Если бы не надпись Designed In Russia, эти динамики вполне можно было бы принять за продукцию германской фирмы: солидно, надёжно, элегантно. Но у нас не только ракеты делать и Енисей перекрывать умеют…
ДЛЯ РОССИИ – С ЛЮБОВЬЮ
Вообще-то говоря, с любовью нужно делать всё – иначе ничего хорошего не получится. И, как было замечено в известном анекдоте на тему любви, «если умеючи – то долго». Очередной компонент от Андрея Вахтина (точнее, от AMP by A. Vakhtin) – комплект акустики высокой верности звучания – вынашивался примерно полтора года, причем сразу в двух вариантах. И оба варианта – процессорные, век пассивных кроссоверов в машинах уже закончился, хотя ещё не все производители автомобильной акустики это поняли. А у бренда AMP уже и процессорные усилители есть для этого. И сначала появились усилители, потом – акустика. А не наоборот. Так что возможность собрать монобрендовый тракт имеется.
Основной вариант SUA-17.2 – двухполосный, включает в себя низкочастотную головку SUA-17 и купольную TUA-2.8. Цифра «2» в обозначении основного комплекта намекает именно на две полосы, но если этого покажется мало, можно приобрести среднечастотник MUA-8 – он продаётся отдельно. Так что в отношении очерёдности появления на свет всё по классике: сначала две полосы, потом третья. А буква U, как нетрудно догадаться, означает UNIVERSAL. Но на динамиках есть ещё надпись ULTRA PERFORMANCE. Что, собственно, и означает высокую верность воспроизведения – но в более ёмких философских категориях. Ручная сборка, судя по всему, тоже неотъемлемая часть категории ULTRA.
Упакован комплект в скромную, но добротную коробку, в плотном конверте находятся три листа с исчерпывающими характеристиками динамиков – цифры, графики и габаритные чертежи позволяют приступить к проектированию аудиосистемы без лишней суеты.
Диффузор низкочастотной головки SUA-17 композитный, сэндвич из двух слоев стекловолокна с наполнителем из полимерной пены – жёсткая и лёгкая конструкция. Верхний слой из толстой нити, нижний – из более тонкой. Центральный колпачок тканевый, с пропиткой – это обеспечивает контроль АЧХ на верхней границе рабочего диапазона. Обратите внимание на плавное сопряжение диффузора и гофра
В остальном конструкция классическая. Мощная литая корзина несёт магнитную систему, ферритовый магнит диаметром 90 мм закрыт алюминиевым кожухом-теплоотводом, принудительной циркуляции воздуха нет. Это позволяет устанавливать динамик магнитом практически вплотную к элементам конструкции – например, в неглубокую дверь
Выводы звуковой катушки выполнены свободными гибкими проводниками, пружинные клеммы надёжно закреплены. Монтажная глубина умеренная, установочные размеры – по стандарту, фланец снабжён четырьмя отверстиями
Диффузор среднечастотного динамика MUA-8 по сути – уменьшенная копия низкочастотного, такой же сэндвич и текстильный пылезащитный колпачок. Но в остальной конструкции есть нюансы: фланец проточен начисто, скоро будет понятно – зачем…
Подводящие проводники и здесь свободные, они подведены к клеммам«под винт. Магнитная система тоже закрыта алюминиевым колпаком-радиатором, и, обратите внимание – выраженного посадочного диаметра здесь нет
В комплекте с динамиком идёт фасонное кольцо, и оно идеально ложится на проточенный фланец. А сетку в это кольцо предлагается отформовать самостоятельно в соответствии с дизайном инсталляции
Размеры скромные, но масса приличная. Никакого пластика, всё серьёзно…
Твитер базируется на удачной конструкции SP-T28BMW, добавлена резонансная камера и фланец.
