В 2017 году JVC предложила «плоский» дизайн передней панели ресиверов с большой клавишей взамен традиционного энкодера. Вопреки мнению скептиков дизайн стал популярным, несмотря на рудимент в виде дисковода. В нашем тесте долгожданная бездисковая модель, в которой есть всё, что нужно настоящему меломану – звуковой процессор с развитым эквалайзером, кроссовером и задержками. И поддержка Bluetooth и FLAC до 96 кГц/24 бит.
КЛАВИША БЕЗ РОЯЛЯ
Съёмная фронтальная панель взамен обычного энкодера снабжена большой клавишей доступа с изменяемой подсветкой. Она позволяет ответить на вызов или перейти воспроизведению потокового аудио со смартфона. При подключении смартфона по Bluetooth контролируется напряжение батареи, и при её разрядке на экране появится предупреждение. Порт USB и вход AUX закрыты откидной шторкой, хромированная вставка в верхней части панели завершает композицию. Дисплей сохранил свои размеры и вновь стал однострочным. На месте бывшей служебной строки выводится линейный индикатор уровня громкости (при её регулировании) или уровня сигнала (при воспроизведении). Яркость и цвет подсветки для дневного и ночного режимов настраиваются раздельно.
Ресивер оснащён двумя парами линейных выходов, назначение которых меняется в зависимости от выбранного режима работы. В классической конфигурации одна пара фронтальная, с подключаемым ФВЧ. Вторая пара выходов – тыл (также с подключаемым ФВЧ) или сабвуфер (уже с ФНЧ и отдельной регулировкой уровня). К левому тыловому каналу в этой конфигурации можно подключить пассивный сабвуфер. Возможны три варианта взаимодействия со встроенным усилителем: «всё тыл», «всё сабвуфер», «усилитель – тыл, линейный выход – сабвуфер».
В трёхполосной конфигурации (с поканальным фронтом) тыловые линейные выходы становятся сабвуферными, на фронтальные поступает сигнал НЧ/СЧ (через настраиваемый полосовой фильтр). ВЧ излучатели работают только от встроенного усилителя. Конфигурация известная, при частотах раздела выше 4 кГц оправданная даже при солидной мощности внешних усилителей.
Помимо развитого кроссовера и «машины времени» с индивидуальной регулировкой задержек предусмотрен 13-полосный эквалайзер. Кроме того, для обработки звука есть ряд уже известных функций: Space Enhancement – виртуальное расширение звукового пространства за счёт управляемой реверберации; Sound Response – улучшение звучания компрессированных файлов с применением технологии K2; Sound Lift – подъём звуковой сцены за счёт дозированной коррекции на высокочастотном краю диапазона, и ряд вариантов коррекции частотной характеристики в зависимости от установленной громкости – тонкомпенсация, Volume Link EQ, бас-буст. Подробный «разбор полётов» частотной коррекции и фильтров будет в разделе измерений.
Габариты ресивера стандартные, но благодаря исключению дисковода монтажная глубина уменьшена до 100 мм
Линейных выходов с напряжением 2,5 В – два. Фронт и переключаемый выход тыл/сабвуфер. Скромно, но есть всё необходимое. Гнезда 3,5 мм предназначено для подключения микрофона
Меню аппарата относительно простое, заблудиться нельзя. Во всех позициях есть время подумать, аппарат к основным обязанностям возвращается только по команде. Русификация меню выполнена с умом, всё подряд переводить не стали, сокращения понятные и удобочитаемые. Поддерживаются теги на кириллице (см. фото в заголовке). Настройки хорошо сгруппированы и интуитивно понятны, мы сосредоточимся на трёх звуковых группах.
Настройки эквалайзера собраны в отдельную группу – это удобно и сокращает путь к цели. Вторую группу составляют настройки аудиотракта (кроссовер, тонкомпенсация, бас буст и прочее). В третье группе оказались звуковые эффекты.
На выбор есть три режима эквалайзера: профессиональный, лёгкий и совсем лёгкий (из готовых предустановок)
ИЗМЕРЕНИЯ
В этот раз пойдём по порядку пунктов звукового меню. Начнём с эквалайзера. Самый «ленивый» вариант – с готовыми предустановками, они вполне соответствуют заявленным стилям. Особняком стоит группа предустановок DRVN, предназначенная для работы с акустикой одноимённой серии – добавить драйва и добиться оптимального ея звучания. Но, кстати, «драйв» весьма оживляет звучание и с другими видами акустики, даже с домашней, на которой проводилось прослушивание. Пуристов слушать не будем – это действительно звучит красиво, что на джазе, что на роке.
