В линейку акустики Pioneer A входят три сабвуфера калибра 20, 25 и 30 см с небольшой установочной глубиной. Динамик форм-фактора «тарелка» – направление перспективное и дающее большой простор при инсталляции. А если ещё и требования к объёму оформления минимальны…
САБВУФЕР-УНИВЕРСАЛ
Сделать сабвуфер плоским – половина дела. Мало придать плоскому диффузору жёсткость – что само по себе непросто, нужно ещё добиться того, чтобы у диффузора не было возможности совершать какие-либо движения, кроме как вдоль оси динамика. И тут начинаются технологические хитрости и патентованные конструкции, цель которых – обеспечить оптимальный компромисс между габаритами, акустическими характеристиками и стоимостью. Это к тому, что «плоских» сабвуферов и так не слишком много, а действительно заслуживающих внимания экземпляров – единицы.
Рассмотрим конструктивные решения, применённые в сабвуфере Pioneer TS-A2500LS4 – они того стоят.
Монтажная глубина десятидюймового сабвуфера на уровне приличного шестидюймового динамика
Подвес шириной 20 мм удачно имитирует фактуру кожи, на фланце 6 отверстий диаметром 5 мм, спереди накладывается декоративное пластиковое кольцо, дополнительно фиксирующее подвес. Толстостенный диффузор в виде перевёрнутой тарелки выполнен из полипропилена и производит впечатление монолита, но на самом деле центральная часть вклеивается после сборки головки, её поверхность имитирует токарную обработку
Магнитная система вентилируемая, снаружи закрыта пластиковым кожухом. Стальная штампованная корзина тарельчатой формы неплохо демпфирована
Никелированные нажимные клеммы смонтированы на фланце
Сдвоенная центрирующая шайба большого диаметра текстильная с пропиткой. Шайба снабжена собственным фланцем, выводы звуковой катушки подшиты к шайбе и закреплены на фланце. Это упрощает сборку головки и улучшает стабильность параметров при серийном производстве
Особенности конструкции лучше изучить на разрезе.
С тыльной стороны «тарелка» переходит в коническую траверсу из полипропилена с рёбрами жёсткости, к ней прикреплена звуковая катушка диаметром 2 дюйма с каркасом из каптона и однослойной намоткой. Магнитопровод цельный с проточкой в задней шайбе и отверстием вентиляции, центральный керн выходит за пределы зазора
Камера-интраскоп позволила разглядеть детали траверсы: рёбра жёсткости и косынки-контрфорсы на изгибах. На втором снимке – вентиляционные отверстия в траверсе
ИЗМЕРЕНИЯ
Судя по острому и высокому пику Z-характеристики у сабвуфера должна быть довольно высокая механическая добротность
Параметры Тиля-Смолла в инструкции приведены, совпадение с измеренными хорошее. Добротности оказались чуть ниже, а частота резонанса – чуть выше:
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Мощность номинальная/максимальная | 300/1200 | — |
RE, Ом | 3,7 | 3,6 |
FS, Гц | 38 | 40 |
dBSPL, дБ/Вт/м | 85 | 83,9 |
VAS, л | 17,9 | 19 |
QTS | 0,83 | 0,72 |
QMS | 10,93 | 8,51 |
QES | 0,9 | 0,79 |
MMS, г | 153 | 125,8 |
B*l, Т*м | 12,3 | 12,0 |
Рассчитанная и измеренная чувствительность при подводимой мощности 1 Вт в пределах погрешности измерений совпадают с данными производителя. Благодаря технологическим ухищрениям линейность плоского сабвуфера приемлемая, вклад обеих гармоник в области 40-120 Гц примерно одинаков
МОДЕЛИРОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Производитель рекомендует использовать ЗЯ объёмом от 9,9 до 19,8 л и ФИ объёмом от 14,2 до 19,8 л (ох уж эта дюймовая система, уж на объём гранёного стакана можно было округлить). На упаковочной коробке приведены эскизы закрытого корпуса или фазоинвертора объёмом 17 л. Вот с них и начнём.
Слегка горбато, особенно в ФИ. Зато долбит от души, а заглушив порт, можно слушать даже джаз
Фазоинвертор в рекомендованных объёмах – вариации только что рассмотренного трансформера, и результат аналогичный: долбит нормально
Десятилитровый ЗЯ делают не от хорошей жизни, лучше выбирать объём побольше…
Теперь посмотрим, что получится по результатам наших измерений:
Раз уж решили не экономить – оптимальным будет объём 25-30 л. Если совсем тесно – можно даже 12 л, но никак не меньше. Или наоборот, можно установить динамик free air в заднюю полку, добротность позволяет
Если увеличить объём корпуса, можно снизить частоту настройки порта – причём длина трубы будет разумной. Даже в двадцати литрах можно получить не «долбёжную», а вполне музыкальную АЧХ. Если же не останавливаться на достигнутом, то и инфразвук не за горами…
Наиболее удачным при таких характеристиках головки оказывается трансформер объёмом 25 л. Не самый компактный вариант, зато музыкальный
МЁД & ДЁГОТЬ
Плоская сабвуферная головка – это хорошо, это востребовано, это – тренд, и это – простор для компоновочных решений. Тем более хорошо, когда такая головка (а это случается не всегда) требует для себя небольшого объёма акустического оформления. Ещё более ценно то, что можно сделать сабвуфер-трансформер, одним движением руки превращающийся из закрытого ящика в фазоинвертор и обратно. Можно вообще обойтись без корпуса и установить динамик в заднюю полку, но в таком варианте нужно обязательно ограничить инфранизкие частоты. Одним словом, универсальный сабвуфер. Безусловно, есть и недостаток – куда же без него. Искажения несколько повышены по сравнению с динамиками классической компоновки – но существенными они становятся лишь при звуковом давлении за сотню децибел.
