Не часто в редакционной почте появляются SQ-проекты, выбивающиеся из «трёхполосного мейнстрима». Да ещё столь радикальным образом: СЧ и ВЧ – «одним кусочком», а НЧ – «бинарным бутербродом». В шаблоны проект не вписывается никак, и тем ценнее этот опыт…
Студия: «Блюзмобиль-Пятигорск»
Руководитель проекта: Беньямин Пашанов
Фото: Беньямин Пашанов
РАЗРЫВ ШАБЛОНА
Концепция этой аудиосистемы восходит к домашним акустическим системам с разделением сигнала на 2,5 полосы: в области низких частот работают параллельно два излучателя, выше по частоте остаётся один, затем эстафету принимает высокочастотный излучатель. Такая структура позволяет использовать малокалиберные НЧ-СЧ динамики и благодаря этому сохранить хорошую дисперсию в области средних частот. А падение отдачи на низких частотах компенсируется сложением площади диффузоров. И, чтобы не бороться с направленностью излучения, в автомобиле частоту раздела с полосой ВЧ придётся опустить ниже 2 кГц. В этом, собственно, и заключается основное отличие концепции от «домашних» систем.
Справедливости ради следует отметить и подводные камни такой концепции – без временной коррекции ничего хорошего в ближнем поле не получится. В домашней акустике по такой схеме этой проблемы нет – её слушают с расстояния хотя бы в пару-тройку метров.
- Тип системы: аудио
- Структура: фронт 2,5 полосы + сабвуфер
- Источник: Alpine INE-W928R + USB DAC MUSE Audio
- Процессор: Hertz H8 DSP + DRC HE
- Усилители: E.O.S. AE-980F, E.O.S. E-150AB, Helix B ONE
- Акустика: Hertz EV 165.5, Hertz C 165, SOaudio SO55neo
- Сабвуфер: Hertz ES 300D.5
На роль «мегапищалки» выбраны широкополосные излучатели SO55neo. Их выпускает фирма SOaudio (сокращение от Sophisticated Audio) под руководством Гернота Грабоша, по совместительству — основателя и руководителя EMMA Academy. По результатам теста АЗ их можно использовать уже от 500 Гц, но здесь выбрана частота раздела 1,5 кГц – чтобы избежать искажений вблизи резонансной области.
Разумеется, фронтальная акустика работает с раздельным усилением: во-первых, сегодня временная коррекция перестала быть роскошью, а во-вторых, при столь разноплановых излучателях «разделить и сложить» сможет только процессор.
И такой процессор есть – Hertz H8 DSP: кроссовер с фильтрами Линквица-Райли или Баттерворта для каждого канала, 31-полосный 1/3-октавный графический эквалайзер, схема временных задержек, инвертор фазы и регулировка уровня каждого канала. Процессор поддерживает источники Hi-Res Audio (HD 24 бит/96 кГц), в этом же разрешении работают ЦАП и АЦП.
Мультимедийный ресивер Alpine INE-W928R подключен через адаптер к CAN-шине, работают кнопки на руле. Сигнал от ресивера подаётся на линейный вход процессора, а через оптический цифровой вход TosLink подключен ЦАП от Muse Audio на легендарном чипе Burr Brown PCM-2704. Он позволяет использовать в качестве цифрового транспорта смартфон, планшет или ноутбук с USB выходом. Источник сигнала, пресеты, уровень сабвуфера выбираются через пульт процессора.
USB DAC MUSE Audio крупным планом
Выбор усилителей не случаен – а что в SQ может быть случайным? Ультралинейный E.O.S. E-150AB (2×75 Вт, 0,025%) работает с широкополосными излучателями SO55neo, мощный четырёхканальный E.O.S. AE-980F (4х100 Вт) – с 16-сантиметровыми Hertz, моноблок Helix B ONE (600 Вт х 2 Ом) с сабвуфером Hertz ES 300D.5, катушки которого включены параллельно.
В процессе работы проведена полная вибро- и шумоизоляция, обработаны колёсные арки. Весь салон перешит – обшивки, руль, стойки, потолок перетянут настоящей алькантарой, детали интерьера перекрашены «под дерево» (аквапринт). Пульт управления процессором установлен рядом с прикуривателем
В передней части двери установлены голосистые Hertz C 165, в задней – басовитые Hertz EV 165.5. Параметры конкретных динамиков специально измерялись, поэтому частоты настройки фильтров взяты не с потолка
Сетка крупноячеистая, на акустику не влияет
Для SO55neo сделаны подиумы в уголках зеркал. Направление – на главного слушателя
Багажник со сдвижной верхней полкой оформлен в стиле «кастом», сабвуфер съёмный. Объём корпуса 70 л рассчитан в JBL SpeakerShop под результирующую добротность 0,875 – так блюзмобюльнее…
Панель, закрывающая усилители, сдвигается. Часть полки с усилителями откидывается для доступа к запасному колесу
Вид на усилители и процессор со стороны салона
Правильное питание
Настройка проведена по всем правилам
АЧХ с левой и правой стороны отличаются, как и частоты раздела полос – учитывались результаты замера динамиков. Поскольку пики и провалы АЧХ слева и справа не совпадают – в сумме всё получилось гладко, «без швов». Сабвуфер не локализуется
Входной контроль всех компонентов, измерение параметров динамиков и расчёт акустического оформления – великолепное звучание на выходе. Результат более чем впечатляющий.
A PROPOS
Мультимедийно-навигационное головное устройство Alpine INE-W928R
Процессор Hertz H8 DSP
СЧ/ВЧ-динамики SOaudio SO55neo
1 Comments
Константин
Здравствуйте. Интересен способ крепления корпуса сабвуфера. Ящик немалого литража, вес , наверное , килограмм 15 , как минимум. В случае ДТП , незарепленный корпус сабвуфера такого обьема и веса в автомобиле универсале , почти наверняка , превратится в смертельный снаряд.