Уважаемые коллеги! Очевидно, что с истиной, упомянутой в заголовке, спорить не приходится. Головное устройство в Car Audio – один из основополагающих моментов. Именно этот компонент определяет возможности всей автомобильной системы. Именно с ним общается пользователь. И именно головное устройство, или в просторечии «голова», в конце концов формирует впечатление от дизайна и удобства использования системы, то бишь ее юзабилити.
Совершенно понятно, что в результате именно головное устройство и стало камнем преткновения, яблоком раздора и предметом конкурентной борьбы. Короче говоря, тем самым местом, которое в неизбежной системе проб и ошибок под названием «технический прогресс» получает больше всего пинков и затрещин. Если к тому же вспомнить, что история движется по спирали, то вполне логичным окажется то, что в самом начале автомобилестроения головное устройство была наглухо вмонтировано в автомобиль. А иначе не получалось. Ламповые приёмники тех времен были просто огромными и размещались под сиденьем или в багажнике, а для управления использовались механические приводы с гибкими валиками или цепными передачами! (Об этом «АЗ» писал, ссылка – в конце статьи).
Головное устройство Philco Transitone в 1930-х устанавливалось в Packard
Одним из первых вестников новой эпохи стала очередная модель Aston Martin, где могучий ламповый радиоприёмник занимал практически всё пространство торпедо. В конкурирующих моделях такой степени миниатюризации достигнуть не удалось. И все эти образцы тогдашней электроники были полностью интегрированы в автомобиль, удорожая его, кстати, чуть ли не на треть. Что-то подобное и сейчас на слуху, не так ли?
Приёмник в центре торпедо «ГАЗ 21» (производился с 1956 года)
Долго ли, коротко ли, но ещё в 30-х годах прошлого столетия появилось головное устройство, которое можно было извлечь из одного автомобиля и поставить в другой. То есть нечто универсальное, возможно даже (и не побоимся этого слова) унифицированное.
Приёмник Motorola AM CT69A в семидесятых устанавливался в Chevrolet Passenger и Impala
Развитие техники и технологий, шагнувшее за прошлое столетие от ламп к интегральным микросхемам, позволило сократить габариты аппарата и добавить ему массу полезных и не очень функций. Но обратите внимание: первый стандарт для головных устройств был создан Немецкой национальной организацией по стандартизации, Deutsches Institut für Normung, как DIN 75490, потому его обычно и называют размером DIN. Он был принят Международной организацией по стандартизациив 1984 году как ISO 7736.
И жить бы ему, и здравствовать по сей день – но вот беда, изготовители современных автомобилей в конце концов пришли к серьёзному логическому выводу. Этот вывод заключался в том, что оснащение автомобиля большим количеством полезных и не очень электронных компонентов с точки зрения маркетинга весьма удачный шаг. И, что очень важно, с какой это стати могучие автомобилестроители должны делиться частью своих маркетинговых успехов с изготовителями Car Audio? Так мы с вами вернулись к концепции, реализованной Aston Martin почти сто лет назад. Виток спирали замкнулся. Появились интегрированные в автомобиль системы Car Audio.
Причем в плане этой части бизнеса нынешние автопроизводители практически не отличаются от своих предшественников столетней давности. Как правило, всё происходит с помощью банального аутсорсинга. Объявляется тендер на оснащение новой модели автомобиля аудиосистемой. В простейшем случае начального уровня, к примеру, устройство должно иметь монохромный дисплей, читать MP3 с USB, издавать звуки с помощью четырех динамиков, установленных по углам салона. Не важно, что это, мягко говоря, примитивный вариант. Будущий покупатель оплатит все.
Важный момент: органы управления и прочие компоненты головного устройства подобной системы, доступные пальпации, как правило, располагаются на панели приборов на устрашающем расстоянии друг от друга, как того требует фирменный стиль и, судя по всему, стремление создать максимальную головную боль будущим инсталляторам. А инсталлятором работа находится хотя бы потому, что оснащённый такой аудиосистемой автомобиль, в принципе, не устаревает в течение 10 — 15 лет. В то время как сама аудиосистема уже через два-три года (или даже сразу) становится весьма и весьма устаревшей.
При этом возвращаться к стандарту 1DIN авто производители явно не собираются. Наиболее передовые из них оснащают автомобили настоящими компьютерами с тачскрином на борту – взять хотя бы Илона Маска с его Tesla.
