В новой линейке CD/USB ресиверов JVC есть модели, ориентированные на тех, кто не планирует строить сложную систему с большим количеством отдельных усилителей, но не согласен довольствоваться минимумом. В 2017 году JVC предложила FLAT-дизайн передней панели ресиверов с большой клавишей прямого доступа на месте традиционного энкодера, и в новой линейке таких моделей уже половина.
СКРОМНЯГА IN FLAT
Впрочем, каждая «плоская» модель имеет «дублёра» с классическим энкодером и равноценным функциональным оснащением. Но в случае JVC KD-T801 добавляется ещё и прямое управление воспроизведением с iPhone при его подключении к USB – этой функции нет у «классического» KD-T702. В остальном аппараты полностью идентичны, если не считать дизайна. Так что, говоря о KD-T801, будем подразумевать в скобках и KD-T702.
Ресивер JVC KD-T801 выполнен во FLAT-дизайне со скромной, но строгой цветовой гаммой: подсветка кнопок и экрана – белая, клавиша доступа – мультицветная (к смокингу допускается цветной галстук). Оптическая часть кнопки основательно доработана, теперь её подсветка стала равномерной и более изящной, «с кантом»
Несмотря на новый дизайн, ресивер сохранил классический CD-транспорт, поэтому глубина корпуса стандартная. Но за пределы радиатора ничего не выступает
Помимо классики поддерживаются и современные носители. Модуль Bluetooth позволяет подключать одновременно до двух смартфонов в режиме hands-free и до пяти (!) смартфонов в режиме воспроизведения музыки (функция JVC Streaming DJ). Поддерживается профиль AVRCP1.5, дающий возможность навигации по медиатеке смартфона прямо с головного устройства. Поддержка профиля HFP 1.6 (технология Wide Band Speech) позволяет значительно повысить качество передачи речи в режиме hands-free. При наличии в смартфоне функции распознавания голоса поддерживается голосовой набор номера. Кроме работы с Android-смартфонами ресивер JVC KD-T801 поддерживает и iPhone (по USB). С флеш-накопителей воспроизводятся файлы FLAC с высоким разрешением – вплоть до 24 бит/96 кГц (High Resolution Audio).
Помимо этого ресивер поддерживает работу с приложением JVC Remote App. Его можно бесплатно установить на смартфон (оно доступно на Google Play и App Store), подключить его по Bluetooth к головному устройству и управлять настройками ресивера и воспроизведением прямо со смартфона. И, чтобы покончить с гаджетами, упомянем также технологию Rapid Charge (стандарт BC 1.2) – подключенное устройство может заряжаться током 1,5 Ампер.
JVC KD-T801 имеет в своём составе весьма совершенный звуковой процессор (DSP) с фильтрами для поканального подключения акустики (трёхполосный режим для системы с двухполосным фронтом и сабвуфером), функцией задержек (Time Alignment) и 13-полосным эквалайзером (может работать в «лёгком» и «профессиональном» режимах).
«Кормовой отсек» оснащён двумя парами линейных выходов, входом для микрофона Hands Free, разъёмом антенны и колодкой для хвостика-переходника ISO, входящего в комплект. Микрофон, кстати, тоже входит в комплект
В двухканальной конфигурации линейные выходы – это «фронт» и переключаемая пара «тыл/сабвуфер». При поканальном подключении акустических систем задействуются каналы встроенного усилителя, линейные выходы становятся выходами СЧ и сабвуфера.
Предусмотрены также дополнительные обработки сигнала, уже хорошо знакомые по другим моделям: функция K2 (повышение частоты дискретизации при цифро-аналоговом преобразовании) повышает «прозрачность» звучания в области верхних частот, Space Enhancer (введение частотозависимых реверберационных эффектов для придания звучанию объёмности), Sound Responce (динамическая обработка сигнала для более насыщенного звучания) и Sound Lift (для субъективного поднятия звуковой сцены на уровень лобового стекла при низком расположении динамиков). Система Volume Link дополняет функцию тонкомпенсации, корректируя АЧХ с учётом дорожного шума для более разборчивого звучания на небольшой громкости.
ИНТЕРФЕЙС
Интерфейс настроек не имеет принципиальных отличий от предыдущих моделей JVC – хорошо отработан, интуитивно понятен и отличается лишь деталями графического оформления и более удачной русификацией. Настройки часов, цвета дисплея, установки приёмника, настройка BT-соединения и приложения JVC Remote App особого интереса не представляют – они просты до изумления и выполняются буквально в одно нажатие. Пробежимся лишь по некоторым меню звукового тракта, а детальное знакомство со звуковыми настройками продолжим в разделе «Измерения». Клавиша доступа в режиме настроек отключает все цветовые гаммы и становится ярко-белой – своего рода отличительный признак режима. Из режима настройки аппарат сам не вываливается, нужно «всплывать», это позволяет пробовать разные варианты без спешки.
