Акустика JBL славится традициями. Меняются компоненты, но сохраняется стиль и почерк. Сегодня мы знакомимся с представителем обновлённой серии GTO – STADIUM.
ЗА РЕКОРДАМИ!
Не обязательно зубрить школьную латынь, чтобы догадаться о значении слова STADIUM. На большинстве европейских языков это «стадион». Где стадион – там соревнуются. Где соревнуются – там рекорды. Простая линейная логика.
А названия просто так не дают. Как корабль назовёшь… Ну, вы в курсе. И в этом комплекте сделано всё, чтобы работать с максимальной отдачей и противостоять экстремальным нагрузкам. На снимке в заставке ровно половина комплекта. Мидбас, пищалка, установочный адаптер, кроссовер. Мелочь вроде проводов, саморезов, креплений для твитера в кадр уже не попала.
Мидбас комплекта отличается мощным стеклопластиковым диффузором «под карбон», корзина из пластика ABS вместо сплошного крепёжного фланца с отверстиями на все случаи установочной жизни несёт четыре крепёжных «уха» — как правило, этого будет достаточно. А для «случаев» в комплект добавлен переходной адаптер-«паук» из такого же пластика. Фирменный подвес диффузора PlusOne увеличивает его эффективную площадь
Магнитная система вентилируемая, закрыта корзиной. Её развитый рельеф (фирменный почерк) гарантирует жёсткость, фланец П-образного профиля снабжён дополнительными радиальными перемычками
Габаритный диаметр «по ушам» — как раз стандартные 165 мм, остальные размеры на фото. Контактная колодка винтовая, хорошо защищённая
Пищалку с куполом 25 мм и неодимовым магнитом можно установить в нескольких вариантах – заподлицо, на плоскость, под углом… Диаметр корпуса – 36 мм, общая высота – 17 мм
Кроссовер – это даже не кроссовер, а произведение искусства. Огранка корпуса под большой драгоценный камень, логотип на кнопке переключения аттенюатора…
В кроссовере есть возможность выбрать трёхполосный режим, для подключения купольного среднечастотника GTO20M предусмотрены отдельные клеммы с обратной стороны корпуса
ИЗМЕРЕНИЯ
Мощность акустики изготовитель заявляет как 100 Вт RMS и 300 Вт пиковой мощности при чувствительности 93 дБ (2,83 В). Поскольку импеданс акустики 2,5 Ом, то при этом развивается мощность 3,2 Вт. Приводя к стандартному 1 Вт, получаем 88 дБ. Полосу воспроизводимых частот заявили серьёзную: 45 Гц – 25 кГц.
Параметры Тиля-Смолла | ||
---|---|---|
Мидбас (заявка/факт) | Твитер | |
FS, Гц | 75 / 75,2 | 2278 |
VAS, л | 7,73 / 7,54 | — |
Re, Ом | 2,3 / 2,4 | 2,2 |
QMS | 10,29 / 4,45 | 4,78 |
QES | 0,86 / 0,89 | 3,8 |
QTS | 0,8 / 0,74 | 1,2 |
B×l, T*m | 4,1 / 4,53 | — |
dBSPL | 88 / 87,6 | — |
MMS, г | 13,5 / 16 | — |
Рассмотрим импеданс компонентов.
Компоненты низкоомные, но в среднем по полосе частот выходит как раз 4 Ом – индуктивность мидбаса довольно приличная. Малозаметный резонансный пик указывает на основательное феррожидкостное демпфирование твитера
Теперь займёмся акустическими измерениями. Сначала – по компонентам.
Картина для калибра 6 дюймов типичная: уже вблизи 1 кГц начинается лёгкая болтанка, результат интерференции волн от разных участков диффузора. Выше 2 кГц направленность проявляется уже очень заметно. На низких частотах кривая идёт прогнозируемо гладко и плавно
Чувствительность твитера почти на 10 дБ выше, чем у мидбаса, особенно заметно это на осевой АЧХ. Направленность проявляется в снижении уровня и повышении неравномерности АЧХ, но крутого спада нет, и аттенюатор сможет с этим справиться
АЧХ кроссовера по напряжению с подключенными компонентами. Заявленная частота раздела – 5,5 кГц, но это лучше проверить «по акустике». У мидбаса традиционный ФНЧ первого порядка примерно на 3,5 кГц, некомпенсированная индуктивность приводит к росту подводимого напряжения на высоких частотах – но криминала в этом нет, отдача динамика в этом диапазона ничтожна. ФВЧ твитера – второго порядка с аттенюатором, в его эффективности сейчас убедимся
Теперь снимем осевую АЧХ комплекта при двух положениях аттенюатора. Динамики стоят в одной плоскости, фильтры несимметричные, с нечётной разницей порядков относительный фазовый сдвиг в области раздела – 135 градусов, тут уж или повезёт, или не повезёт… Сначала соединим всё, как предписано маркировкой, а потом сменим полярность твитера.
