На смену знаменитой Hertz Energy пятого поколения приходит новая серия акустических систем Hertz Cento. Компонентные системы CK 130, CK 165, CK 165 L и CK 165 F заменят соответствующие модели Energy.5 с индекcом ESK; коаксиальные акустические системы CX 100, CX 130, CX 165, CX 570 и CX 690 – модели с индексом ECX. Отдельные компоненты Hertz Cento предназначены для простой ОЕМ интеграции и замены штатных динамиков в пассивных и процессорных системах среднего ценового диапазона.
TORMENTI DI SCELTA (МУКИ ВЫБОРА)
(Глубинный смысл заголовка скоро станет ясен)
Учим итальянский: Cento (читается «Ченто») по итальянски означает «100» и, таким образом новая, «сотая» серия логично дополняет модельный ряд акустических систем Hertz: название младшей серии Uno значит «1», следующей по старшинству Dieci – «10», легендарной флагманской серии Mille – «1000».
В процессе создания новой «сотой» серии акустических систем Hertz Cento были в полной мере реализованы все новые возможности проектирования и производства, впервые применённые во флагманской серии Mille. Параметры магнитных систем оптимизированы с помощью программного обеспечения, моделирующего электромагнитные процессы по методу конечных элементов (Finite Element Analysis – FEA). Традиционное моделирование и измерения параметров по методу Тиля-Смолла для простоты расчета предполагают, что магнитное поле в зазоре звуковой катушки неизменно. Метод конечных элементов позволяет оценить реальное изменение магнитного поля из-за влияния подводимого к катушке мощного сигнала и изменения положения катушки/диффузора динамика по отношению к стационарному магниту. В конечном счете, этот анализ позволяет существенно снизить искажения и улучшить линейность громкоговорителя, в том числе и при больших уровнях подводимого сигнала.
Внедрение продвинутых систем проектирования и освоение измерительного оборудования Klippel осуществлялось поэтапно, измерения прототипов сопровождались тестами, в которых оценивалось их качество звучания.
Самый популярный типоразмер – 165 мм – представлен тремя моделями компонентных систем, помимо СK 165 это плоские CK 165 F с монтажной глубиной всего 43 мм и басовитые CK 165 L с диффузором из непрессованной целлюлозы. В этом материале мы сравним комплекты СK 165 и CK 165 L по компонентам и в целом.
Двухполосная компонентная акустическая система CK 165 включает в себя НЧ/СЧ динамик C 165, твитер C 26 и кроссовер ССХ 2 (на фото в заголовке слева). Её дальнейшее развитие, система CK 165 L с таким же твитером построена на НЧ/СЧ динамике C 165 L и комплектуется раздельными проводными кроссоверами ССХ 2Т и ССХ 2W (соответственно, на фото они справа).
КОМПОНЕНТЫ
Сверхлёгкий тетолоновый купол твитера CP 26 и открытая конструкция защитной сетки обеспечивают ему широкий частотный диапазон. Полуволновый подвес обеспечивает великолепную линейность. Звуковая катушка диаметром 20 мм охлаждается ферромагнитной жидкостью
У «стандартного» твитера С 26 есть вариант С 26 OE с «открытым» дизайном для установки за штатными сетками, за исключением фронтального фланца конструкция одинакова. Благодаря геометрии фронтальных фланцев твитера и профилю купола частотная характеристика С 26 гладкая, в том числе и вне оси излучения, и простирается далеко в высокочастотную область. Низкая резонансная частота твитера (1,5 кГц) позволяет оптимально согласовать его с НЧ/СЧ динамиком на более низких частотах, что положительно влияет на высоту звуковой сцены при установке в автомобиле.
Внутреннее устройство твитера на примере С 26 OE. Помимо феррожидкостного демпфирования есть также и акустический демпфер – пористый звукопоглотитель под куполом. Магнитная система неодимовая, с внутренним магнитом
Слева C 165, справа – C 165 L. Не видите отличий? А они есть. Нужно просто перевернуть
Диффузор C 165 L (слева) изготовлен из непрессованной целлюлозы (NPP – Non Pressed Paper), у C 165 он выполнен из прессованной смеси целлюлозы с наполнителем из слюды (SPP-M – Semi Precced Paper-Mica). Вогнутый пылезащитный колпачок V-cone в обоих случаях из полипропилена
Материал диффузора динамиков обеспечивает оптимальный баланс таких параметров как вес, жесткость и внутреннее демпфирование диффузора, но характер звучания несколько отличается. Динамики обеспечивают отличный панч даже на малой и средней мощности, что даёт возможность с удовольствием слушать композиции с богатым низкочастотным спектром даже на большой громкости. Кроме того, C 165 L отличаются увеличенным ходом диффузора, что обеспечивает лучшую отдачу на низких частотах – об этом говорит суффикс L, традиционно присваиваемый головкам с диффузором из непрессованной целлюлозы (Low – «низкий»).