Для начала нужно в меню «Звуковые настройки» выбрать конфигурацию системы – двухполосная (фронт-тыл-сабвуфер) или трёхполосная (двухполосный поканальный фронт и сабвуфер)
Затем, если была выбрана двухполосная конфигурация, нужно выбрать распределение ролей между тыловым линейным выходом и встроенным усилителем. Можно даже запустить от него сабвуфер. При трёхполосной конфигурации это меню недоступно, роли распределены раз и навсегда
В трёхполосной конфигурации фронтальный линейный выход (и встроенный усилитель) обслуживают мидбас, тыловой линейный выход – сабвуфер, тыловой встроенный усилитель – твитеры. Так что будьте внимательны, не пытайтесь при поканальном фронте включить двухканальный режим, пищалкам это может не понравиться. Кстати, даже при поканальном фронте полезно подключить их через конденсатор ёмкостью 10-15 мкФ. Этот простейший фильтр не окажет влияния на рабочую область частот и настройки, и в то же время защитит от «шаловливых ручонок». Отключение аккумулятора на настройки не влияет – они энергонезависимые.
В группе настроек кроссовера и временных задержек без перемен. Кроссовер настраивается обычным образом. В любом режиме на сабвуферном линейном выходе можно включить ФНЧ с частотой среза 30 – 250 Гц. В двухполосном режиме доступны четыре значения крутизны, а в трёхполосном – только два. Если при конфигурации системы выбран двухполосный режим (фронт/тыл/сабвуфер), встроенный кроссовер задаёт параметры ФВЧ для фронта и тыла (раздельно) и сабвуфера. Во фронтальных каналах есть очень удобный режим «полочной» коррекции для выравнивания отдачи твитера при работе с пассивным кроссовером. Частота начала коррекции выбирается в широком диапазоне. В трёхполосном режиме у твитера появляется обычный фильтр ВЧ с регулировкой частоты среза, крутизны, усиления и переключением фазы (одновременно для двух каналов), а у мидбаса – полосовой фильтр. Впрочем, графики в разделе измерений расскажут об это гораздо лучше, чем фотографии меню.
В этом аппарате, как и раньше, немало опций для «ленивой» настройки. Если в соответствующих пунктах конфигурации указать тип автомобиля, размер и места расположения динамиков и положение слушателя – то частоты среза (сообразно калибру) и усреднённые расстояния будут подставлены в настройках. Их можно подкорректировать вручную через меню, или, с более удобным интерфейсом – через приложение JVC Remote App на смартфоне.
Вот пример установки задержек для фокусировки звучания в выбранной точке. Последняя позиция («Фронт все») появляется только в двухканальном режиме, с фронтом и тылом. Кстати, настройка фейдера ведёт себя точно так же…
В группе звуковых эффектов помимо статической коррекции АЧХ оказались и фирменные функции динамической обработки сигнала. SPACE ENHANCER с тремя уровнями обработки имитирует реверберацию помещения, SOUND RESPONCE (также с тремя уровнями обработки) синтезирует обертона, утраченные в компрессированных аудиформатах. SOUND LIFT вводит коррекцию для низко расположенных твитеров, VOLUME LINK – тонкомпенсация для маскировки шумов движения. И отдельно вынесенная K2 TECHNOLOGY – повышение разрядности цифрового сигнала перед ЦАП и вычисление промежуточных значений по специальному алгоритму
Эквалайзер предлагает семь предустановленных характеристик (включая линейную АЧХ), три настройки DVRN и пользовательскую АЧХ, выбранную в режиме лёгкого или профессионального эквалайзера. В разделе измерений проиллюстрируем все режимы эквалайзера – и не только его…
ИЗМЕРЕНИЯ
Начнём, как положено, с выбора конфигурации и оценим работу эквалайзера. Тут есть, где развернуться, всё-таки 13 полос… Хотя многое уже знакомо, повторить не помешает.
