От редактора: Мы познакомились с этой системой на финале АМТ-2018 в Краснодаре и единогласно присудили ей кубок имени Андрея Елютина. Здесь интересно всё: и концепция, и исполнение, и звучание – уж поверьте без доказательств, домашние системы отдыхают. Автор, Владимир Барсуков, обещал максимально быстро предоставить материалы для публикации – но вы и сами знаете, сколько ждут обещанного. Однако управился Владимир втрое быстрее, хотя и был занят дальнейшими доработками системы. А потом, по традиции, он (материал, а не автор) некоторое время вылёживался, «набирал градус». Впрочем, пора передать слово автору…
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДОМА
В самом начале я хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в работе над автомобилем. В особенности, Александра Мартьянова.
Я с детства люблю музыку и хороший звук. Хороший звук для меня – натуральный. Слушаю, слышу и чувствую. То, что установленная на Camry штатная система под такие критерии не подходила – думаю, понятно всем. Вдобавок, частые поездки и командировки вызывали постоянное желание её улучшить.
Начать работу над созданием новой системы было непросто, потому что я прекрасно понимал, что хочу получить в итоге. И что это затянется очень и очень надолго. Система должна была быть совершенно бескомпромиссной по звуку и интуитивно понятной в управлении, и при этом меньше всего хотелось вносить какие-либо изменения в салон. Забегая вперёд, замечу, что сделать это удалось, за исключением, разве что, размещения ВЧ динамиков – с такими габаритами поступить иначе было просто невозможно. Но обо всём по порядку.
Концепция системы была понятна сразу: трёхполосный фронт + сабвуфер и, как следствие, процессор + поканальное усиление. Подбор компонентов я не могу назвать сложным, или даже долгим. На всех этапах построения системы у нас было понимание «слабого звена системы» и понимание того звука, который хотим получить. Нейтрального и тонально точного. Именно этим был обусловлен, например, переход от первоначальной акустики Scan Speak к акустике Dynaudio Esotar 330d, а затем – к Dynaudio Esotar2 110.
Первый вариант установки Dynaudio Esotar 330d в Краснодаре, сентябрь 2018
В окончательном варианте системы были установлены ВЧ Dynaudio Esotar2 110. Фланцы уменьшенного диаметра изготовлены заново, снабжены защитой купола и выкрашены в чёрный цвет. СЧ Dynaudio Excite X22 из домашней линейки установлены в торпедо, закрыты акустической тканью и работают на отражение от стекла
В штатные места в двери установлены НЧ Dynaudio Esotar2 650, они защищены металлическими грилями и акустической тканью. Сабвуфер Dynaudio Esotar2 SW1200 установлен в задней полке
Все диффузорные динамики установлены в закрытые объёмы, при их установке неоднократно проводились замеры их параметров в оформлении.
Для исключения ненужных сложностей с подбором материала для передних стоек, стойки и пололок были перетянуты в одинаковую потолочную ткань черного цвета, так как подиумы влекут за собой перетяжку элемента салона. Однако, без ложки дёгтя не обошлось: штрафы за ухудшение обзорности по левому твитеру были стабильны, как и высокие баллы за звук на соревнованиях. Второе – радовало, первое – не очень. Но тут уж ничего не поделать. Выбор был осознанный.
Процессор был выбран отечественной разработки, аналогов по звуку мы ему не нашли. Это CarDSP Full 1795 SE от компании Mobile Sound. Для улучшения динамического диапазона на любых уровнях сигнала в него был установлен цифроаналоговый регулятор громкости Никитина. Звук попадает в процессор по цифровому коаксиальному кабелю от источника.
Источник цифрового аудиосигнала – одноплатный компьютер Khadas VIM1 Pro, который, несмотря на свой компактный размер, обладает очень высоким качеством звучания, высокой производительностью и позволяет выводить видео разрешением до 4K по HDMI. Чем я и воспользовался, установив вместо штатного ГУ экран размером 10,1 дюйма. Это дало возможность просмотра любого видеоконтента и, конечно же, открыло дополнительные возможности визуализации при управлении системой. Источник поддерживает абсолютно любые форматы аудио и видео, в том числе потоковое видео из интернета. Также он поддерживает воспроизведение аудио в форматах Hi-Res любого существующего разрешения и частоты. Однако нужно отметить, что разные версии операционной системы для Khadas, а мы использовали систему Libreelec, как лучшую по быстродействию и характеристикам, обладают разным звучанием. Но и здесь была найдена лучшая прошивка и вопросы к звуку отпали полностью.
