Недавно Pioneer дополнила популярную серию усилителей GM несколькими новыми моделями, работающими в относительно новом импульсном классе усиления FD. За счёт высокой эффективности они примерно вполовину меньше сопоставимых по мощности усилителей GM, работающих в традиционном классе AB. Выделение тепла минимально, тем не менее, система защиты следит за температурой усилителя и при необходимости ограничивает выходную мощность. Ещё одно интересное новшество – включение по входному сигналу, это позволяет подключать усилители к штатным головным устройствам, не имеющим выхода Remote.
НОВАЯ БУКВА
Вообще-то буквы FD нам уже знакомы – в тестах отметился бездисковый ресивер Pioneer MVH-280FD, и сверхкомпактный усилитель Pioneer GM-D1004 – без таких буковок, но с такой начинкой. Сегодняшний гость GM-DX874 не такой компактный, но и крупным его назвать сложно: габариты корпуса 252 х 215 мм, высота – всего 60 мм.
Усилитель оснащён по стандартной программе универсального четырёхканального усилителя: две пары каналов с независимыми регулировками, перестраиваемые фильтры НЧ и ВЧ, но без полосового режима, бас-буст в одной паре каналов, возможность мостового включения. Причём не только mixed mono для сабвуфера, но и в два мостовых стереоканала – если уж хочется сразить окружающих наповал. Обещана суммарная пиковая мощность 1200 Вт! Даже если поделить пополам (чтобы перейти к от эфемерной пиковой к вполне измеряемой максимальной мощности) – всё равно получается много. Слишком много для такой скромной по размерам коробочки. Но – это FD, удивляться не стоит.
Массивный корпус усилителя отлит под давлением из алюминиевого сплава, окрашен порошковой краской и навевает мысли о Малевиче. Только из XXI века. Торцевые крышки и днище из тонкого стального листа закреплены винтами-саморезами. Хотя усилитель работает в энергоэффективном импульсном классе FD, при работе на максимальной мощности всех каналов в тепло в любом случае перейдёт несколько десятков ватт. И это тепло нужно поглотить (тут важна масса корпуса) и рассеять в пространстве (а здесь уже важна площадь поверхности).
Все силовые соединения выведены на одну сторону корпуса. Угловые колодки с винтовым зажимом под шестигранник обеспечивают удобное и надёжное соединение. Угловое расположение позволяет без перегиба спрятать все кабели под фальш-панель, что пойдёт на пользу эстетике инсталляции. Предохранители на 30 А – стандартные вилочные
На другом торце находятся две пары входов и пара линейных выходов без обработки сигнала – пригодится при включении нескольких усилителей «в линейку». Переключатель INPUT SELECT позволяет обойтись одним стереокабелем без разветвителей. В каждой паре каналов можно задействовать перестраиваемый ФНЧ или ФВЧ, разметка регуляторов облегчает настройку. Имейте в виду – бас-буст есть только в каналах B, хотя разъём выносного регулятора буста поселился в канале A. Ну вот так художник увидел…
Монтаж усилителя довольно плотный, в основном использованы SMD-компоненты. В верхней части фото – полевые транзисторы преобразователя напряжения, в нижней – стабилизаторы для питания предварительных каскадов. А «сердце» усилителя, его силовые каскады расположены с обратной стороны платы и прижаты к корпусу винтами. Четыре аккуратных дросселя на кольцевых сердечниках – выходные фильтры
Конструкция выносного регулятора баса – традиционная, он соединяется с усилителем пятиметровым кабелем с разъёмами телефонного типа
ИЗМЕРЕНИЯ
В инструкции приведён довольно полный перечень параметров усилителя, измерения в основном их подтвердили. Начнём с фильтров, здесь есть приятные сюрпризы.
В режиме широкополосного усиления в тракт включён только регулятор усиления, в каналах B добавляется неотключаемый бас-бустер. Это зачётно, потому что позволяет «править бас» не только при работе с сабвуфером (хорошему сабвуферу это и не нужно), но и при работе с широкополосной акустикой
Вот так это выглядит при настройке ФВЧ на нижнюю границу — это 50 Гц. Действие бас-буста заметно даже при настройке ФВЧ на 100 Гц, хотя уже в меньшей степени. Верхняя граница перестройки ФВЧ – 500 Гц, хватит и для трёхполосной системы с небольшими диффузорными среднечастотниками
Пределы перестройки ФНЧ точно такие же от 50 до 500 Гц. При низкой настройке бас-буст позволит получить колоколообразную АЧХ, что в какой-то мере снизит влияние инфразвуковых составляющих сигнала и без сабсоника
Остались «силовые» измерения. Заявленные цифры мощности показались несколько странными – «круглыми» и кратными. Так не бывает – двукратное изменение нагрузки не ведёт к двукратному изменению мощности, а пиковая мощность оказывается в два раза больше номинальной, только если в качестве измерительного сигнала использовать меандр. Поэтому к измерениям пришлось подойти даже более придирчиво, чем обычно.