Можем рекомендовать сабвуфер для систем, где ставится задача наиболее рационального использования пространства.
Цена вопроса: 8 490 руб.
14 Comments
Константин
Здравствуйте.
Поясните , пожалуйста, условия измеренияАЧХ.
Тип , объем акустического оформления ?
В ближнем -дальнем поле?
Испытательный сигнал?
Измерительное оборудование?
Автомобильные сабвуферы , даже размера 10 дюймов, не могут воспроизвести частоты 100-200 Гц?
Железный ШИХМАН
Константин, по пунктам.
Акустическое оформление теста — ЗЯ объёмом 28л «нетто» (кубический фут), динамик установлен магнитом внутрь. Измерения — по ГОСТ, с расстояния 1м. Измерительный комплекс CLIO, сигнал — серии синусоидальных посылок, частота которых понижается с шагом 1/24 октавы (софт учитывает расстояние до динамика, блокирует отражения от стен и т.д.).
Сабвуферы калибра 10 дюймов все добираются до 800-1000 Гц, но это не их профиль. Графики протестированного экземпляра обрезаны на 500 Гц, потому что дальше начинается болтанка. Кстати, завал сигналов 200-400 Гц у этого экземпляра меньше 10 дБ, что вполне укладывается даже в ГОСТ.
Константин
Спасибо за ответ.
Смущает перепад , наверное, децибел в 8 на частотах 100-200 Гц. Ниже 100 Гц понятно будет небольшой горбик из-за добротности под 0.9. А вот выше 100Гц программа расчета акустического оформления показывает прямую.
Просьба , снимайте импендансную характеристику сабвуфера в тестовом боксе. Будет сразу видна связь теории и практики.
«Импендансная характеристика -могучее средство в электроакустике»-цитата из одного авторитетного журнала по автозвуку.
Железный ШИХМАН
Z-характеристика — основа для расчёта всех составляющих добротности, и должна сниматься в открытом пространстве. Если снять её в тестовом ящике, то для расчётов она будет непригодна, да и вид её из-за возможных утечек будет далёк от идеала.
А эквивалентный объём мы определяем методом добавочной массы, не требующим ящика — и более точным по определению.
Виктор
Искажения становятся существенными при давлении за сотню… это сколько же им можно «дунуть» ?
попутный вопрос, чем можно измерить давление за 150 дб? «все» доступные микрофоны до 130
Железный ШИХМАН
Виктор, это повседневная «рабочая лошадка», для рекордов калибр маловат…
Этот сабвуфер создаёт в открытом пространстве звуковое давление 85 дБ на расстоянии 1 метр при подводимой мощности 1 Вт . При подводимой мощности 300 Вт будет уже примерно 110 дБ при прочих равных условиях. С учетом передаточной характеристики салона можно рассчитывать на 120-125 дБ при номинальной мощности и плюс 5-6 дБ на пиковой мощности.
Виктор
про лошадку оно и понятно, по этому и удивило «за»
по изменениям «за», не подскажете?
Железный ШИХМАН
При подводимой мощности 40-50 Вт звучание без заметных на слух искажений, а это в салоне 105-0110 дБ — для музыки более чем достаточно, но волосы шевелить не получится 🙂
Железный ШИХМАН
Забыл вчера дописать, увлёкся динамиком 🙂 Для таких измерений применяют твердотельные датчики давления с соответствующей калибровкой. Более подробной информации у меня нет, не интересовался.
Дмитрий
Здравствуйте редакция! Прошу прощение что не по теме, но коль уж упомянули, хотелось бы спросить, какой материал вы используете в качестве добавочной массы для измерения Vas мидбасов с бумажным диффузором?
Серік 0955939986
30гд-301 — замітиш разницю ! І сравниш із автомобільними за 2шт. 10000 гр.
Железный ШИХМАН
Дмитрий, секрета нет. Это обычные балансировочные грузы для колёс. Массой по 5, 10 и 20 г. Маленькие — для мидбасов и серединок, двадцатиграммовые — (часто и не по одному) — для сабвуферов и крупных низкочастотников. Прикрепляем на архитектурный пластилин (для макетов), он не оставляет следов.
Евгений
А для sq любительского уровня имеет место быть? В связке с dls ra10
Георгий
Добрый день!
Подскажите пожалуйста на какой частоте вы измеряете чувствительность динамика ? Чувствительность измеряется на воздухе или в ЗЯ ? Как измерения происходят в автомобиле ? Как вы нормируете графики АЧХ приводя их в 0 дБ ? Где то есть описание вашей методики и оборудования которым вы пользуетесь ?
Спасибо большое вам за ваши интересные статьи.