Этот усилитель – слегка упрощённая версия усилителя PANACEA: вместо процессора применён классический аналоговый кроссовер, а усилитель мощности остался без изменений. Это отличное решение и для приверженцев аналоговых методов обработки сигнала, и для тех, у кого уже есть процессор – отдельный, или в составе головного устройства.
ПОЧТИ ПАНАЦЕЯ
Этот усилитель логично завершает серию усилителей AMP: теперь в неё входит моноблок DA-500.1, шестиканальный процессорный DA-80.6DSP и беспроцессорный DA-80.6SIX. Кстати говоря, все усилители серии выполнены в корпусах одинакового размера (285х165х46 мм) и могут устанавливаться совместно. Удобству установки и настройки способствует и то, что все разъёмы находятся на одной стороне корпуса, универсальные крепления позволяют выбрать наиболее удобный способ фиксации корпуса. Компактные размеры установить усилители в скрытых полостях автомобиля – хотя их не стыдно установить и напоказ.
Конечно, по сравнению с «Панацеей» возможности усилителя не так впечатляют – эквалайзера нет, есть только кроссовер. Но это не кроссовер из серии «на – и отвяжись», а довольно серьёзный, оптимизированный именно для поканального применения. А задержки теперь есть во всех приличных головных устройствах, и «разделение труда» между цифрой и аналогом будет оптимальным, каждый будет делать то, к чему наиболее приспособлен. А с аналоговыми фильтрами результат будет как минимум не хуже.
Действительно, фильтрация и эквализация предъявляют к DSP высокие требования: там используется умножение и сложение, разрядность чисел увеличивается, а при округлении до разрядности ЦАП появляются ошибки и искажения. Поэтому результат зависит прежде всего от класса DSP, и уж потом от ЦАП. А при задержках никакой «математики» нет, только сдвиг цифровых отсчётов в ячейках памяти – а, стало быть, сигнал не претерпевает изменений даже с недорогим DSP. И его можно фильтровать в аналоге, сколько душе угодно.
По правде говоря, и задержки можно организовать аналоговыми методами – многие гитаристы до сих пор предпочитают аналоговые дилеи цифровым (даже у меня такой есть, хотя гитарист из меня никакой). Но хватит лирических отступлений, пора переходить к «железу».
На брюшке усилителя находится переключатель конфигурации входов (2/4/6) – единственный, кому не нашлось места среди собратьев. Но и доступ к нему нужен всего один раз, при монтаже системы, так что просто запомним это обстоятельство. Днище стальное, опломбированное, радиатор – символический (класс D, помним), больше ничего интересного нет
Всё интересное собрано здесь. Кроме трёх пар линейных входов предусмотрены входы высокого уровня (использовать их одновременно нельзя!). Работает автоматическое включение по сигналу высокого уровня (точнее – его постоянной составляющей), при этом на клемме REM появляется управляющее напряжение – его можно использовать для включения других компонентов системы. Ещё есть «сетевой» разъём RJ45, к которому подключается опционный блок дистанционного управления усилением в каналах 5-6. Для каждой группы каналов – свой кроссовер, оптимизированный для конкретных задач. С их характеристиками познакомимся при измерениях
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Для прослушивания использовалась пара каналов 1-2 с отключенными настройками. Звучание спокойное, легкое и открытое, придраться не к чему. Широкая стереопанорама, глубокая сцена с хорошей локализацией, глубина сцены передаётся правдоподобно, отличная микродинамика. Поэтому среднечастотный диапазон детальный и ясный, с хорошим разрешением, высокочастотный участок также без нареканий. Низкие частоты сочные и убедительные, атака в мидбасовом диапазоне упругая и осязаемая, заполнение в области суббаса хорошее. Отличная макродинамика, есть запас мощности на оркестровые «тутти».
ИЗМЕРЕНИЯ
Параметры усилителя мощности «удивительным» образом совпали с «Панацеей», схема-то одна и та же. Небольшие различия в мощности и коэффициенте гармоник (если кто захочет сравнить – в лучшую сторону) вызваны более высоким качеством питания при измерениях новой модели. Однако все измеренные параметры перекрыли паспортные данные.
Каналы 1-6 | Факт |
---|---|
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт | 82/135 |
Номинальная мощность (4/2 Ом при КНИ 0,5%), Вт | 75/120 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % |
0,022/0,048 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % |
0,018 |
В нашу стандартную таблицу добавлена строка «номинальная мощность при уровне искажений 0,5% – так будет информативнее. Уровень гармоник по меркам Hi-Fi вполне допустимый, причём на микромощностях они ничтожны – совсем не похоже на поведение классических импульсных усилителей. По результатам измерений видно, что усилителю больше по вкусу нагрузка 4 Ом, уровень искажений на этой нагрузке ниже примерно в два раза. Впрочем, смотрите сами:
В рабочем диапазоне мощностей (1-50 Вт) уровень искажений сохраняется постоянным, а на микромощностях он ещё и снижается. Вот и объяснение открытого звучания. Прирост мощности при переходе к двухомной нагрузке порядка 65% свидетельствует о запасе по току в блоке питания, но сопровождается двукратным ростом искажений. Стоит ли платить за лишние ватты такую цену – решать вам
А теперь займёмся фильтрами.
Первая пара фильтров, в каналах 1-2, самая простая – для твитера или комплекта акустики с пассивным кроссовером. Диапазон перестройки частоты среза ФВЧ – от 20 Гц до 4 кГц, крутизна переменная. При настройке ниже 100 Гц АЧХ соответствует второму порядку, при дальнейшем увеличении частоты фильтр постепенно приходит к аудиофильскому первому порядку. Регулятор неравномерный, 500 Гц приходится на ¾ оборота
В каналах 3-4 уже две пары фильтров – ФВЧ (10 Гц – 1 кГц) и ФНЧ (50 Гц – 4 кГц), причём ФНЧ работает только совместно с ФВЧ в полосовом режиме. Впрочем, установка ФВЧ на минимум практически означает его отключение. Второй порядок ФНЧ сохраняется во всём диапазоне перестройки, а ФВЧ ведёт себя так же, как и в первой паре каналов. Это вариант для мидбаса или среднечастотника
Фильтры третьей пары каналов организованы таким же образом, как и во второй паре, но с другим диапазоном перестройки: ФВЧ 10 – 150 Гц, ФНЧ 30 Гц – 1 кГц. Это вариант для сабвуфера или низкочастотного динамика
Есть в этой паре каналов и плавный бас-буст на 45 Гц, его можно задействовать только в полосовом режиме фильтров. Максимальный подъём – до 12 дБ. Комбинируя работу бас-буста с различными настройками фильтров, можно заставить работать с максимальной отдачей даже самый «тупой» сабвуфер
МЁД & ДЁГОТЬ
Аппарат за свои деньги более чем удачный, и действительно способен решить практически все проблемы, возникающие при построении аудиосистемы. Плюсы очевидны: компактное решение «всё в одном», весьма широкие возможности настройки фильтров. Минусы тоже очевидны – фильтры ВЧ при перестройке допускают вольности. Мощность достаточна для большинства применений, искажения не рекордно, но весьма низкие – и, что важно, не растут при микромощностях. Отсюда совершенно нетипичная для класса D микродинамика. С макродинамикой всё тоже хорошо, хотя работа на нагрузку 2 Ом имеет особенности – повышенные искажения.
Цена вопроса: 16 900 руб.