Новый усилитель класса D входит в обновлённую серию SR и ориентирован на системы с высоким качеством звучания. Кроме него в серию входят и другие усилители – четырёхканальный SR 4.500, пятиканальный SR 5.600 и моноблок SR 1.500. Сейчас у нас гостях самый младший представитель серии.
СКРОМНЯГА В ЧЁРНОМ ФРАКЕ
Чёрный цвет издавна считался признаком утончённого вкуса и аристократизма. К счастью, слово «чёрный» пока у нас не запретили. А то пришлось бы не только придумывать ему эвфемизмы, а и цветовую гамму изделий менять. Не дай вам Бог увидеть голубой или розовый рояль… Жуткое зрелище…
В модельном ряду беспроцессорных усилителей AUDISON линейка SR – третья по старшинству, выше только Thesis и Voce. Почти не уступая им в характеристиках, серия SR отличается более демократичными ценами, и усилители этой серии не раз отмечены престижными наградами.
История модельного ряда SR началась не сегодня, и даже не вчера, а в прошлом веке. Первенец этой серии в своё время произвёл фурор в среде car audio…
КОНСТРУКЦИЯ
Как и в других компонентах серии SR, конструкция и качество исполнения отвечают самым высоким требованиям. Солидные терминалы питания и акустики, высококачественные разъёмы RCA, алюминиевый корпус с великолепной отделкой. Усилитель оснащён входами высокого уровня с функцией автоматического включения по постоянной составляющей, что упрощает его сопряжение со штатными аудиосистемами – в том числе и с теми, которые оснащены дополнительными усилителями. Диапазон чувствительности по входам высокого уровня расширен до 20 В.
Оснащение кроссоверной секции усилителя позволяет использовать его в различных конфигурациях: «фронт-тыл», «фронт-сабвуфер», «двухполосный фронт». Если усилителей в системе будет несколько, то выход Rem Out позволит управлять их включением, а сигнал без обработки можно снять с линейных выходов Pre Out
Органы настройки скрыты под накладкой с логотипом. Она закреплена невыпадающими винтами (не потеряются). Накладку можно установить в любом из двух положений, в зависимости от способа установки усилителя. Это позволит сохранить эстетику инсталляции, избежав «змеиной свадьбы» кабелей
Пары каналов усилителя названы A и B, оснащены они почти одинаково, с единственным отличием – в паре B предусмотрен плавный бас-буст на частоту 50 Гц. Кроссовер в каждой паре каналов настраивается независимо, диапазоны перестройки ФНЧ и ФВЧ одинаковы: 50 Гц—3,2 кГц. Полосовой режим не предусмотрен, фильтры можно отключить. Кнопка ART активизирует схему включения по сигналам высокого уровня, кнопка IN B позволяет обойтись без Y-разветвителей. Любой из каналов можно переключить в монофонический режим для работы мостом, смешение сигналов двух стереоканалов в один (mixed mono) не предусмотрено – монофонический сигнал должен поступать на вход L.
Нижняя крышка корпуса – стальная. Вооружаемся отвёрткой…
Платы кроссоверов установлены перпендикулярно основной плате
Силовые ключи выходного каскада находятся с обратной стороны печатной платы, основным теплоотводом является верхняя алюминиевая панель корпуса. Обратите внимание на батарею конденсаторов в средней части платы и солидный трансформатор источника питания. Четыре закрытых ферритовых сердечника в правой части платы – выходные фильтры усилителей
ИЗМЕРЕНИЯ
Начнём , как обычно, с фильтров. Но прежде всего – результаты измерения АЧХ «без фрака фильтров», это стоит отдельного графика.
АЧХ каналов A и B на нагрузке 2 и 4 Ом
Поскольку усилитель работает в классе D, он оснащён выходным LC фильтром низких частот, и фильтр этот оптимизирован на нагрузку 4 Ом. Нагрузка 2 Ом несколько сужает полосу пропускания – на частоте 20 кГц завал достигает 2 дБ. Естественно, такая же картина будет и при работе мостом на нагрузку 4 Ом.