Приятное открытие – номинальная мощность в действительности оказалась даже чуть выше заявки. Неприятное – максимальная мощность лишь ненамного выше номинальной, потому что искажения нарастают лавинообразно, это в порядке вещей для импульсных усилителей. Если из аналогового усилителя можно «выжать ещё капельку», балансируя на степени клиппирования сигнала, то в цифровых «предел возможностей» определяется пределами изменения ширины/длительности выходных импульсов. Когда он достигнут – ничто не поможет увеличить мощность. При измерениях коэффициента гармоник увеличение сигнала сверх номинала всего на 0,1 дБ давало мгновенный скачок от 0,1% до 15%.
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Номинальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт | 100/150 | 110/170 |
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 10%), Вт | — | 120/195 |
Пиковая мощность (4/2 Ом), Вт | 200/300 | — |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом) |
0,05 | 0,07/0,035 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом) |
— | 0,06 |
Диапазон входной чувствительности, В | 0,2 — 6,5/ 0,8 — 16 |
0,28 — 6,3/ 3,0 — |
Переходное затухание, дБ | — | 78 |
Кривая искажений типичная для импульсных усилителей с «разбродом и шатаниями». Преобразование амплитуды сигнала в длительность импульса сопровождается небольшими погрешностями с чередующимся знаком, в среднем получается мало – но есть и крайности. В диапазоне основной рабочей мощности (3 — 50 Вт) искажения не превышают 0,02%, но на микромощностях достигают десятых долей процента. В зоне большой мощности искажения нарастают лавинообразно, грань между неискажённым звучанием и «грязью» перейти очень легко
Спектр гармоник измерительного сигнала 1031 Гц при выходной мощности 100 Вт на 4 Ом. В основном нечётные гармоники, из чётных хорошо заметны только вторая и четвёртая. С уменьшением мощности «частокол» гармоник идёт на убыль и их уровень падает ниже – 80 дБ
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Тепловой режим усилителя просчитан хорошо, после пары часов работы на средней мощности корпус был чуть тёплым на ощупь. Звучание на умеренной громкости оказалось довольно прозрачным, невзирая на пугающие загогулины на графике искажений. Ещё одно доказательство того, что цифры бывают разные, а слушать надо ушами. Средние частоты ровные, без окраски. Басовый регистр мощный и наполненный, включение бас-буста сделало звучание более сочным, но без долбёжки. Синтезированный бас в записях электронной музыки глубокий и наполненный, контрабас и «живые» ударные вполне правдоподобны, отлично, с хорошей динамикой, передаётся и быстрый бас, аналоговые и цифровые записи звучат по-разному, усилитель не занимается нивелировкой «под одну гребёнку». Солидный запас мощности обеспечивает отличную макродинамику – в попурри на темы Гленна Миллера оркестровое фортиссимо прозвучало во всей полноте. Симфонический оркестр прозвучал живо и открыто, но «воздух» микрофонной записи передаётся чуточку упрощённо. Стихия этого усилителя – энергичные, но не слишком насыщенные инструментами и сложными партиями жанры: рок, клубная музыка. И нужно внимательно отнестись к настройке чувствительности.
МЕД & ДЁГОТЬ
Усилитель отлично оснащён, все характеристики прекрасно сбалансированы: искажения хоть и не рекордно – но низкие, мощность не фантастическая – но весьма и весьма солидная. Усилитель может работать в составе очень серьёзных систем – и в широкополосном режиме, и в в классическом варианте «фронт + саб», и с многоканальной системе. Размер – небольшой, цена – божеская. Надо брать!
Цена вопроса: 15 600 руб.
4 Comments
Денис
Здравствуйте. Какую акустику этого же производителя Вы посоветовали бы как наиболее подходящую для работы с этим усилителем? Очень интересно мнение и по фронту и по сабвуферу (высокая громкость вторична, хотелось бы приятного звучания). Заранее благодарю за ответ.
Дмитрий
Подскажите, что имели в виду пионеровцы под совместимостью с «Hi-Res»? Для магнитолы понятно, что это значит. А вот для усилителя? Он же не воспроизводит, он усиливает тот сигнал, который ему подали.
Железный ШИХМАН
Всё те же требования, необходимые для высококачественного звучания: полоса воспроизводимых частот не менее 30 кГц, (у многих бюджетных класса D «завал» начинается с 16-18 кГц), низкий уровень гармонических и интермодуляционных искажений (не более 0,05 и 0,1% соответственно).
MirageB.
Работает в поканальной SQ системе. Озвучивает только мидбасы — Pioneer TS-Z65CH. Подключение — мостом в стерео режиме, 300 Вт на канал. Результат потрясающий.