Tesla Model X 2018-2019. Для управления аудио отведена нижняя часть экрана
И, внимание! В этом месте, по моему глубокому убеждению, должны звучать фанфары, происходить салюты с цветами и прочее, перерастающее в бурные аплодисменты. Всё это потому, что сейчас вы получите возможность прикоснуться к простой и абсолютно логично истине. Будущее головного устройства – это смартфон. Смартфон в самом широком смысле слова. Ведь, в конце концов, всё, что нас окружает, в случае, если оно оснащено цветным прямоугольным экраном с возможностью введения данных – это смартфон. Современный телевизор – это большой смартфон, который достаточно трудно приложить к уху, но, тем не менее, очень часто он оборудован всем тем, что есть у смартфона. Tablet PC – это несколько больший смартфон, по которому чаще всего можно говорить в точности так же, как и по обычному смартфону – особенно тем, у кого есть большие и длинные руки.
ГУ в CITROЁN C1 – планшет просто напрашивается
Надо ли говорить обо всём этом… В области Car Audio, вернее, Car multimedia, назревает необходимость оснащения автомобиля унифицированным интерфейсом, позволяющим использовать смартфон, Tablet PC, или аналогичные устройства в качестве Head Unit. Здесь видятся два пути: проводной и беспроводной. В первом случае на торпедо автомобиля, очевидно, должно быть выделено специальное место с возможностью простой удобной фиксации и подключения смартфона (будем называть его пока так) по USB. Не исключаю, что вскоре появится и более скоростной, дееспособный интерфейс – например, на основе Wi-Fi. При установке в этот кредл, док-станцию, крепление – называйте, как хотите, – смартфон автоматически переходит в режим Car Audio. Запускается приложение, управляющее всем, чем в автомобиле удобно управлять с помощью смартфона.
Roewe Marvel X – головное устройство
Всё может начинаться с элементарного доступа к контролю состояния автомобиля (запас топлива, напряжение батареи, пробег и т.д.). Затем – управление мультимедийной системой, в том числе настройка. Плюс доступ ко всем источникам контента, навигации, голосовому управлению. Получается предельно универсальная система, которая может быть легко подвергнута апгрейду без существующих ныне зубодробительных проблем. Можно обновить программное обеспечение, можно поменять сам смартфон, можно поменять любой компонент автомобильной мультимедийной системы, начиная с универсального устройства ввода-вывода (на котором и должна базироваться эта система), и заканчивая ее обвязкой усилителями и акустикой. Что касается беспроводного варианта, который, очевидно, обещает быть более удобным, то для его осуществления можно будет воспользоваться простейшими устройствами передачи электромагнитного сигнала на кратчайшее расстояние.
Планшетные ПК в автомобилях не редкость – дело за малым
И вот наше общее будущее. Вы садитесь в автомобиль, привычным движением устанавливаете смартфон на его место в приборной панели. Автоматически включается воспроизведение аудио или видео либо прием радио с установленными заранее параметрами. Происходит идентификация водителя, тестирование систем автомобиля, выдача данных по поводу работы охранной системы и многое, многое, многое другое. Абсолютно не претендуя на авторство этой идеи, поскольку нечто подобное предлагалось еще во времена на почившей в бозе Windows Mobile, хочу призвать уважаемых производителей Car Audio и автомобилей. Обратите внимание на эту возможность. Это направление предлагает отличные перспективы для развития и совершенствования правильно идущего бизнеса. Который, как известно, движется по спирали, ну что ты с ним не делай!
A PROPOS
Кто сказал «А» (РАДИО В АВТОМОБИЛЕ)
2 Comments
Геласий
Доброго времени суток. Посоветуйте 4- канальный усилитель для саба Focal Access 25 A4 box и на фронт Morel Tempo 6. Желательно D класса. Бюджет +- 10к.. .. . . Всем меломанам и спецам по автозвуку Салют! Нужен ваш совет,стал перед выбором 2х моноблоков Audio System R 1250.1 D или DLS CC-1000 ,вопрос в том,что играет по качественней,по мягче и по глубже.Щас. .. . .
Железный ШИХМАН
По правде сказать, вопрос не имеет отношения к теме статьи. Подобные вопросы лучше задавать в разделе «Усилители» или «Акустика». В принципе, для работы с этой акустикой подойдёт любой четырёхканальный усилитель мощностью от 60 Вт на канал, выбор зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей.