Свежие статьи рубрики

3 Comments

  1. 1

    Константин

    Здравствуйте.
    Прошу прояснить вопрос по максимально достижимому звуковому давлению сабвуфера. Наверное , это будет интересно многим читателям.

    Каким образом сабвуфер может развить давление более 130 дБ , питаясь от усилителя мощностью в 250-300 Вт RMS? Ведь расчет давления производится следующим образом?
    SPLmax= Мощность усилителя в ДБ +Чувствительность сабвуфера с учетом передаточной функции салона.
    300Вт=25дБ
    Чувствительность саба , пусть , будет 90дб, на частотах 30-40 Гц 90+12=102дб
    итого SPLmax=25+102=127дБ.
    Но как можно выжать 130-140 дб на частотах более 50Гц? усиление салона будет ведь гораздо меньше!

    Схожие замеры в 130-140 дб есть и в ютубе. где подключив саб мостом к обычному усилителю , замеряют давление в диапазоне 130-140дБ бюджетных сабвуферов.. Но замеры производят в диапазоне 30-45 Гц.

    в моей практике не удается достич даже 125 дб от 10 дюймовых сабвуфера в корпусе бандпасс.
    Пример. сабвуфер бандпасс 4 порядка на динамике Hertz es 250 4 ом . расчет опорной чувствительности по измеренным электромеханическим параметрам 85дб/ вт. что совпадает с данными и призводителя , и журнала АЗ. Расчет АЧХ в корпусе БП4 дает полку в диапазоне частот 30-90 Гц с усилением +9дБ относительно опорной чувствительности.. Ачх , измеренная в автомобиле на розовом шуме, совпадает с расчетной. усилитель моноблок Kenwood 9601D . Мощность 500Вт на 4 Ом. расчетное SPLmax=85+9+27=21дБ.
    измереное давление в салоне компакт вэна VW на всех частотах от 35 до 85 Гц одинаково- 122Дб.. Давление в 130 дб и более недостижимо.

    В чем ошибка моих расчетов?
    Как бюджетный саб может выдать 130-140Дб даже без учета искажений?
    Такие величины давлений возможны только на частотах 30-45Гц?

    Ответить
    1. 1.1

      Железный ШИХМАН

      Константин, ход Ваших рассуждений правильный — но есть нюансы.
      Во-первых, в расчёте здесь нужно принимать не идеализированную передаточную характеристику, а реальную. В случае компакт-вэна объём салона существенно увеличен, поэтому подъём характеристики начинается ниже по частоте, чем в среднестатистическом седане — примерно с 55-60 Гц. Кроме того, площадь кузовных панелей довольно большая, жёсткость, соответственно, понижена. Они распрекрасно берут на себя часть энергии и переизлучают её в окружающее пространство (или гасят виброизоляцией). Поэтому и подъём заканчивается тоже довольно рано, на 30-35 Гц. В целом выходит примерно 8-9 дБ (поэтому рекордные фургоны бетонируют с пола до потолка, чтобы ничего не дрожало). Я в салоне своего FIAT DOBLO с трудом выжимал 120 дБ от усилителя 240 Вт.
      Во-вторых, замер пикового звукового давления — кратковременный, уже через несколько секунд максимальной мощности звуковая катушка нагревается. её сопротивление растёт и мощность падает. Результат может снизиться на 0,5-1 дБ.
      В-третьих, очень важно напряжение бортовой сети и состояние цепей питания. Заявленная для усилителя мощность — это «сферический конь в вакууме», она справедлива для идеального питания 14,4В и специального эквивалента нагрузки (лабораторный замер). Реальная мощность снижается из-за уже упомянутого нагрева катушки. Не стоит сбрасывать со счетов и падение напряжения в бортовой сети под нагрузкой — штатный генератор обеспечивает 14,4 В лишь при номинальной нагрузке, а дальше напряжение проседает и основную энергию даёт аккумулятор. Максимальный отдаваемый им ток зависит от возраста, состояния, чистоты клемм и т.д. Наконец, если «минус» питания усилителя пущен по «массе», то сопротивление кузова до минусовой клеммы аккумулятора может здорово снизить напряжение питания усилителя.

      Ответить
    2. 1.2

      Железный ШИХМАН

      Что можно сделать для диагностики:
      — Замерить напряжение питания усилителя (на его клеммах) при максимальной мощности. Если оно окажется ниже 12,6 В — искать виновника потерь.
      — Замерить переменное напряжение на выходных клеммах усилителя (с нагрузкой) при максимальной мощности. Дальше можно посчитать реальную мощность P=U*U/R. Можно использовать любой мультиметр на пределе измерения 200 В, на частотах до 100 Гц они дают правдивые показания.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования     ©АвтоЗвук онлайн

Don`t copy text!