Полноценное воспроизведение баса без сабвуфера в автомобиле почти нереально. Есть исключения, но это отдельная тема и отдельный бюджет. Новые активные сабвуферы URAL –удачный пример победы баса в отдельно взятом автомобиле. И не менее удачный пример элегантных и эффективных инженерных решений.
КРАСНОЕ И ЧЁРНОЕ
Оба сабвуфера проходят под одним индексом AS-D12A, но роднит их только двенадцатидюймовый калибр, схемотехника встроенного усилителя и классическое сочетание красного и чёрного цветов в отделке. Конструктивное исполнение и применённые динамические головки отличаются, разным оказался и характер звучания. Поскольку оба «родственника» попали в редакционную лабораторию одновременно, то логичным образом и тестировались они параллельно в одинаковых условиях. Для удобства сравнения тесты объединены в один материал.
RED HURRICANE
Акустическое оформление «Красного Урагана» – классический фазоинвертор. Диаметр порта 7 см. Композитный конический диффузор двенадцатидюймового динамика снабжён полипропиленовым защитным колпачком, динамик закрыт пластиковой решёткой с логотипом. Корпус из MDF обтянут карпетом с вышивкой, на лицевой панели покрытие из полимерной плёнки
Разработчики элегантно решили проблему жёсткости корпуса. Как известно, при одинаковой толщине стенок самой жёсткой конструкцией будет сфера, на втором месте – цилиндр. Но цилиндрический корпус неудобен в эксплуатации – многим памятны сабвуферы Bazooka, которые требовалось пристёгивать ремнями. Плоские грани корпуса Red Hurricane обеспечивают устойчивость без дополнительного крепления, а на жёсткость корпуса почти не влияют.
Задняя стенка корпуса скошена, это позволяет установить сабвуфер в багажнике вплотную к спинке заднего сиденья
CUBE
Корпус «кубика» выполнен из MDF? имеет квадратное сечение со срезанными углами.В диагонально противоположных углах расположены два щелевых фазоинвертора. Динамическая головка с полипропиленовым тарельчатым диффузором диаметром 12 дюймов оформлена крепёжным кольцом. Усилитель расположен на боковой стенке, что накладывает определённые ограничения на расположение сабвуфера в багажнике
Внутренняя стенка щелевого порта повторяет изгиб корпуса, отверстие оформлено декоративной рамкой
Эффективность щелевого порта не уступает классическому круглому, но он считается более музыкальным. При равной площади сечения периметр щелевого порта значительно больше, больше и протяжённость пограничного слоя воздуха. Поэтому колебания воздушного столба затухают быстрее, бас звучит более чётко.
УСИЛИТЕЛИ
Панель усилителя Red Hurricane
Панель усилителя Cube
Функциональное оснащение усилителей практически одинаковое, как и характеристики. Оба усилителя снабжены входами высокого и линейного уровня, местной и дистанционной регулировкой уровня, перестраиваемым фильтром НЧ.
В комплект сабвуферов входит проводной пульт регулировки усиления. Для подключения используется стандартный кабель с «телефонными» разъёмами RG-45
Все необходимые провода идут в комплекте, так что для установки сабвуфера не придется покупать дополнительных приспособлений. Каждый автолюбитель способен самостоятельно, без привлечения специалистов, подключить его, потратив всего лишь несколько десятков минут.
ИЗМЕРЕНИЯ
Red Hurricane | Cube | |
---|---|---|
Номинальная мощность сабвуфера (по данным изготовителя), Вт |
300 | 300 |
Пиковая мощность сабвуфера (по данным изготовителя), Вт |
950 | 900 |
Тип оформления | ФИ | ФИ |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц | 20 — 250 | 20 — 250 |
Пределы регулировки частоты среза ФНЧ, Гц | 40 — 250 | 50 — 200 |
Чувствительность, В | 0,2 — 6 | 0,1 — 5 |
Предохранитель | 30 А | 20 А |
Частотные характеристики сняты в салоне автомобиля Renault Sandero, сабвуферы устанавливались в багажнике.
«Красный ураган» установлен у спинки заднего сиденья, «выхлоп» направлен в сторонй пятой двери
«Кубик» пришлось установить вертикально – приблизить к условиям реальной эксплуатации. В лежачем положении один порт ФИ в буквальном смысле утыкается в пол. Кроме того, диффузор динамика открыт – а багажник освобождают от посторонних предметов лишь на соревнованиях. Так что «стоя» эксплуатировать его во всех смыслах надёжнее – а на работе это не сказывается
Комментарии, как говорится, излишни. Довольно ровно в заданной полосе пропускания, аккуратный спад на низких частотах. Искажения сигнала частотой выше 30 Гц на слух не заметны. Максимальный уровень звукового давления на частоте 50 Гц превышает 120 дБ (и способности микрофона)
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Бас основательный, солидный. У Red Hurricane он более мощный, сочный (но он и покрупнее будет). У CUBE – бас деликатнее, более чёткий. Акустическое оформление в обоих случаях реализовано безукоризненно грамотно – максимум возможного при существующих обстоятельствах.
