокому или линейному уровню с возможностью сборки разделённого по полосам сигнала. Помимо этого есть обычный линейный стереовход (Aux In) под миниджек и оптический вход Toslink. К разъёму RJ-45 подключается пульт дистанционного управления, входящий в комплект. Кроме того, можно подключить опциональный модуль Wi-Fi
Восемь аналоговых выходов свободно конфигурируются, поэтому назначить их можно в соответствии с разводкой сигнальных кабелей уже на этапе настройки системы. Это удобно, поскольку исключает «змеиные свадьбы». Для программирования служит порт USB
Процессор выполнен в массивном алюминиевом корпусе габаритами 185х135х47 мм, обработкой сигнала занимается 32-разрядный DSP от Cirrus Logic – CS47048C-DQZ. В фильтрах и буферных каскадах применены скоростные малошумящие операционные усилители, стабильные конденсаторы и точные резисторы
Пульт ДУ позволяет регулировать громкость, переключать пресеты и источники сигнала
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Установка программного обеспечения включает в себя два этапа: установку собственно программы и драйвера устройства. Происходит это достаточно быстро и без эксцессов, вполне стандартно для Windows.
Программа может работать в демо-режиме, если процессор не подключен – это можно использовать для предварительного знакомства с приёмами работы. Интерфейс интуитивно понятен, всё просто и наглядно, все настройки располагаются в одном окне, что делает работу с программой очень удобной. Правда, из этого вытекают и некоторые ограничения: желательно использовать ноутбук или монитор с экраном хотя бы 14-15 дюймов, на 10-дюймовом приходится напрягать зрение и оперировать с ювелирной точностью. Все экранные движки подчиняются как мыши, так и кнопкам клавиатуры и «колесу». Облегчает работу то обстоятельство, что числовые значения можно вводить непосредственно с клавиатуры в соответствующих окошках – главное, попасть в них…
Прежде всего, нужно выбрать вход, для которого производится настройка. Стереовходы SPDIF, AUX и Wi-Fi подразумевают только двухканальную конфигурацию без вольностей, «левый-правый» менять местами нельзя. Main – это основной шестиканальный вход, при работе с ним возможны различные варианты конфигурации в зависимости от числа выходов источника, и тут уже можно направить что угодно и куда угодно.
При выборе Main в окне маршрутизации сигнала появляются выпадающие меню, в которых для каждого канала выбирается вид входного сигнала – отдельные сигналы фронта, тыла, сабвуфера или различные варианты суммирования. M1 – сумма фронтальных сигналов (центр), M2 – сумма левых фронта и тыла, M3 – то же, но правых. M4 и M5 – соответственно полные суммы левого и правого каналов с левым и правым каналами сабвуфера. Однако временная коррекция при суммировании сигналов не предусмотрена, как и деэквализация – эти вопросы придётся решать уже на выходе.
После выбора конфигурации входов остаётся выбрать соответствующий выходной канал и перейти к его настройке. Удобно то, что левый и правый выходные каналы можно спарить, тогда настройка пойдёт одновременно. Фильтры настраиваются обычным способом, можно выбрать ФНЧ, ФВЧ, полосовой фильтр или отключить фильтрацию. Для каждого из выходных каналов можно включить фильтр с практически неограниченным выбором частот среза в диапазоне 20 Гц-20 кГц. Точность установки частоты – 1 Гц. Тип фильтра не обсуждается, это Баттерворт, от первого до восьмого порядка (6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48 дБ/окт.).
Для примера выбран полосовой фильтр 60 Гц/12 дБ – 3 кГц/48 дБ. Результат будет представлен в разделе «Измерения»
И это ещё не всё – в каждом выходном канале можно задействовать параграфический эквалайзер с диапазоном регулировки +12/-18 дБ. Частоты регулирования (всего 31) фиксированы, зато добротность можно выбрать в диапазоне 0,5-12 с шагом 0,1. По умолчанию добротность 5,8. Для примера введена условная коррекция с крайними значениями параметров, результат будет представлен в разделе «Измерения»
Само собой, в каждом канале предусмотрена регулировка усиления, инверсия сигнала, мьютирование – как пожелаете. И, естественно, временная коррекция – в каждом канале можно ввести регулируемую задержку до 15 мс с шагом 0,05 мс – это соответствует максимальному расстоянию 5 м и шагу 2 см. Для практических целей – более чем достаточно. Чтобы проверить это, приступаем к измерениям.
