Народная мудрость «чем мех дороже – тем он лучше» справедлива лишь в отношении меха, да и то с оговорками. Аналогичный подход долгое время действовал и в отношении динамиков, но акустические компоненты в последнее время приятно удивляют не только качеством звучания, но и ценой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Возвращение STEG на просторы России можно без лишней скромности назвать триумфальным. Серия компонентов высокого и очень высокого уровня предлагается за разумные и отнюдь не фантастические суммы. Отличный инженерный уровень и тщательное изготовление – залог длительной безупречной работы, что в наше время «одноразовых вещей» уже становится редкостью.
Мы уже знакомились с усилителями STEG разных линеек, теперь настал черёд соответствующей акустики. STEG RE65C– двухполосная система, ориентированная на SQ с активным делением полос. Поэтому комплект акустики выпускается без кроссовера, это уже стало нормой для акустики высокого класса. Пассивный кроссовер (тем более на качественных компонентах) заметно увеличит стоимость комплекта, а вероятность его применения в XXI веке стремится к нулю. Зачем платить больше? А комплектовать акустику мусорным кроссовером «чтобы был» – портить репутацию. А уж если кому и захочется строить систему с пассивными кроссоверами, то готовить их лучше у «правильного повара».
Но не будем тратить время на лишние слова и перейдём к делу.
Диффузоры НЧ-динамиков выполнены из полимера с нанокерамическим покрытием CMMD на подвесе типа «кленовый лист». Низкая резонансная частота и большой запас линейного хода диффузора обеспечивают повышенное звуковое давление на низких частотах. Пылезащитный колпачок прикрывает звуковую катушку диаметром 35 мм
Округлый кожух магнитной системы скрывает мощный магнит на основе неодима и феррита бария (NdFeB). Вентиляционные окна в корзине защищены перфорированной решёткой, для вентиляции также предусмотрены отверстия в кожухе. Литая алюминиевая корзина обеспечивает необходимую жёсткость. Подводящие проводники свободные, колодка допускает подключение как классических «лопаточек», так и «вилочек» или зачищенных проводов «под винт»
Основные размеры мидбасовой головки стандартные – диаметр фланца 168 мм, монтажный диаметр 145 мм. Монтажная глубина 70 мм, плюс 5 мм на фланец и минимум столько же на вентиляцию. Монтажный диаметр твитера – 52 мм, монтажная глубина – 21 мм.
Акустически прозрачная защитная решётка – вот и всё акустическое оформление шёлкового купола диаметром целых 32 мм. Никаких фазовыравнивающих элементов не предусмотрено, зато крупный купол может уверенно воспроизводить довольно низкие (для твитера, естественно) частоты
ИЗМЕРЕНИЯ
Сопроводительная документация весьма лаконична, и в ней приводятся характеристики только низкочастотной головки. Характеристики твитера указаны на стикере.
STEG RE65C | STEG SQ32 | |
---|---|---|
Импеданс | 4 Ом | 4 Ом |
Частота резонанса Fs | 50 Гц | — |
Чувствительность | 88 дБ | 88 дБ |
Диапазон воспроизводимых частот | 50 Гц – 10 кГц | 1-20 кГц |
Номинальная мощность | 40 Вт | 25 Вт |
Остальные параметры предстоит измерить.
Импеданс компонентов. С этим всё ясно, комментарии излишни. Обратите внимание: пищалка в действительности шестиомная, без феррожидкостного демпфирования, и более чем скромной индуктивности. Довольно стабильная индуктивность упрощает расчёт и настройку пассивного кроссовера (если такая идея придёт в голову).
STEG RE65C | STEG SQ32 | |
---|---|---|
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 88 | 92 |
FS, Гц | 47,7 | 1014 |
RE, Ом | 3,8 | 5,8 |
QTS | 0,44 | 1,07 |
QMS | 6,44 | — |
QES | 0,47 | — |
VAS, л | 16,95 | — |
MMS, г | 16,15 | — |
Bl | 6,26 | — |
L1kHz, мГн | 0,42 | — |
L10kHz, мГн | 0,23 | 0,0567 |
L3.16kHz, мГн | 0,31* |
* Расчётная величина, её можно использовать при моделировании пассивного кроссовера.
Отсутствие в комплекте кроссовера как бы намекает на применение комплекта в поканальном включении – хотя не исключает и пассивное деление полос. На этот случай в таблице приведена усреднённая индуктивность низкочастотного динамика, которую придётся учитывать или компенсировать в пассивном ФНЧ. Индуктивность твитера ничтожная, её компенсировать не требуется.