Внутреннее устройство рассмотрим на примере C 165 L.
Магнитная система вентилируемая с профилированным отверстием в керне. Конфигурация керна обеспечивает оптимальное распределение магнитного поля в окрестностях магнитного зазора. Прочная корзина отлично заглушена, а кожух магнитной системы играет важную роль не только в защите динамика, но и в демпфировании паразитных колебаний. Звуковая катушка однослойная – это обеспечивает ей надёжное охлаждение
Габаритные и монтажные размеры динамиков одинаковы
Схемотехника пассивного кроссовера ССХ 2 (для СK 165) тщательно согласована с характеристиками отдельных компонентов, в нем применяются высококачественные компоненты. Низкая частота раздела 2,5 кГц и фильтры второго порядка положительно влияют на высоту звуковой сцены в автомобиле.
Габариты кроссовера 102 х 76,5 х 32,5 мм. Индуктивность ФНЧ для снижения активного сопротивления снабжена ферромагнитным сердечником, индуктивность ФВЧ «воздушная». Предусмотрена регулировка уровня твитера (0/+3 дБ)
Кроссоверы комплекта СK 165 L выполнены раздельными для удобства интеграции в штатную проводку автомобиля. Частота раздела повышена до 3,8 кГц. ССХ 2W – ФНЧ первого порядка, ССХ 2Т – ФВЧ второго порядка.
Габариты кроссоверов одинаковые – 72 х 45,5 х 23 мм. Перепутать их сложно – на боку ССХ 2Т выступает переключатель аттенюатора твитера, и клеммы не такие крупные, как у CCX 2W
В оба комплекта входят чашки для установки твитера и защитные грили CG 165, выполненные из металлической сетки и высокопрочного ABS-пластика
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание обоих комплектов детальное и реалистичное. Звучание CK 165 более панчевое. Звучание CK 165 L более сочное, вместе с тем прозрачное и воздушное, перегрузочная способность на низких частотах несколько выше, чем у CK 165. В целом различия в звучании не настолько сильны, чтобы безоговорочно отдать предпочтение какому-то одному комплекту – хороши оба, хотя и каждый по-своему.
ИЗМЕРЕНИЯ
Измерения выполнены на комплексе CLIO (итальянского, кстати, происхождения), Земляки встречей взаимно удовлетворились. Начнём с твитера – он одинаков в обоих комплектах, дальше повествование будет идти параллельно для удобства сравнения.
Параметры Тиля-Смолла твитера
Заявка | Факт | |
---|---|---|
FS, Гц | 1500 | 1673,3 |
RE, Ом | 3,7 | 3,7 |
dBSPL, дБ/Вт/м | 89 | 89 |
QTS | 1,6 | 1,48 |
QMS | 2,9 | 1,8 |
QES | 3,5 | 8,36 |
L1kHz, мГн | — | 0,11 |
L10kHz, мГн | 0,02 | 0,01 |
Чувствительность совпала, составляющие полной добротности немного не сошлись – итог, впрочем, изменился незначительно, для твитера полная добротность особой роли не играет.