Начинаем, для простоты, с пресетов-предустановок. Знакомые кривые, для удобства сравнения они разнесены по семействам – как в акустическом, так и в «идейном» смысле. Ещё три предустановки специально вынесены в отдельную группу. Это функция drvn, позиционируется как «улучшайзер» звучания акустики серии DRVN, но по своему действию напоминает ещё один «эквалайзер движения», тоже маскировка дорожного шума
В ручном режиме можно задействовать «лёгкий» или «профессиональный» 13-полосный эквалайзер. «Профессиональный» эквалайзер – параграфический, предусмотрено одновременное изменение добротности всех полос (1,35, 1,5, 2,0) и переключение характеристики нижней полосы из эквалайзерной в тембровую («Расширение баса»). Уровень регулируется в пределах +/- 9 дБ шагами по 1 дБ в полосах 62,5 Гц, 100 Гц, 160 Гц, 250 Гц, 400 Гц, 630 Гц, 1 кГц, 1,6 кГц, 2,5 кГц, 4 кГц, 6,3 кГц, 10 кГц, 16 кГц. Чтобы не загромождать график, показаны крайние полосы регулирования и две соседние полосы «враздрай» при крайних же значениях добротности. «Лёгкий» эквалайзер с точки зрения пользователя – классический трёхполосный. А с точки зрения инженера – всё тот же графический (добротность зафиксирована), в котором полосы объединены в три группы и регулируются одновременно, а две полосы (250 Гц и 2,5 кГц) отключены
Максимальной громкости соответствует отметка 35, шаг регулировки 2 дБ и 1 дБ на трёх последних уровнях. При всём этом тонкомпенсация умеренная. VOLUME LINK EQ также зависит от положения регулятора громкости, но для маскировки шумов движения коррекция вводится на средних частотах
Бас-буст дополняет тонкомпенсацию и аналогичным образом воздействует на АЧХ тем сильнее, чем ниже громкость (вернее – положение регулятора громкости), обеспечивая подъём ниже 200 Гц и (почему-то) спад на 400 Гц, и то и то – в меру выбранного уровня коррекции. На максимальной громкости коррекции нет – чтобы не вызвать перегрузку усилителя. На этом же графике приведена АЧХ функции SOUND LIFT, призванной компенсировать низкое расположение твитеров
Теперь остались фильтры. Здесь тоже никаких изменений, цифровая платформа при неизменной прошивке звукового процессора разночтений не допускает. Что подтверждает одну из заповедей программистов – «не тронь нормально работающую программу». Так что графики повторяются от измерения к измерению с завидным постоянством.
В двухполосном режиме фильтр НЧ в канале сабвуфера перестраивается от 30 до 250 Гц (30/40/50/60/70/80/90/100/120/150/180/220/250 Гц/откл.), на выбор предлагается четыре значения крутизны. Частота среза отсчитывается по уровню – 3 дБ
Такой же ряд значений частоты среза и крутизны предлагается и для ФВЧ фронтальных и тыловых каналов, они настраиваются независимо. Для фронтальных каналов, кроме того, можно выбрать частоту перегиба «полочной» коррекции АЧХ в полосе твитера (от 1 до 12,5 кГц) и степень ослабления: до -8 дБ с шагом 1 дБ, независимо для левого и правого каналов
В трёхполосном режиме остаётся только два значения крутизны фильтров – 6 и 12 дБ/окт., частоты раздела можно выбирать независимо – с разносом или с перекрытием. Частоты раздела сабвуфер/мидбас 30/40/50/60/70/80/90/100/120/150/180/220/250 Гц/откл., мидбас/твитер – 1/1,6/2,5/4/5/6,3/8/10/12,5 кГц, в полосе твитера ФВЧ неотключаемый – своего рода «защита от дурака»
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Интерфейс аппарата удобный, уже хорошо знакомый по другим представителям серии. Небольшие изменения в оформлении передней панели пошли на пользу удобству управления. Русификация стала аккуратнее – не всё подряд, а только там, где надо. Но многоуровневые меню всё же требуют привычки, особенно после многолетнего употребления классического энкодера – поначалу рука зависает в сомнениях: «что тут нажимать?». В этом отношении настройки через приложение неизмеримо удобнее и, что самое важное – нагляднее.
Не будем отвлекаться на картинки с файлами – читается всё, что заявлено (диски CD/MP3/WMA, файлы MP3, WMA, AAC, WAV, FLAC до 96 кГц/24 бит). Приёмник тоже работает, как часы – иное было бы удивительным. Звуковая секция работает на твёрдую «пятёрку», все регулировки и «улучшайзеры» действенные и реально полезные. Звучание CD – отличное, звучание WAV и FLAC с USB-носителей показалось более «живым», чем с диска, незначительно уступали компрессированные форматы с небольшой степенью сжатия. На хорошем уровне оказалось и беспроводное воспроизведение по каналу Bluetooth, хотя проработка среднего и верхнего регистра в этом режиме несколько упрощена.
Фирменные «улучшайзеры» заметно исправляют положение с компрессированными форматами, но и без них звучание с хорошей акустикой очень приятное. Немало способствует этому и технология K2, улучшающая качество звучания обычных 16-битных файлов почти до «Хайреза». Во всяком случае, я с удовольствием полдня слушал с этого аппарата джазовые CD – хотя поклонником джаза никогда не был, использовал только для тестирования. Видимо, надо было правильно готовить записи…
МЁД & ДЁГОТЬ
Коммуникационные возможности аппарата на высоте – два телефона в постоянном подключении, до пяти телефонов – в режиме воспроизведения музыки, громкая связь, телефонная книга, приложение JVC Remote App. Полная форматная всеядность означает, что все фонограммы коллекции будут играться с одинаковым (и немалым, как показал опыт общения с аппаратом) успехом. Даже с телефона, если что…
На основе этого аппарата можно построить отличную систему весьма серьёзного уровня – поскольку есть регулировка временных задержек и развитая система фильтров и частотной коррекции, возможна поканальная конфигурация (твитеры при этом работают от встроенного усилителя, его будет вполне достаточно). Одним словом – оснащение выше среднего, звучание – не уступает куда более дорогим моделям, а цена – не обременительная.
Цена вопроса: 6 790 руб.