Кривые коррекции на графике сгруппированы по родственному признаку – в меню порядок несколько иной. DRVN, не вмешиваясь особо в тембр звучания, маскирует шумы движения – гул колёс и шум ветра. Кривая R&B подразумевает классический ритм-энд-блюз, а не то, что сейчас под этим понимают – обратите внимание на сходство с роком. Классика и джаз – вообще родственные души…
Самый сложный вариант эквалайзера – профессиональный. По нашему – 13-полосный параграфический. Частоты регулирования фиксированы, но для всех полос одновременно можно выбрать добротность из трёх значений (1,35-1,5-2,0). «Лёгкий эквалайзер» – частный случай профессионального. Частоты регулирования фиксированы, добротности – тоже, две полосы регулирования (250 Гц и 2,5 кГц) обнулены
Тонкомпенсация умеренная, часть её функций возложена на бас буст. Подъём низких частот уменьшается при увеличении громкости, чтобы не вызвать перегрузку усилителя Цифры на графиках обозначают состояние регулятора громкости («35» – максимум)
Коррекция АЧХ Sound Lift компенсирует нижнее расположение динамиков. Коррекция Volume Link – разновидность тонкомпенсации, адаптированная под акустику автомобильного салона. Обе функции давно применяются JVC и зарекомендовала себя с лучшей стороны. Тут добавлять нечего. Цифры, как и на предыдущей иллюстрации, обозначают состояние регулятора громкости
В двухплосном режиме кроссовера ФНЧ сабвуфера и оба ФВЧ фронтальных и тыловых каналов настраиваются независимо. Можно выбрать частоту среза из ряда 30-40-50-60-70-80-90-100-120-150-180-220 Гц – СКОВЗН и крутизну (ОТКЛОН) из ряда 6-12-18-24 дБ/окт.
В трёхполосном режиме остаётся только два значения крутизны (6 и 12 дб/окт), пределы перестройки ФНЧ сабвуфера и ФВЧ мидбаса прежние. ФНЧ мидбаса и неотключаемый ФВЧ твитера получают частоты среза 1,0-1,6-2,5-4,0-5,0-6,3-8,0-10,0-12,5 кГц. И если у сабвуфера крутизна 6 дБ/окт практически бесполезна, то при высокой частоте среза твитера этим значением можно воспользоваться для корректировки спада АЧХ мягкого купола
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Интерфейс аппарата удобный, хотя и не совсем привычный. Впрочем, адаптировался я довольно быстро, вход в меню левым «коромыслом» и перемещение по нему правым вместо энкодера уже знакомы по моделям JVC KD-R681/881BT/889BT, остальное привычно – как и структура меню. Цветная клавиша позволяет одним нажатием получить доступ к смартфону/планшету. Звуковая секция работает на твёрдую «пятёрку», все регулировки действенные и реально полезные – впрочем, им уделено особое внимание при измерениях.
Звучание WAV и FLAC с USB-носителей великолепно, как и с планшета и смартфона ANDROID. Благодаря улучшенному алгоритму обработки и компрессированные форматы звучат очень приятно, даже джазовые записи почти неотличимы от оригинала – пришлось изготовить парочку файлов для сравнения. По каналу BT удалось даже услышать новые нотки в хорошо знакомых записях – и это было откровением, обычно «телефонные» фонограммы в той или иной степени уступали «флешечным».
МЁД & ДЁГОТЬ
JVC KD-X361BT позволяет использовать смартфон на 200% – и как телефон, и как источник музыки. Bluetooth-подключение устанавливается без задержек, качество передачи не отличается от воспроизведения с флешки. Звучание порадовало, возможности встроенного эквалайзера, кроссовера и функций обработки сигнала более чем достаточны даже для искушённых слушателей. Единственный минус – отсутствие «полочной» коррекции высокочастотного участка АЧХ, знакомой по некоторым предыдущим моделям. Но это можно пережить…
Итог: аппарат может занять место в системе самого различного уровня – от начального (фронт-тыл «от себя» плюс сабвуфер – и его тоже можно «от себя») и дорасти до внешнего усилителя (или усилителей) с компонентной акустикой и поканальным усилением. Во всех конфигурациях присутствует временная коррекция с готовыми предустановками, что позволяет более-менее настроить звуковую сцену даже при отсутствии опыта. А при его наличии – ручная корректировка результата приветствуется.
Цена вопроса: 5 590 руб.