Обратите внимание на масштаб оси сопротивлений – максимальный импеданс 4,9 Ом, минимальный – 3,8 Ом. Невысокая собственная индуктивность и поистине чудовищное демпфирование (феррожидкостное плюс акустическое) – в результате механическая добротность весьма низкая, даже ниже заявки
Хотя частота резонанса чуть выше полутора килогерц, спад отдачи начинается уже ниже 4,5 кГц. Искажения, соответственно, растут – поэтому оптимальной представляется частота раздела 3,5—4,5 кГц. Дисперсия широкая, отклонение от оси излучения влияет главным образом на отдачу, АЧХ при этом изменяется слабо. С «фирменной» АЧХ коррелирует неплохо (с учётом разных масштабов и условий измерения)
Параметры Тиля-Смолла мидбасов
Параметр | Hertz С 165 | Hertz С 165 L | ||
---|---|---|---|---|
Заявка | Факт | Заявка | Факт | |
Xmax, мм | 3,5 | — | 5,1 | — |
dBSPL, дБ/Вт/м | 90* | 88,5 | 88 | 88,0 |
FS, Гц | 60 | 65,2 | 60 | 76,2 |
VAS, л | 13,24 | 13,26 | 13,66 | 8,07 |
RE, Ом | 3,2 | 3,3 | 3,2 | 3,3 |
QTS | 0,59 | 0,63 | 0,6 | 0,69 |
QMS | 3,9 | 3,38 | 3,8 | 3,2 |
QES | 0,69 | 0,78 | 0,7 | 0,88 |
B*l, Тл*м | 4,9 | 4,7 | 4,9 | 5,2 |
MMS, г | 13,9 | 12,1 | 14,2 | 14,6 |
* в пересчёте с SPL@2,83V
Здесь картина становится уже интересной – частота резонанса в свободном пространстве и добротность для обоих динамиков оказалась немного выше заявки. Видимо, разминать их нужно долго и тщательно, да на приличном уровне сигнала. Часа «ленивого синуса» 30 Гц явно мало, разыгрываться эти динамикам нужно недельку-другую, но столько времени в распоряжении не было…
Подвижная система Hertz C165 оказалась легче заявленной почти на два грамма, это всё объясняет. А у Hertz C165L диффузор хоть и тяжелее, но центрирующая шайба оказалась более жёсткой, чем у предсерийных образцов (обратите внимание на VAS). В результате частота резонанса подросла, хотя на слух криминала нет. Это всё происки COVID-2019…
Z-характеристики собратьев…
Осевая АЧХ довольно гладкая, но с небольшой седловиной в области средних частот. Угловые характеристики хорошие, АЧХ сохраняет форму примерно до 2,5—3 кГц, выше по частоте начинается спад – традиционный для динамиков такого калибра без «архитектурных излишеств» в виде пуль и конусов
Вот что мятая бумага животворящая делает! АЧХ в области средних частот заметно ровнее, без провалов и всплесков. Но угловые характеристики практически такие же, как у диффузора C165
Осталось сравнить характеристики комплектов в сборе. Производитель эти графики не приводит (и правильно делает), ибо результат зависит от конкретного места установки динамиков в салоне, их взаимной ориентации и «фазовых игр». В нашем случае использован «домашний» вариант – излучатели установлены на одной плоскости, осевая АЧХ снята при обоих положениях аттенюатора твитера, угловые – в положении «+3 дБ», так будет справедливо. Полярность подключения излучателей – в соответствии с маркировкой кроссовера.
Результат любопытный. Неравномерность АЧХ CK 165 L комплекта существенно меньше не только в области средних частот, но и на ВЧ. В этом повинны и разные частоты раздела фильтров, и более широкая зона совместного действия излучателей у CK 165 L (за счёт меньшей крутизны ФНЧ). И угловые характеристики у него интереснее. Низкочастотный участок у CK 165 L выглядит очень удачным – даже с такой частотой резонанса. Разомнётся – станет ещё краше…
Нелинейные искажения в полосах частот
Hertz CK 165 | Hertz CK 165 L | |
---|---|---|
100—300 Гц | 1,96% | 1,53% |
300—1000 Гц | 1,15% | 0,8% |
1—3 кГц | 1,04% | 0,56% |
3—10 кГц | 0,37% | 0,2% |
Результат налицо. Диффузор из непрессованной целлюлозы и здесь сработал на «отлично», менее плотная внутренняя структура способствует лучшему демпфированию паразитных колебаний в материале диффузора.
МЁД И ДЁГОТЬ
Ну что сказать – оба комплекта демонстрируют традиционное энергичное и детальное звучание Hertz и выбрать один из двух будет непросто. Безоговорочно высококачественная акустика, для покупки которой не надо брать ипотеку в банке. Штатные кроссовер оптимизированы именно под используемые головки, а более впечатляющего результата можно достичь в поканальной системе.
Цена вопроса:
Hertz CK 165: 10 200 руб.
Hertz CK 165 L: 11 300 руб.
A PROPOS
Акустика Hertz Hi-Energy HSK 163.4
18 Comments
Дмитрий
Вышли из строя два комплекта мидбасов Hertz C165, в разных автомобилях, с разницей в пару месяцев, примечательно что у всех четырёх динамиков одна и та же проблема, треснул эпоксидный клей в месте приклеивания катушки к диффузору и к центрирующей шайбе, соответственно разрыв выводов катушки рядом с местом их соединения с подводящими проводами. У одного из трёх динамиков катушка просто оторвалась от диффузора! Причём клей трескается равномерно по окружности прямо по центру шва, то есть на диффузоре и катушке осталось по «кольцу» клея! Не ожидал такой подставы от фирмы которой отдаю предпочтение на протяжении 10 лет!
