Снисходительное отношение профессионалов к коаксиальным динамикам можно понять – наряду с бесспорными достоинствами у них есть, выражаясь языком советских постановлений, «отдельные недостатки». Но если эти недостатки правильно отделить, то в остатке будут сплошные достоинства.
ОТДЕЛЯЯ НЕДОСТАТКИ
Ох, не зря коммунистическая идеология считала семантику вредной наукой – ведь если начать вдумчиво воспринимать знакомые слова, можно чёрт знает до чего додуматься… «Отдельный» – это же не просто часть целого, её можно (или даже нужно) от этого целого отделять. Вот отделением и займёмся.
Основной недостаток классических коаксиальных (а тем более триаксиальных динамиков, наш сегодняшний гость именно из этих) – затенение значительной части диффузора дополнительными излучателями и несовпадение их центров излучений. Результат – причудливые изгибы АЧХ, как осевой, так и угловых. Но при определённых условиях недостатки можно обратить на пользу.
Установка дополнительных излучателей традиционная, конденсатор фильтра установлен под мостиком
В новых динамиках использованы классические, но отшлифованные до совершенства решения. Лёгкий и жёсткий диффузор выполнен из полипропилена. Тщательный выбор профиля диффузора гарантирует необходимую жёсткость при сохранении малой массы подвижной системы – а это обеспечивает низкий уровень искажений и высокую скорость отклика, необходимую для детального звучания. Широкий подвес обеспечивает приличный линейный ход диффузора.
Среднечастотный излучатель вооружён металлизированным сбалансированным куполом диаметром 32 мм, диаметры керамических супертвитеров – 7 и10 мм. Все излучатели снабжены фазовыравнивающими элементами
Заглядывая с тыла, видим: корзина традиционной конструкции, жёсткость достигается не увеличением толщины металла, а профилем элементов
Монтажная глубина несколько меньше большинства «шестёрок», остальные размеры стандартные
ИЗМЕРЕНИЯ
Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 140 Вт, диапазон рабочих частот – от 62 Гц до 22 кГц…
С импедансом – никаких сюрпризов, в среднем 4 Ома в основном диапазоне. Локальный минимум в районе 16 кГц обусловлен ёмкостным сопротивлением пьезокерамических супертвитеров. Резонанс среднечастотного излучателя прослеживается на частоте около 800 Гц
Параметры Тиля-Смолла | ||
---|---|---|
Параметр | Заявка | Факт |
Резонансная частота Fs, Гц | 76 | 80 |
Эквивалентный объём Vas, л | 5,04 | 7,48 |
Электрическая добротность Qes | — | 2,03 |
Механическая добротность Qms | — | 4,58 |
Полная добротность Qts | 1,5 | 1,4 |
Масса подвижной системы, г | — | 12,9 |
Силовой фактор, Тл м | — | 3,3 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 92* | 84** |
* пиковые значения
** в низкочастотной области и средняя по диапазону
Памятуя о том, что конструкция несимметричная, характеристики направленности снимем в двух плоскостях. Для начала снимем АЧХ, разворачивая динамик в плоскости, перпендикулярной оси излучателей.
На осевой АЧХ есть могучий провал в области 5 кГц. Но в реальных условиях прослушивание всегда будет проходить под углом, и угловые АЧХ существенно ровнее, хотя и со спадом относительно средних частот
В плоскости излучателей характеристика направленности совсем иная. Осевая АЧХ, само собой, почти не изменилась – а угловые стали ровнее и несколько приподнялись по уровню. Исчезла «пляска» в области 500 Гц – 1,5 кГц, хотя провал на 5 кГц и горб на 2 кГц никуда не делись…
Разгадка простая – крупный мостик затеняет крайние участки диффузора основного излучателя, а именно они (точнее – разность расстояний до них из точки прослушивания) и обуславливают «пляски» АЧХ из-за интерференции звуковых волн.
В обоих вариантах ориентации угловые характеристики в зоне 2- 5 кГц довольно причудливые: здесь зона совместной работы среднечастотника и основного излучателя, результат общих усилий зависит сразу и от частоты, и от угла. В реальных условиях, с учётом сложения прямых и отражённых сигналов всё будет более-менее гладко. Чувствительность супертвитеров вполне достаточная, но до 22 кГц они дотягивают на пределе своих возможностей.
Горбик в области 2 кГц можно «лечить» частотной коррекцией – или поднять НЧ и ВЧ на 5-8 дБ традиционными регуляторами тембра, или (что лучше) «придавить» эту область эквалайзером – благо, им оснащено большинство современных головных устройств, и нужная частота там обязательно найдётся.
Ориентацией динамика можно частично скомпенсировать отклонения АЧХ от идеала – достаточно развернуть динамик в двери, как показано на рисунке
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м) |
|
---|---|
100 — 300 Гц | 2,8% |
300 — 1000 Гц | 2,1% |
1 — 3 кГц | 0,7% |
3 — 10 кГц | 0,3% |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание выразительное, но несколько ярковатое – впрочем, многим такое нравится. На средних частотах довольно ясно выражен «эффект присутствия» – подчёркивание и выделение из общей картины основных голосовых формант. Благодаря хорошей перегрузочной способности и умеренной частоте резонанса подвижной системы басовый диапазон чёткий, средний бас слегка акцентирован, но без нарочитости.
МЁД & ДЁГОТЬ
Лишь особо продвинутые автомеломаны готовы вмешиваться в интерьер салона или затрачивать массу усилий на апгрейд. В такой ситуации URAL AS-C1647 – сбалансированное и недорогое решение. У динамиков приятное звучание, рекомендуем.
Цена вопроса: 1650 руб.
3 Comments
Дмитрий
Дааа… В былые времена вы бы безоговорочно сказали что это мусор, а не динамики, а теперь у таких «устройств» находятся плюсы…
АвтоЗвук
«Во всём плохом ищите хорошее». Это весьма приличный вариант за эту цену.
Сергей
Добрый день. Скажите пожалуйста, что выбрать в замен штатным (от ГУ) эти ural as-c1647 или JBL stage3 627/637? Стоят одинаково.