Несущественное расхождение в низкочастотной области (ниже 40 Гц) объясняется разным кроссоверным оснащением пар каналов. Крошечный завальчик менее 1 дБ – это каскад бас-буста в паре B, своё слово сказали дополнительные переходные ёмкости. К слову, бас-буст включен в тракт сигнала постоянно, его можно использовать и в широкополосном тракте, и совместно с фильтрами – это даёт определённую гибкость настройки.
Бас-буст работает всегда, плавная регулировка убирает его «в ноль»
Заявлен максимальный подъём 12 дБ на частоте 50 Гц, по факту – 11 дБ на частоте 47 Гц., что даже лучше. Совместное применение бас-буста с ФВЧ в диапазоне 50—80 Гц позволяет увеличить крутизну спада АЧХ, исключить перегрузку динамиков и улучшить слуховое восприятие баса. При работе с сабвуфером совместное применение бас-буста с ФНЧ в значительной степени компенсирует отсутствие сабсоника.
Фильтры честного второго порядка, добротность в процессе перестройки не изменяется, диапазон перестройки частоты соответствует заявке на 100%
Фильтры НЧ и ВЧ перестраиваются по частоте плавно, но неравномерно: значимый участок 50-100 Гц занимает первую половину шкалы, дальше процесс идёт «по нарастающей». Удобно и то, что при установке регуляторов «на 12 часов» частота среза становится ровнёхонько 100 Гц – это позволяет довольно точно установить нужную частоту и без приборов.
Теперь переходим к мощностным характеристикам.
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт | 85/130 | 100/155 |
Пиковая мощность (4/2 Ом при КНИ 10%), Вт | — | 120/190 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,7 Pmax, 4 Ом), % |
0,03 | 0,015 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % |
— | 0,0045/0,01 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % |
— | 0,025 |
Диапазон входной чувствительности, В | 0,2—5 (0,8—20) | 0,22—5,1 |
Зависимость искажений от выходной мощности вполне типичная для класса D, но уровень искажений существенно ниже привычных значений
И с мощностью, и с искажениями изготовители явно поскромничали – номинальная мощность на 15% выше заявки, искажения при указанной производителем мощности 70% от номинала – вдвое ниже заявленных. На микромощностях искажения предсказуемо растут, но остаются в рамках приличий. На нагрузке 2 Ом искажения (так же предсказуемо) в основном выше, чем на 4 Ом. Но при работе на сабвуфер или двухомные низкочастотники это уже несущественно, в любом случае искажения не выходят за предел 0,05%.
Для окончательного решения «процентного вопроса» пришлось снять спектр гармоник для аудиофильского варианта нагрузки 4 Ом. Нужно допеть эту песню до конца…
Спектр получился довольно «колючий», что для класса D нормально. Основной вклад вносит вторая гармоника, уровни третьей и четвёртой невелики, а дальше «правят бал» нечётные гармоники
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание усилителя в широкополосном режиме открытое и ясное, с детальной проработкой оттенков звучания. Микродинамика на высоте. Макродинамика очень хорошая, усилитель прекрасно контролирует нагрузку, демонстрируя великолепную динамику и сочный, «жирный» бас. Мощность для столь скромных габаритов почти запредельная, но нагрев корпуса почти не заметен.
МЕД & ДЁГОТЬ
Ну что сказать? Звучание ничем не выдаёт цифровую природу, внешность скромная, но внушающая уважение. Скромная заявленная мощность в действительности оказалась не такой уж скромной, искажения минимальные по самым строгим критериям. Прекрасный кроссовер, позволяющий «разрулить поканалку». Кстати, есть смысл так и поступить, сохранив за процессором лишь задержки. Да и цена, в общем-то, не пугающая.
Цена вопроса: ~27 500 руб.