Смурфиг
Может была китайская подделка?
АвтоЗвук
Дмитрий, Вы можете это подкрепить фотографиями?
Дмитрий
Сомневаюсь что подделка, комплекты брал в двух самых крупных интернет магазинах в России, рекламу или антирекламу давать не буду.
А здесь можно выкладывать фото?
Забыл добавить, оба комплекта были порезаны снизу ФВЧ 80 герц, 24 дБ/окт. Линквиц-Райли, сверху ФНЧ 4 кГц, 12 дБ/окт. Баттерворт.
АвтоЗвук
Нет, но можно ссылку на фото. Или само фото на адрес в контактах (Где мы). Админ может поставить фото в Ваш коммент, если Вы за.
Артем
Дмитрий, через сколько месяцев вылезла проблема? И от какой мощности работали? Переживать нам или нет? У меня 2 месяца от 90W со срезом 60Hz, пока все ок, но теперь я не спокоен! В случае поломки гарантии думаю не видать, коробку и чек естественно выкинул.
Артем
Весь интернет перекопал, написал людям на Drive2, ни у кого проблем нет, динамики работают по полгода с любыми срезами (у многих почему-то от 70Hz 2ым порядком — странное совпадение, видимо хорошо звучат именно так). У всех от усилителя. Похоже подделка у тебя была или брак. Пока гуглил нашел про проблемы у Morel, отваливающиеся от мидбаса катушки 1го порядка у Pioneer, отрывающиеся подвесы у Alphard и много чего. По Hertz основная жалоба сгорающие твиттеры, но это у дешевых версий DSK и UNO, там их чаще всего клипом палят при работе от магнитолы без усилителя.
Ринат
Наверное у вас была подделка. Использую Hertz CK 165 с января 2020, усилитель 120W, порезаны на 60Hz вторым порядком, голова Kenwood, слушаю всегда на максимальной громкости, месяц назад снимал 1 динамик для ремонта двери, диффузор отлично проклеен черным клеем, шайба проклеена, никаких трещин не наблюдается, есть фото, могу прислать. Насилую их по полной, звук очень нравится, есть мощный бас, есть чистая внятная середина, твиттеры просто потрясающие, выдают и серединку, и вокал, весь звук сверху, вся сцена наверху, звук идет из разных точек ветрового стекла, твиттеры всем рекомендую направлять между передних подголовников, так получается наилучшая глубина сцены. Звук очень ровный и громкий, нет недостатка середины (ранее со всеми динамиками не хватало именно середины, но у СК твиттеры вывозят серединку).
Виталий
1.5 года полет нормальный, проблем нет, авто WV Jetta, машина ездит 4-6 часов в день. Усилитель 80W альпайн, срез от 50Hz, громкость выше средней всегда. Динамики бомба, до них Morel Tempo нравились меньше, бас не такой плотный, середина не такая ясная, высокие чрезмерно сыпали изобилием, видимо от этого и сгорел твитер, после чего купил CK165 по совету продавца, также мне понравились сеточки на твитере. Никогда не думал что выберу динамики из-за красивой сеточки 🙂
Железный ШИХМАН
Дмитрий, серийные номера можете сообщить? Это поможет прояснить ситуацию.
Илья
У меня на ck165L тоже самое,думал спалил,отдал мастеру,он сказал сдвиг катушки
Евгений
Скажите какие параметры у кросоверов c165l ? На каких частотах режим МИД и на какой Твиттер, и какие уровни установлены (я так понимаю для твиттера где-то -6 и плюс 3 переключатель делает -3) я к чему, у меня эта акустика (без кросовера) подключена поконально от процессорной магнитолы, и хотел услышать как должна звучать по задумке производителя…
Железный Шихман
Евгений, частота раздела кроссоверов C165L — 3,8 кГц. Аттенюатор даёт затухание 0 и -3 дБ, но за счёт повышенной чувствительности твитера относительно мидбаса получается +3 дБ и 0 дБ.
Евгений
Так что мне выставить на магнитоле для МИД 2.5 кГц для пищалки 3.15 и -3 дБ?
Alex-X-
Я сделал НЧ 3,15 и ВЧ 3,15 и эквалайзером 3,15 -3Дб для аудиофильского стыка.
Alex-X-
Отдельно ВЧ -3Дб не делал, так как поканалка от усилителя и гейн на слух выставлен
Макс
на мидбасе L серии порвался подвес через пару месяцев,заменили по гарантии.
Дмитрий В.
Думаю о покупке CK 165F. Нужны динамики с небольшой монтажной глубиной. Или Morel Tempo 6?