Твитер с неодимовой магнитной системой оснащён шёлковым куполом диаметром 28 мм с ручной пропиткой. Защита – две проволочные дужки, никаких апертурных тел, акустических линз и прочих архитектурных излишеств. Это полная свобода излучения, а каким боком она повернётся – узнаем при измерениях
По сравнению с диаметром купола габариты пищалки не маленькие – солидный алюминиевый фланец и резонансная камера
ИЗМЕРЕНИЯ
Исчерпывающие данные, сопровождающие акустику, отличаются запредельной точностью: в акустических измерениях три знака после запятой – явный перебор, поскольку скорость звука константой не является. Но радует другое – почти идеальное совпадение заявки с действительностью, а имеющиеся отклонения – поголовно в лучшую сторону. Смотрите сами:
НЧ заявка |
НЧ факт |
СЧ заявка |
СЧ факт |
ВЧ заявка |
ВЧ факт |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Re, Ом | 3,3 | 3,3 | 3,28 | 3,3 | 3,88 | 3,9 |
Fs, Гц | 49,2 | 48,8 | 116,1 | 126,8 | 1498 | 1381 |
Qts | 0,463 | 0,46 | 0,927 | 0,97 | 1,676 | 1,0 |
Qes | 0,585 | 0,57 | 1,35 | 1,40 | 4,234 | 1,95 |
Qms | 2,216 | 2,55 | 2,957 | 3,18 | 2,775 | 2,05 |
Vas, л | 13,97 | 12,8 | 0,7169 | 0,85 | 0,0015 | — |
BL, Тм | 5,536 | 8,85 | 2,37 | 2,11 | 2,258 | — |
Mms, г | 17,531 | 19,22 | 3,166 | 2,37 | 0,592 | — |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 86,58 | 86,2 | 81,23 | 83,0 | 82,9 | 85 |
Интересно, что чувствительность среднечастотника и пищалки оказалась чуть выше заявленной, на уровне погрешности методов измерения. Ну и сами параметры в документах всё же не для конкретного экземпляра, а среднестатистические. Подвижная система низкочастотника оказалась чуть тяжелее, «магнита положили побольше» – в результате частота резонанса понизилась, добротности слегка изменились в разные стороны, но результирующая осталась практически на том же уровне. Полная добротность в диапазоне 0,5-0,6 всегда обещает хорошие импульсные характеристики, а насчёт остального – посмотрим.
Импеданс компонентов комментариев не требует. НЧ и СЧ динамики – диффузорная классика, ВЧ – классика купольная. Резонансные частоты всех компонентов вполне типичны для соответствующего калибра, выбросов на Z-характеристиках нет – значит, нет и локальных резонансов, ни акустических, ни механических. Жёстко, надёжно, практично акустично
АЧХ низкочастотника довольно гладкая вплоть до 2 кГц, с тенденцией к небольшому подъёму с ростом частоты. И даже направленность проявляется лишь выше 2 кГц, поэтому в двухполосном варианте стык полос надо делать здесь. В трёхплосном есть смысл спуститься до 400-600 Гц, где у динамика направленность излучения практически отсутствует. Почему не ниже? А посмотрите на графики АЧХ среднечастотника
Отдача среднечастотника ниже 1 кГц спадает, хотя АЧХ достаточно гладкая. Но характеристики на этом участке зависят от акустического оформления, поэтому частоту раздела нужно выбирать с учётом этого обстоятельства. Но в любом случае не стоит опускаться ниже 400 Гц – вероятна перегрузка динамика и рост нелинейных искажений. Выше 3-4 кГц начинает проявляться направленность излучения, хотя осевая АЧХ вполне пристойная вплоть до 10 кГц. Так что частоту раздела с пищалкой здесь нужно выбирать с учётом ориентации среднечастотника
На осевой АЧХ твитера есть небольшой провальчик на 10 кГц, не криминальный. Очень пристойно выглядят угловые АЧХ, хотя выше 14 кГц и наблюдается резкий спад отдачи. Однако на слух это вряд ли будет заметно
Теперь – про искажения. Они у всех компонентов весьма и весьма низкие во всём диапазоне рабочих частот, этот факт стоит отметить.
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м), % |
|
---|---|
100 — 300 Гц (НЧ) | 0,78 |
300 — 1000 Гц (СЧ) | 0,51 |
1 — 3 кГц (СЧ) | 0,23 |
3 — 10 кГц (ВЧ) | 0,21 |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Для прослушивания вместо традиционного домашнего пришлось привлечь четырёхканальный автомобильный усилитель и внешний активный кроссовер. На полную трёхполосную конфигурацию усилителей и кроссоверов банально не хватило, получились настоящие танцы с бубном. Использовать пассивные кроссоверы, коих в загашнике немало, я не стал – это не наш метод.
В конфигурации «НЧ+СЧ» с частотой раздела 500 Гц можно отметить очень приятный тональный баланс, особенно при небольших углах отклонения от оси среднечастотника. При такой ориентации отсутствие пищалки на слух почти незаметно, маленький, но жёсткий диффузор уверенно отыгрывает практически весь высокочастотный диапазон. Среднечастотный диапазон аккуратный, тембры инструментов передаются весьма правдоподобно, налицо отменно разрешение и широкая полоса. Средний и верхний бас просто великолепны, а нижний бас впечатляет даже без сабвуфера.