ИЗМЕРЕНИЯ
Как обычно, для измерений был задействован безотказный комплекc CLIO. Искажения при номинальном выходном сигнале с уровнем 1 В не более 0,0004%, это на уровне погрешности измерений. При максимальном выходном сигнале 4 В они возрастают до вполне заметных 0,1%, так что здесь лучше без фанатизма, двухвольтовый выход будет в самый раз. Отношение сигнал/шум 98 дБ, также на пределе чувствительности приборов.
Для определения задержки вместо импульсов и графиков использован более наглядный способ, дающий показания сразу в понятных величинах и с требуемой точностью.
На верхнем скриншоте – задержка распространения сигнала в недрах DSP при отключенных обработках, на нижнем – то же, но с максимальной задержкой. Разница, как видим, ровнёхонько 15 миллисекунд. Включение фильтров и эквалайзера изменяет «нулевое» время задержки менее, чем на 0,03 мс (сдвиг на сантиметр)
Теперь займёмся частотными характеристиками. Заявлена полоса пропускания 20 Гц-22 кГц по уровню -3 дБ. Верхняя граница подтвердилась («завал» на частоте 20 кГц – 2 дБ), а снизу полоса пропускания начинается чуть ли не от постоянного тока.
ФНЧ на частоту 1000 Гц со всеми значениями крутизны. На верхнем пределе перестройки (20 кГц) дополнительно накладывается крутизна выходных фильтров канальных ЦАП, это ещё плюс три порядка
Фильтры абсолютно симметричны. Независимо от порядка частота среза отсчитывается по уровню -3 дБ. Для наглядности частоты среза ФНЧ и ФВЧ здесь разнесены (графики сняты отдельно и совмещены)
АЧХ полосового фильтра, ранее выбранная в настройках
Влияние добротности на полосу регулирования. Можно вырезать резонанс или назойливое отражение, можно выделить область формант и получить любое звучание – от «яркого» до «мягкого». Глубина «завала» больше, чем «подъёма» – это правильно
Сказано же было, что «усё могём». Пожалуйте – та безумная АЧХ, что была установлена в настройках для примера
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Опыт, надо заметить, оказался информативным, но небогатым. Играть с экзотическими настройками эквалайзера и кроссовера – занятие увлекательнейшее, но в отрыве от конкретной аудиосистемы и акустической обстановки – увы, бессмысленное. В этом вопросе лучше довериться приборам – они врать не умеют.
Поскольку прослушивание велось на высококачественном «домашнем» комплекте, все регулировки были сброшены в ноль и процессор работал как внешний ЦАП. Тональный баланс при отключенных настройках – аккуратный, мягкий, ничто не режет слух и не выпирает. Звучание системы с процессором комфортное и ненавязчивое, очень детальное и в то же время достаточно «тёплое». Фокусировка стереообразов в двухканальном режиме отличная, затем была имитирована «автомобильная» посадка и небольшая игра с задержками позволила вернуть сцену на место. Эквалайзер функционирует нормально.
МЁД & ДЁГОТЬ
Процессор более чем удачный. Субъективные впечатления благоприятные, шумы и искажения – на пределе измерения, возможности настройки – широкие, дизайн — впечатляющий. Единственный недостаток – отсутствие коррекции при «сборке» сигнала, что может повлечь за собой небольшое усложнение финальной настройки, но это компенсируется весьма гуманной ценой.
Цена вопроса 23 790 руб.
A PROPOS
Цифровой процессор Hertz H8 DSP
2 Comments
Игорь
THD сделали в 3 раза лучше чем в даташите на чип!
0,0004% это уровень топового PCM1794A, а не чипа «все в одном»
Даже лучше чем Helix DSP Pro MK2.
Волшебство 🙂
Железный ШИХМАН
Что намерили — то и публикуем. Ключевая фраза «при номинальном выходном сигнале с уровнем 1 В » — а не при максимальном. С увеличением уровня искажения растут довольно быстро. После ЦАП есть ещё и фильтры, которые тоже снимают часть «цифрового мусора». И про погрешность измерений забывать не стоит, всё-таки это близко к нижнему пределу — но прецизионной измерительной аппаратуры в распоряжении нет.