Система регулировок грамотная и продуманная, пределы регулировки – какие нужно, без фанатизма. Не хватает лишь переключателя фазы – но современные головные устройства в большинстве поддерживают эту функцию, а при подключении по высокому уровню достаточно поменять местами провода, идущие от динамиков.
МЁД & ДЁГОТЬ
Отличные сабвуферы для громкой (и не только) музыки. Red Hurricane оптимален для энергичных жанров с богатым басовым содержанием. Компактный CUBE прекрасно справится не только с ними, но и с академическими направлениями (джаз, классика). И цена по нынешним временам необременительная.
Цена вопроса:
Урал AS-D12A CUBE: 9 190 руб.
Урал AS-D12A Red Hurricane: 9 690 руб.
A PROPOS
Тест активного сабвуфера URAL AS-D12A
3 Comments
Константин
Здравствуйте.
Прошу прояснить вопрос по максимально достижимому звуковому давлению сабвуфера. Наверное , это будет интересно многим читателям.
Каким образом сабвуфер может развить давление более 130 дБ , питаясь от усилителя мощностью в 250-300 Вт RMS? Ведь расчет давления производится следующим образом?
SPLmax= Мощность усилителя в ДБ +Чувствительность сабвуфера с учетом передаточной функции салона.
300Вт=25дБ
Чувствительность саба , пусть , будет 90дб, на частотах 30-40 Гц 90+12=102дб
итого SPLmax=25+102=127дБ.
Но как можно выжать 130-140 дб на частотах более 50Гц? усиление салона будет ведь гораздо меньше!
Схожие замеры в 130-140 дб есть и в ютубе. где подключив саб мостом к обычному усилителю , замеряют давление в диапазоне 130-140дБ бюджетных сабвуферов.. Но замеры производят в диапазоне 30-45 Гц.
в моей практике не удается достич даже 125 дб от 10 дюймовых сабвуфера в корпусе бандпасс.
Пример. сабвуфер бандпасс 4 порядка на динамике Hertz es 250 4 ом . расчет опорной чувствительности по измеренным электромеханическим параметрам 85дб/ вт. что совпадает с данными и призводителя , и журнала АЗ. Расчет АЧХ в корпусе БП4 дает полку в диапазоне частот 30-90 Гц с усилением +9дБ относительно опорной чувствительности.. Ачх , измеренная в автомобиле на розовом шуме, совпадает с расчетной. усилитель моноблок Kenwood 9601D . Мощность 500Вт на 4 Ом. расчетное SPLmax=85+9+27=21дБ.
измереное давление в салоне компакт вэна VW на всех частотах от 35 до 85 Гц одинаково- 122Дб.. Давление в 130 дб и более недостижимо.
В чем ошибка моих расчетов?
Как бюджетный саб может выдать 130-140Дб даже без учета искажений?
Такие величины давлений возможны только на частотах 30-45Гц?
Железный ШИХМАН
Константин, ход Ваших рассуждений правильный — но есть нюансы.
Во-первых, в расчёте здесь нужно принимать не идеализированную передаточную характеристику, а реальную. В случае компакт-вэна объём салона существенно увеличен, поэтому подъём характеристики начинается ниже по частоте, чем в среднестатистическом седане — примерно с 55-60 Гц. Кроме того, площадь кузовных панелей довольно большая, жёсткость, соответственно, понижена. Они распрекрасно берут на себя часть энергии и переизлучают её в окружающее пространство (или гасят виброизоляцией). Поэтому и подъём заканчивается тоже довольно рано, на 30-35 Гц. В целом выходит примерно 8-9 дБ (поэтому рекордные фургоны бетонируют с пола до потолка, чтобы ничего не дрожало). Я в салоне своего FIAT DOBLO с трудом выжимал 120 дБ от усилителя 240 Вт.
Во-вторых, замер пикового звукового давления — кратковременный, уже через несколько секунд максимальной мощности звуковая катушка нагревается. её сопротивление растёт и мощность падает. Результат может снизиться на 0,5-1 дБ.
В-третьих, очень важно напряжение бортовой сети и состояние цепей питания. Заявленная для усилителя мощность — это «сферический конь в вакууме», она справедлива для идеального питания 14,4В и специального эквивалента нагрузки (лабораторный замер). Реальная мощность снижается из-за уже упомянутого нагрева катушки. Не стоит сбрасывать со счетов и падение напряжения в бортовой сети под нагрузкой — штатный генератор обеспечивает 14,4 В лишь при номинальной нагрузке, а дальше напряжение проседает и основную энергию даёт аккумулятор. Максимальный отдаваемый им ток зависит от возраста, состояния, чистоты клемм и т.д. Наконец, если «минус» питания усилителя пущен по «массе», то сопротивление кузова до минусовой клеммы аккумулятора может здорово снизить напряжение питания усилителя.
Железный ШИХМАН
Что можно сделать для диагностики:
— Замерить напряжение питания усилителя (на его клеммах) при максимальной мощности. Если оно окажется ниже 12,6 В — искать виновника потерь.
— Замерить переменное напряжение на выходных клеммах усилителя (с нагрузкой) при максимальной мощности. Дальше можно посчитать реальную мощность P=U*U/R. Можно использовать любой мультиметр на пределе измерения 200 В, на частотах до 100 Гц они дают правдивые показания.