Нижнюю частоту измерительного сигнала из предосторожности пришлось ограничить значением 800 Гц. Направленность излучения на частотах до 10 кГц выражена слабо, спад АЧХ вполне поддаётся коррекции в эквалайзере. Поскольку фазовыравнивающих элементов нет, АЧХ остаётся достаточно гладкой под любым углом
Чувствительность мидбаса по диапазону в среднем 90 дБ, АЧХ по оси – на удивление ровная, если не считать выброса на 5 кГц на осевой характеристике. Это обязательно нужно фильтровать. Как и у большинства головок этого калибра, угловые характеристики хороши вплоть до 2—3 кГц. С учётом выброса на 5 кГц частоту раздела следует выбирать не выше 3 кГц, лучше – 2 кГц, твитер это позволяет. Ранний спад АЧХ обусловлен низкой добротностью динамика (0,44)
В конце раздела измерений мы традиционно даём усреднённые показатели гармонических искажения по нескольким частотным полосам, и лишь в особых случаях – график искажений. Будем считать этот случай особым, комплект с такими характеристиками встречается не часто и вполне достоин этого графика.
При уровне звукового давления 90 дБ искажения в полосе частот 40 Гц – 1 кГц представлены в основном второй гармоникой и быстро спадают по мере повышения частоты. Третья гармоника доминирует лишь на частотах выше 4 кГц, и это ещё один аргумент в пользу выбора невысокой частоты раздела (2-3 кГц)
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Поскольку комплект предназначался для би-ампинга (или «поканалки», если так привычнее), мидбас был подключен в полной полосе, пищалка – через фильтр первого порядка (4,7 мкФ).
Звучание хорошо сбалансировано, особенно при отклонении от оси излучения – осевое звучание немного яркое. Динамики вполне можно устанавливать в дверь «на плоскость». Лёгкий и жёсткий диффузор способствует отличной прорисовке среднечастотного диапазона: детально, с ровным тональным балансом. Этот участок головке удался на славу – вокал, духовые и смычковые инструменты, гитара звучат абсолютно натурально. Панч хороший, но нижний бас откровенно придушен, отчего весь басовый диапазон кажется суховатым. Зато средний и в особенности верхний бас уверенный и чёткий, усилитель отлично контролирует лёгкий и жёсткий диффузор. Пищалки против ожидания продемонстрировали довольно широкую диаграмму направленности, хотя наилучшее звучание получалось в зоне до 30 градусов от оси излучения. Вполне можно «нацелить» их в среднюю точку салона.
Поскольку динамики отличаются весьма низкой полной добротностью (0,44), им желательно акустическое оформление. Конечно, они смогут неплохо сыграть и в объёме двери, но при результирующей добротности 0,5 даже средний бас будет звучать суховато. Если есть возможность – лучше организовать динамикам объём порядка 12-15 литров. Но если внимательно посмотреть на параметры, то отношение частоты резонанса к добротности (>100) намекает на фазоинвертор! Его оптимальный объём получается того же порядка, и такой вариант акустического оформления тоже имеет право на жизнь. Чтобы не перегружать динамик сигналами с частотой ниже резонансной и не множить нелинейные искажения, в любом варианте акустического оформления крайне желателен ФВЧ на частоту 30—40 Гц.
МЁД & ДЁГОТЬ
Звучание абсолютно живое, прекрасная проработка инструментов и вокала. В этом смысле акустика получилась «всеядная», отзывчивая на любую хорошую музыку. Но – требующая хорошей басовой поддержки, особенно в случае закрытого оформления. Помимо би-ампинга можно применить и пассивный кроссовер – чувствительность пищалки обеспечивает хороший запас по регулировке уровня. Прекрасный комплект, а за такие деньги – просто подарок! Не верите? сравните с ценами на eBay!
Цена вопроса: 19 000 руб.
A PROPOS
Близкие по концепции (но не по цене):
Компонентная акустика BLAM 165L MG ACTIV NOIRE
Компонентная акустика Audio System AV 165-2 AVALANCHE
4 Comments
Ержан
При сравнении с — amp sua 17.2, учитывая переплату в 5к за последние, кому бы отдали предпочтение?
Юрий
Низкоиграющий твитер, вот оно мое спасение. На 2 кГц, каким порядком посоветуете резать?
И вправду он так хорош?
Александр
Нет, ничего хорошего не получается, нужен сч(диффузор или купольник). Достаточно резко звучание если резать ниже 5кгц, лучше 6.3. Почему указали что нужно резать ниже, а потому что замучаетесь настраивать эквалайзер(нужен процессор), что бы мидбас играл достойно.
Геннадий
Здравствуйте, скажите пожалуйста какой мидбас выбрать в любом ценовом диапазоне который может отыгрывать низко в трёх компонентной акустике в автомобиле ?