В конфигурации «НЧ+ВЧ» с частотой раздела 4 кГц тональный баланс в области средних частот определяется мидбасовой головкой, поэтому зависит от ориентации. Шикарно, если «в лоб», под углом середина немного «проваливается» – но в системе с активной фильтрацией и индивидуальной частотой коррекцией это легко исправляется. Пищалка прекрасно ведёт себя со всех (разумных) направлениях, несколько меняется лишь передача «воздуха». В целом комплект в любой конфигурации звучит динамично и точно. Или, если воспользоваться чеканной немецкой формулировкой, überaus plastische, dynamische und präzise Musikwiedergabe!
РЕКОМЕНДАЦИИ
В объёме двери SUA-17 ведёт себя совсем по-аудиофильски, передаточная характеристика салона аккуратно накладывается на спад АЧХ – и вуаля! Но добротность остаётся невысокой, на уровне 0,5
Если есть возможность организовать относительно скромный объём для фазоинвертора, результатом будет убедительный бас. Но порт фазоинвертора получается довольно длинным даже при диаметре 7 см: 37 см для 17 л и 44 см для 12 л. В двери придётся выводить его в сторону заднего сиденья – что, впрочем, будет иметь и положительные стороны: «дыхание» фазоинвертора будет хорошо экранировано спинкой
МЁД & ДЁГОТЬ
Безупречно выполненная акустика, настоящее произведение инженерного искусства. Выверенные и безукоризненно точные характеристики компонентов, а как следствие – системы в целом. Отличное звучание, простой и удобный монтаж. Безусловно, окончательный результат во многом будет определяться настройкой – но система изначально спроектирована для работы в тракте с многополосным усилением, разницу в чувствительности головок легко учесть. Так что видимых недостатков нет, а учитывая то, что сборка всех компонентов произведена вручную – цену можно считать подарком.
Цена вопроса:
18 900 руб. (комплект SUA-17.2)
9 500 руб. (MUA8)
A PROPOS
А настоящих трёхкомпонентных комплектов у нас было не так уж и много…
Компонентная акустика Ground Zero Uranium GZUC 65.3QX
Компонентная акустика Focal ES 165 KX3
3-полосная акустика Focal Performance Expert PS165F3
4 Comments
Сева
Эх.. понеслась.
«Полная добротность в диапазоне 0,5-0,6 всегда обещает хорошие импульсные характеристики» — напомню Qts — 0,46 (НЧ факт)
Ниспадающая АЧХ от 170hz с ослаблением -3db на 100hz, а также Акустическое ослабление на -3db «стандартный салон 30-40 л» в диапазоне 45-110hz. Явно говорит нам — «Средний и верхний бас просто великолепны, а нижний бас впечатляет даже без сабвуфера.» (Нет))))) дальше тоже были моменты, но писать — лень)
Я искренне рад за отечественного производителя. Правда. И понимаю вас, но не надо так сильно преукрашивать и противоречить своим же измерениям(вы же знаете как у нас любят обвинять в продажности)
Из всего комплекта интересны только твитеры — в диапазоне 5-9khz без выраженой направленности и всплеском на 12khz — должны интересно звучать в торпедо на отражение, или в других «неудобных» местах. А вы о них толком ничего не написали. Зато придумали полметровую 3″ трубу в 12л коробе при том , что «Шикарно, если «в лоб», под углом середина немного «проваливается»»
Серединка тоже спорная — писать уж совсем надоело — скажу только, что — в Этом Бюджете есть — Hertz mille mp70.3 дальше думайте сами!
Железный ШИХМАН
Видите ли, Сева, разница между мной и Вами заключается в том, что я их уже СЛУШАЛ, и не только в тестовых ящиках. Если оценивать звучание по графикам — тогда конечно, Вы правы. Но лучше всё же послушать. И если становиться педантом, то спад на 100 Гц не 3, а 2 дБ — это так, для сведения. Даже изменение общей громкости на 2 дБ не каждый уловит на слух, а тут — анализ АЧХ…
Касаемо добротности: как же поступить с тем фактом, что ЛЮБОЕ акустическое оформление (кроме бесконечного экрана) увеличивает и добротность, и частоту резонанса? Для ФИ, например, оптимальный объём корпуса выбирается из расчёта Qtc=0,63, и лишь затем рассчитывается порт. В двери добротность этого динамика будет 0,52 и выше.
5a5
У вас графики АЧХ для НЧ и СЧ честнее получились, чем на сайте carmus (где с постыдным зализыванием АЧХ на 1/2 или 1 октаву).
Сева, есть люди которые выбирают только низкодобротные ГД ради хороших импульсных характеристик.
5a5
Сева, обратите внимание на добротность НЧ Focal K2 Power ES165kx3, Ots — 0,38 по факту. h_t_tp://w_w_w.автозвук.рф/az/2016/04/komponentnaya-akustika-focal-es165kx3.htm