Постановление правительства №413 от 6 апреля 2019 года «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»» определяет перечень изменений конструкции находящихся в эксплуатации машин, после которых они должны быть признаны единичными транспортными средствами и устанавливает требования к документам, которые необходимо в этом случае предоставить. Постановление вступает в силу с 1 июня текущего года и уже вызвало некоторую озабоченность в кругах автолюбителей.
С одной стороны, принятое решение позволит сделать более прозрачным и понятным государственный надзор в сфере проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию. С другой стороны, отныне для внесения изменений в конструкцию автовладелец будет обязан выполнить ряд процедур: обратиться в специализированную лабораторию для получения заключения о возможности такого изменения в конструкции, потом получить в ГИБДД разрешение на переоборудование, произвести его и снова вернуться в лабораторию на проведение испытаний и для получения протокола испытаний. Далее нужно будет пройти техосмотр и обратиться вместе с транспортным средством в ГИБДД для получения свидетельства с внесёнными изменениями требованиям безопасности. Причём заключение лаборатории и протокол испытаний будут заноситься в специальные реестры, которые создаст Минэкономразвития до 1 января 2020 года.
В первую очередь «Постановление №413» касается установки внешних элементов и изменений в ходовой части – отныне переделанная подвеска, колёса нестандартного размера, лебёдки, бампера и многое другое становятся источником проблем для владельца. Установка автозвукового оборудования и тюнинг салона автомобиля отдельно не регламентируются, однако свойственное нашей бюрократической системе расширительное толкование любых постановлений заставляет обеспокоиться и поклонников автозвука. Поводом для беспокойства стал следующий пункт:
7. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в следующих случаях:
е)…замена кузова (частей кузова) легкового автомобиля или автобуса, кабины (частей кабины) грузового автомобиля и (или) шасси транспортного средства на кузов (части кузова), кабину (части кабины) и (или) шасси, которые не предусмотрены маркой транспортного средства;
При желании под это определение можно подвести любой элемент салона – особенно, если владелец не разбирается в юридических тонкостях. Что же делать в таких случаях?
Ситуацию комментирует юрист Александр Ксенофонтов:
«Постановление №413» регламентирует лишь порядок оформления документов и контроль выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», но не ограничения по доработкам. Поэтому ответ нужно искать в самом регламенте. Конкретные требования, вполне прозрачные, перечислены в пункте 5:
ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств
ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
5. Установка на автомобили (в том числе в салоне легкового автомобиля) и прицепы специального несъемного оборудования, в отношении которого была проведена оценка соответствия в составе типа транспортного средства.
5.1. Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем транспортного средства.
…
5.3. Несъемное оборудование должно быть надежно закреплено стандартными крепежными деталями.
5.4. Специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля, автобуса, не должно иметь травмоопасных выступов (должно соответствовать Правилам ООН N 21).
5.5. В легковом автомобиле специальное оборудование не должно устанавливаться в зоне размещения органов управления и не должно загораживать заднее окно.
Требования пункта 5.1 затрагивают лишь SPL-монстров, под завязку загруженных аккумуляторами и сабвуферами, остальным же поклонникам car audio достаточно соответствовать требованиям пунктов 5.3—5.5 – что, кстати, в той или иной степени отражено и в правилах различных соревновательных форматов. Так что поводов для беспокойства нет.
Полный текст постановления:
http://static.government.ru/media/files/6fizWoMUc6KOUMW5H9PTn4ytItzEjtuA.pdf