У Toyota Camry в кузове V50 уже с завода установлен очень удобный джойстик управления штатной системой на рулевом колесе и было глупо этим не воспользоваться. Через адаптер рулевого управления была организована возможность управлять абсолютно всеми функциями и возможностями системы, не снимая рук с руля. Также предусмотрена возможность управления с внешнего пульта ДУ. Всё это потребовало небольшого вмешательства с паяльником в источник, но эти вмешательства не глобальны.
Больше всего времени и сил потребовала доработка усилителей. На ВЧ и СЧ звенья были установлены двухканальные усилители PowerAmper PA100. На мидбасы и сабвуфер первоначально были установлены усилители DLS A6. Я не ошибся. Для работы на мидбасы в ходе очень глубокой доводки один из мостовых моноблоков был превращен в двухканальный усилитель. Это дало более широкие возможности подбора элементной базы, нежели в случае использования двухканальной модели A3. В таком виде система стала Чемпионом России на финале АМТ 2018 в Краснодаре и выиграла кубок имени Андрея Елютина.
Так выглядел багажник в Краснодаре. Потом DLS уступили место Challenger
ПРЯМАЯ РЕЧЬ (сентябрь 2018, Краснодар)
В ходе дальнейшей доводки системы стало ясно, что усилители DLS свой потенциал исчерпали. В итоге на мидбасы заработали моноблоки Challenger Ergo II ER-370.1, на сабвуфер – моноблок Challenger Ergo II ER-525.1.
В стоковом варианте ко всем этим усилителям есть вопросы по звуку. И, если при доработке Challenger все обошлось заменой ёмкостей и входного операционного усилителя, а также физическим отключением кроссовера и части предусилителя, то PowerAmper потребовали более глубокого вмешательства. Само собой, при доработке использовались топовые компоненты: резисторы Allen Bradley, емкости Elna, потенциометры Alps.
В качестве акустической и межблочной проводки использованы кабели Cardas Audio серии Crosslink и разъемы WBT линейки Nextgen. Питание системы обеспечено 2 аккумуляторами суммарной ёмкостью 195Ач. Это Hawker HX300 под капотом и Stinger SPP2250 в багажнике. Между собой они соединены кабелями 0Ga, а все подключения активных элементов аудиосистемы выполнены кабелями 4Ga. Для более эффективной зарядки и работы аудиосистемы были внесены изменения в схему работы штатного генератора и напряжение в бортовой сети было увеличено до 14,7В.
- Тип системы: аудио
- Структура: трёхполосный поканальный фронт + сабвуфер
- Источник: Khadas VIM1 Pro
- Процессор: CarDSP Full 1795 SE
- Усилители: Poweramper PA100, Challenger Ergo II ER-370.1, Challenger Ergo II ER-525.1
- Акустика: Dynaudio Esotar2 650, Dynaudio Excite X22, Dynaudio Esotar2 110
- Сабвуфер: Dynaudio Esotar2 SW1200
Звучание системы всегда, особенно последний год, было на очень высоком уровне, работа по настройке и улучшению велась постоянно. И подтверждением этому стали результаты участия в соревнованиях по автозвуку и титулы:
- Чемпион России АМТ 2016г. в классе «Любитель»;
- Чемпион России АМТ 2018г. в классе «Профессионал»;
- Вице-Чемпион России SQC Club Russia 2018г. в классе Absolute;
- Бронзовый призёр EMMA Russia 2018г. в классе «Мастер без ограничений»;
- Бронзовый призёр EMMA Russia 2019г. в классе «Эксперт».
Вручение Кубка имени Андрея Елютина на финале АМТ 2018 в Краснодаре. Это было очень приятно и ответственно
Ну и то, что среднее место на региональных этапах в автозвуковых соревнованиях, за крайне редким исключением, было первым, даёт право говорить, что система удалась. К сожалению, в 2019 году я не смог принять участие на финалах АМТ и SQC Club Russia, однако уверен, что это выступление было бы очень достойным, так как перед ними в настройку системы были внесены некоторые изменения, и она заиграла как никогда великолепно.
Для объективности скажу, что периодически проявлялись некоторые огрехи по установке, которые связаны с тем, что изначально автомобиль готовился в младшие классы, где требования по установке компонентов более мягкие. Однако, со временем уровень звучания не оставил морального права участвовать в начальных классах. Ошибки исправлялись, но, очевидно, не все и не полностью, так как это требовало глобальных переделок автомобиля. Мы их обязательно учтём в следующем проекте, который уже готовится и весной 2020 года увидит свет.