При прямой полярности можно уверено определить частоту раздела полос – 5,5 кГц, как и было заявлено. Но провал величиной 7-8 дБ немного настораживает. Сменив полярность, убеждаемся, что провал стал не таким глубоким и сместился ниже по частоте, а общая неравномерность АЧХ уменьшилась. Но – это справедливо для компактной установки излучателей, при разнесённом варианте (это – вариант с вероятностью 95%), может получиться всё, что угодно. Аттенюатор работает аккуратно и точно
Угловые АЧХ сняты при положении аттенюатора +3 дБ. Здесь игры с полярностью твитера (как и его уровнем) не привели к однозначному результату – но, напомню, излучатели установлены компактно. Что будет в салоне автомобиля – покажет только эксперимент. Пробовать и ещё раз пробовать…
Ну и, наконец, про искажения, они совсем невысокие. Искажения измерены в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м).
100 — 300 Гц | 1,2% |
300 — 1000 Гц | 0,82% |
1 — 3 кГц | 0,58% |
3 — 10 кГц | 0,12% |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Как обычно, для прослушивания использовался приличный домашний комплект: усилитель и CD-проигрыватель. Первая фаза прослушивания, в положении тестовых боксов «по домашнему» показала прекрасный тональный баланс. Но пришлось отвернуть твитеры немного в стороны, иначе звучание было излишне ярким. На втором этапе сымитировали «автомобильное» расположение акустики – мидбас под заметным углом, твитер – на слушателя под небольшим углом, найденным на первом этапе. Середина диапазона детальная, хорошо проработан нижний бас, прекрасно воспроизводится «панчевый» средний бас. Общий звуковой почерк ровный и слитный, акустика звучит точно, корректно и детально, временами ярко – и с душой.
С учётом высокой отдачи и хорошей дисперсии твитеры можно направлять в середину салона. Как обычно, рекомендую пробовать разные варианты относительной полярности динамиков и уровня твитера, желательно – с контролем АЧХ в точке прослушивания.
МЁД & ДЁГОТЬ
Вердикт короткий и простой: громкая, ярко и сочно звучащая акустика за более чем разумную цену. Штатный кроссовер оптимизирован под используемые головки и прекрасно справляется со своей работой.
Цена вопроса: 7 149 руб.
A PROPOS
Компонентная акустика JBL GX600C
6 Comments
Дмитрий
Добрый день, скажите пожалуйста, как вы относитесь к сдвоенному фронту на таких компонентах?
Я встречал много информации по поводу сдвоенных мидбасов, но как поведут себя сдвоенные твитеры, при максимально близком расположении друг к другу?
Я в основном слушаю современную электронную музыку, но тем не менее трепетно отношусь к качеству воспроизведения.
Ашот
А зачем твитеры сдваивать….. Например миды от одного канала сдвоил…….. В два ома получилось….. А твитер один от отдельно го канала….
Железный ШИХМАН
Вопрос как-то проскочил мимо меня… Сдвоенный фронт (в том числе и сдвоенные пищалки) вполне имеет право на жизнь — если речь идёт о повышении неискажённой громкости. Однако фокусировке звуковой сцены это вряд ли пойдёт на пользу. Но в электронной музыке сцена весьма условна, так что почему бы и нет?
Нужно помнить при этом следующее: каждый комплект работает со своим пассивным кроссовером, и никак иначе. Если появится мысль соединить динамики в пары (неважно. параллельно или последовательно), изменится нагрузка кроссовера и его работа полностью нарушится. Для такого варианта понадобится или другой пассивный кроссовер (рассчитывать и делать, надежды на готовый практически нет), или переходить к активному делению полос фильтрами усилителей.
Дмитрий
Спасибо Анатолий! Только сейчас прочитал ваш ответ, интересует действительно неискажённая громкость, а на счёт фильтрации, резать собираюсь с ГУ.
Андрей
Я что-то не понял
АЧХ идеально прямая линия от 60 Гц до 2 кГц?
Да на них тогда можно строить системы с ценой >100 500 usd
Что-то вы не там на измеряли или нарисовали
Железный ШИХМАН
Во-первых, не до 2 кГц, а только до 800 Гц, дальше зона совместного действия.
Во-вторых, измерения повторялись несколько раз и построена усреднённая в третьоктавных полосах АЧХ, в соответствии с чувствительностью слуха к отклонениям.
В-третьих, в реальной системе в любом случае всё будет совсем иначе, чем при акустических измерениях — отражения, поглощения, интерференция…