От редактора: эту систему отличает смелый и нетривиальный подход к решению акустических и компоновочных задач. Впрочем, нашим читателям авторы должны быть знакомы…
Руководители и авторы проекта: Андрей Крижановский, Алексей Воронцов (г. Тольятти)
Приключения Бибигона
Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик.Ростом, бедняга, не выше
Вот этакой маленькой мыши.И каждая может ворона
Шутя погубить Бибигона.А он, поглядите, какой боевой:
Бесстрашно и дерзко бросается в бой.Со всеми, со всеми
Готов он сразиться
И никогда
Никого
Не боится.(К. Чуковский)
Почему Бибигон? – спросите вы, ведь автор огромная двухметровая десятипудовая детина… Все дело в первом музыкальном проекте автора, в уже далеком 2006 году была такая машинка «Ока» – мы назвали ее Бибигон из-за размеров и непримиримости. Так и прилипло… Теперь перед вами второй, подросший Бибигон, как в плане размеров, так и в плане подготовки музыки. В январе 2018 года было принято решение создания звукового автомобиля на базе Skoda Yeti, штатная система которого хромала на все лапы, как расположением и качеством акустики, так и качеством головного устройства. Как говорит нынешняя молодежь – полный шлак и днище.
Альтернатив в нашем городе нет, поэтому обратился за помощью к Алексею Воронцову, восходящей звездочке российского автозвукостроения и единственного в наших краях адекватного в данной отрасли и знающего смысл того или иного действия. Согласовав сроки выполнения работ, к началу сезона собирались было использовать компоненты Morel, как саамы многообещающие, но после небольших раздумий мы остановились на Eton и не прогадали. У меня уже был опыт работы с динамиками Eton: две пары домашних колонок, полочники и напольники радуют до сих пор меня и моего брата соответственно.
Были выбраны компоненты, бывшие на тот момент в продаже (впоследствии мидбасы и сабвуфер были заменены на более подходящие). Схема была выбрана классическая: трехполоска + сабвуфер с поканальным усилением.
- Тип системы: мультимедиа
- Структура: трёхполосный поканальный фронт + сабвуфер
- Источник: Ownice C500 + Raspberry PI 3 model B
- Процессор: CarDSP Full 1795
- Акустика фронтальная: Eton 26HD1, Eton 4-312/C8/25 HEX, Eton 8-512/C8/32 HEX
- Сабвуфер: Eton 12-680/A8/62 HEX
- Усилители: Eton MINI 150.4, Eton CORE A2
Для качественного питания усилителей было решено добавить дополнительный аккумулятор в багажник поближе к потребителям. Не мудрствуя лукаво, вся силовая и акустическая проводка – медный провод AURA нужного сечения и формы. Да, формы, потому что акустические провода для уменьшения погонной емкости – это витая пара.
Началась работа с подготовки передних дверей. Они усилены алюминиевым профилем, проклеены виброизляцией StP Bimast Bomb и выполнен щит из стекловолокна с полиэфирной смолой. Динамики установлены на многослойный подиум. Бибигон поправился килограммов на 50, но теперь нет ни малейшего намека на лишние звуки в области дверей.
Двери
Следующим этапом изготовили ящик для сабвуфера, размеры брали максимальные, из расчета «много – не мало», всегда можно нарастить слой вибры внутри ящика… Первоначально установленный автомобильный динамик 12-630 уступил место более легкому и быстрому домашнему собрату 12-680. Процесс замены в ночь перед финалом EMMA в Твери надо было видеть…
Сабик
Следующий этап – изготовление «домиков» для среднечастотников, главных динамиков системы. Вот тут была проблема: огромные магниты никак не хотели умещаться в маленькие уголки дверей. Пришлось заменить магнитную систему. Место огромного и тяжелого ферромагнита заняла батарея маленьких и мощных неодимовых. В результате динамик не только прекрасно поместился в отведенное ему место, но и улучшился отклик на НЧ, АЧХ подровнялась… Пока я проводил опыты с динамиками, место СЧ занимали новейшие динамики Arcosia, но прослушав и сравнив их с кастомными, мы однозначно решили: «спасибо, Arcosia».
Разбор и замена магнитной системы
Было и стало
Аналогичные проблемы были и с домашними ВЧ динамиками: диаметр целых 90 мм, при нужном угле и месте установки край динамика так и норовил выйти за пределы оговоренных в правилах 40 мм от края стойки, а это штрафные баллы. Пришлось переделывать и эти динамики: уменьшать фланец до 72 мм и заднюю камеру до 56 мм.
ВЧ и СЧ в связке
С акустикой покончено. Теперь активные компоненты. За короткую жизнь системы (чуть более года) в ней сменилось три головных устройства:
- Штатное ГУ, которое так и не удалось победить в плане отключения штатного же эквалайзера. Звук в цифре получили, основательно изуродованный – но пару этапов в начале сезона успешно были пройдены с ним.
- Место штатки заняла красавица «тетя Соня», первый автомобильный девайс Hi-res DSD, с ним мы душа в душу провели весь сезон 2018
- Штатное китайское чудо на Android + RaspberryPI 3 model B (в простонародье «малинка»), служба которого началась с Еврофинала ЕММА и по сей день. Смысл работы данной связки прост: «малинка» в роли аудиоплеера берет файлы с USB и выдает их по протоколу I2S на процессор, без преобразований в SPDIF и прочих. Она же организовывает точку доступа Wi-Fi, к которой и подключается любое устройство Android и с помощью установленного на нем программного обеспечения управляет работой плеера.
Процессором звуковой обработки до зимы 2018 был Helix DSP PRO Mk2, новый CarDSP Full 1795 занял его место лишь перед Еврофиналом.
Первоначально планировались усилители DLS серии Ultimate, но в монтаж пошли уже Pioneer PRSA 900 на ВЧ/СЧ и DLS A3 на НЧ и сабвуфер. Перед финалом в Зальцбурге их сменили новейшие усилители Eton линеек Core и Mini.
Компоновка «первого этажа» и установка в багажнике
Установка фальшпанелей
В 2018 году Бибигон принимал участие в 14 этапах всех автозвуковых концессий России…
Результаты за год:
- Чемпион России АМТ Евразия 2018, класс Новичок+.
- Чемпион России SQC Club 2018, класс Senior.
- Вице-чемпион России RASCA 2018, класс Amateur.
- 4 место в Чемпионате EMMA Россия 2018, 6 место в чемпионате Европы 2018, класс SQ Master
Скоро снова в бой – 20 апреля открытие сезона SQC Club Россия в подмосковном Серпухове
Авторы системы. Предлагаем читателям самостоятельно разобраться – кто есть кто…
Если кто не догадался: Аудиосистема в Renault Fluence
3 Comments
Иван
А в чем заключается нетривиальный подход к решению акустических и компоновочных задач?
Андрей
Иван, хотя вопрос скорее к редакции, я отвечу… Смелый подход Вы приняли, в чем же нетревиальность? Мы использовали акустику из домашних линеек фирмы Итон. Но ведь гораздо проще было использовать готовые акустические решения, для использования именно в автомобиле, не правда ли? Тем более у Итона их в достатке, на любой вкус и кошелек.
С ув,
Андрей
Михаил
В витых парах уменьшается не емкость, а индуктивность. Чего, в принципе, и нужно добиться в акустическом проводе, так как влияние емкости незначительно, а индуктивность кабеля влияет сильно.
С уважением,
Михаил.