О ленточных ВЧ излучателях слышали многие. И даже слушали – в домашней акустике они применяются довольно часто. В автомобильной же – лишь в инсталляциях особо упоротых маньяков требовательных меломанов.
ЛЕНТОЧКИ, НИТОЧКИ…
«А наша Риточка
прикрылась ниточкой…(В. Токарев)
В меру взрослое население прекрасно знает продолжение этих строк – а остальным Гугл в помощь. И эпиграф этот совсем не случаен – цена вопроса оказалась настолько смешной, что даже призыва «Тейк ми, плиз!» не потребовалось. Даже на волне коронавирусных распродаж это оказалось дешевле, чем даром, жаба не протестовала.
Объект как минимум представлял интерес для исследования, а как максимум (в случае положительной оценки) заслуживал и практического применения. О совпадении заявок с реальностью поговорим чуть позже, а пока обратимся к конструкции.
Габариты изделия без выводов 83х23 мм, толщина – 8 мм. Диаметр крепёжных отверстий 3,8 мм. Масса – всего 60 г. Лицевая часть оформлена как короткий рупор – хотя акустически выверенным профилем здесь и не пахнет, скорее – так технолог увидел
Корпус изготовлен из жёсткого пластика. Площадь излучающей мембраны 6 см² – как у купола диаметром 28 мм. Сама мембрана майларовая, нитевидные проводники – алюминиевые. В магнитной системе два магнита, установленных под группами проводников, их магнитный поток замыкается «по воздуху». Поэтому с лицевой стороны присутствует некоторая тяга к металлическим предметам, при установке об этом нужно помнить
Масса подвижной системы стремится к нулю, отклик на импульс обещает быть хорошим. Это свойство всех изо-, орто- и прочих излучателей с невесомой диафрагмой и распределённой по всей поверхности движущей силой. Второе же свойство, характерное именно для ленточных излучателей – две разные диаграммы направленности: широкая в плоскости короткой оси и узкая – в плоскости длинной. И разница эта особенно заметна в ближнем поле: при реальных расстояниях порядка полуметра сантиметр ширины ленточки – это практически точечный излучатель. А 6 сантиметров с такого расстояния уже не совсем точка, и это, кстати, длина волны 5,5 кГц. Так что всё, что выше по частоте, станет результатом интерференции. Отсюда вывод: ориентировать ленточные пищалки при установке нужно особо тщательно, учитывая (и используя) эти различия для построения звуковой сцены. Что, кстати, актуально не только для беспроцессорных систем.
Заявка выглядит аппетитно:
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Номинальная мощность, Вт | 10 | — |
Максимальная мощность, Вт | 20 | — |
Z, Ом | 5 | 6 |
Re, Ом | 4,1 | 5 |
Чувствительность, дБ | 86 | 86 |
Частотный диапазон, кГц | 4—40 | 6—18 |
Резонансная частота, Гц | 1360 | 4000 |
Рекомендуемый кроссовер | > 2200 Гц | > 5000 Гц |
Ну что, будем подтверждать и развенчивать? Кроме мощности, потому что даже на беглый взгляд для субтильной конструкции это может оказаться последним вздохом писком. Напомню, что 20 Вт (в пике) – это мощность на входе фильтра, выделяющего из полного спектра номинальную для этой пищалки полосу частот. В данном случае – выше 2,2 кГц, по заявлению изготовителей.
Параметры ВЧ-головки непосредственному измерению не поддаются, даже резонансная частота определяется лишь косвенно. Крошечный «прыщик» на Z-характеристике в районе 4 кГц – это резонанс
Угловые характеристики снимались с расстояния 0,5 м – для большей наглядности. Практика с теорией не разошлась – в плоскости малой оси даже под углом 50 градусов наблюдалось примерно то же. А в плоскости длинной оси под углом 50 градусов было такое непотребство, что его даже показывать нельзя
Остальные характеристики подтвердились не полностью. Частота резонанса оказалась вдвое выше заявки, закономерно подросла и нижняя граница рабочего диапазона – впрочем, это не повод для расстройства. Про 40 кГц в заявке лучше не вспоминать – наверное, это по уровню -30 дБ. По-нашему, по -6 дБ выходит 16—18 кГц (смотря, откуда считать). Для меломанов среднего и старшего возраста вполне достаточно – по статистике у них граница слышимости проходит ниже, 12—15 кГц (печально, но я сам медленно приближаюсь к этому пределу).
Выбирать частоту раздела ниже 5 кГц не стоит по ряду причин. Во-первых, там снижается отдача и резко растут искажения. Во-вторых, даже и 5 кГц допустимы только при работе от головного устройства или слабенького, ватт на 40 усилителя. Здесь вступает в силу ограничение по мощности. Если принять во внимание распределение энергии музыкального сигнала по спектру, то при работе с внешним усилителем мощностью свыше 60 Вт можно рекомендовать частоту раздела 7—8 кГц с возможно бОльшей крутизной спада (3—4 порядок).
Да, чуть не забыл про искажения. Они практически целиком представлены второй гармоникой, уровень которой быстро снижается с частотой. На частоте 5 кГц это 0,8% – не самый низкий, но не криминальный показатель. Чуть выше по частоте – и все гармоники окажутся в нерабочей или неслышимой области.
МЁД И ДЁГОТЬ
Вроде бы всё уже сказано, остаётся только подвести итоги. Широчайшая дисперсия, в меру гладкая частотная характеристика, стабильный импеданс, малые габариты – это очевидные плюсы. Минусы тоже очевидны – ограниченная подводимая мощность, не самый широкий диапазон воспроизводимых частот и скромная чувствительность. Но низкая цена и приятное звучание становятся решающим фактором. В поканалке эти недостатки уже несущественны.
Цена вопроса на AliExpress: ~1200 руб. (за пару)