В семействе Cento есть две параллельные линейки сабвуферов с импедансом 2 и 4 Ом. При одинаковом конструктиве они отличаются только импедансом звуковой катушки. Но, как выяснилось, на этом отличия не заканчиваются.
НЕПОХОЖЕСТЬ
Собственно говоря, идея сравнить характеристики разных версий одного динамика носилась в воздухе – просто представился удобный случай. Для двухобмоточных сабвуферов мы уже делали сравнение характеристик при включении последовательно, параллельно и с одной катушкой – результаты давали пищу для размышлений и даже открывали новые варианты применения.
Акустика и сабвуферы Hertz «сотой» серии (Cento – это «сто» по-итальянски, читается «Ченто») пришли на смену знаменитой Hertz Energy 5-го поколения, предлагая еще более совершенные технические характеристики и качество звучания. Эта серия логично дополняет модельный ряд акустических систем Hertz: название младшей серии Uno значит «1», следущей по старшинству Dieci – «10», легендарной флагманской серии Mille – «1000». Поэтому здесь уже можно найти ряд инновационных решений, оправдавших себя в серии Mille, но в «облегченном» виде – чтобы не сильно отражались на цене.
Возможность простого выбора сопротивления в зависимости от предпочтений слушателя, возможностей усилителя и количества сабвуферов в системе облегчает их подключение и конфигурацию. В инструкции есть рекомендации по подключению нескольких сабвуферов с различными вариантами соединения и итогового импеданса, калькулятор не потребуется. Индексы S2 и S4 в названиях расшифровываются просто как Single 2 и Single 4 Ohm, а в остальном сабвуферы практически идентичны. Опционный защитный гриль и съемную фронтальную вставку можно кастомизировать в зависимости от цвета салона автомобиля, но и без опционного гриля сабвуфер радует глаз.
Снаружи отличие выражается только в маркировке
Корзина стальная штампованная, с рёбрами жёсткости в виде отбортовок – качественно и технологично. Для охлаждения звуковой катушки предусмотрены вентиляционные окна между магнитной системой и центрирующей шайбой, забранные решётками. Резиновый кожух на ферритовом магните и уплотнение на фланце корзины – это приятный бонус. Никелированные нажимные клеммы принимают провод калибром до 8 AWG.Они защищены пластиковым кожухом, подводящие проводники свободные – и. кстати, изолированные. Изоляция попутно играет роль демпфера
Новая система охлаждения разработана с учетом знаний, полученных в ходе разработки «старшей» серии сабвуферов Mille Pro. За центральным пылезащитным колпачком расположена акустическая камера, которая связана с объемом корпуса через вентиляционные отверстия в кольцевом адаптере крепления группы «звуковая катушка/спайдер/диффузор» и радиальные отверстия в корзине динамика. Форма и размер вентиляционных отверстий рассчитаны с помощью инновационного программного моделирования по методу конечных элементов (FEM – Finite Element Method) таким образом, чтобы снизить турбулентность и аэродинамические призвуки. Воздушные потоки при перемещении диффузора в конечном итоге попадают за центрирующую шайбу, которая вместе с диффузором работает как акустический фильтр. Отсутствие вентиляционных отверстий в тыльной части и умеренная монтажная глубина позволяют размещать динамик практически вплотную к внутренней задней стенке корпуса, для уменьшения габаритной глубины.
Параметры магнитных систем оптимизированы с помощью программного обеспечения, моделирующего электромагнитные процессы по методу конечных элементов (Finite Element Analysis – FEA). Этот метод позволяет оценить реальное изменение магнитного поля из-за влияния подводимого к катушке мощного сигнала и изменения положения катушки/диффузора динамика по отношению к стационарному магниту. В конечном счете, этот анализ позволяет существенно снизить искажения и улучшить линейность громкоговорителя, в том числе и при больших уровнях подводимого сигнала.
Диффузор выполнен из полипропилена. Шестислойная звуковая катушка диаметром 35 мм намотана на термостойком стеклопластиковом каркасе. Патентованное переходное кольцо с вентиляционными отверстиями связывает в один узел звуковую катушку, центрирующую шайбу и коническую траверсу, передающую усилие на диффузор. Магнитная система отличается рядом инноваций – глухое коническое отверстие в керне фокусирует магнитное поле в зазоре. А керн магнитной системы выступает за передний магнитопровод, это симметрирует магнитное поле в окрестностях магнитного зазора и способствует снижению чётных гармоник. Хорошо способствует, как показали измерения
За сверхмалой посадочной глубиной конструкторы специально не гнались, она просто невелика. Но в керне нет вентиляционного отверстия, и динамик можно устанавливать вплотную к задней стенке корпуса
ИЗМЕРЕНИЯ
Параметры Тиля-Смолла к динамикам приложены самые исчерпывающие, это традиция Elettromedia, не нарушавшаяся на нашей памяти ни разу. Ещё одна традиция – минимальное расхождение заявленных параметров с измеренными, и даже в таком случае отклонению можно найти логичное объяснение.
Итак, при всей внешней схожести динамики оказались разными – и это объяснить как раз проще всего. Нельзя снизить импеданс в два раза, просто уменьшив число витков вдвое – вдвое уменьшится и силовой фактор B*L. Значит, число витков при этом нужно снизить по минимуму, а уменьшать активное сопротивление за счёт применения провода бОльшего сечения. А он закономерно будет толще – и тяжелее. В данном случае – на целых 12 граммов, это примерно 8% массы подвижной системы, и так не самой лёгкой.
Заявленные мощности таковы: номинальная – 300 Вт, максимальная – 600 Вт, максимальный ход диффузора – 12,5 мм.
CS 250 S2 | CS 250 S4 | |||
---|---|---|---|---|
Заявка | Факт | Заявка | Факт | |
RE, Ом | 2,2 | 2,2 | 3,6 | 3,6 |
FS, Гц | 30 | 27,26 | 30 | 29,99 |
VAS, л | 32 | 41,58 | 34,5 | 42,00 |
MMS, г | 166 | 165,4 | 154 | 153,3 |
B*l, Тл*м | 11,5 | 12,06 | 13,7 | 13,05 |
QTS | 0,49 | 0,40 | 0,52 | 0,49 |
QES | 0,52 | 0,43 | 0,56 | 0,54 |
QMS | 9,4 | 5,44 | 9,4 | 5,13 |
dBSPL | 84 | 84,95 | 84 | 85,25 |
Отклонения параметров от заявки несущественные – чуть мягче оказался подвес, в результате незначительно снизились полная добротность и частота резонанса. А чувствительность даже подросла.
В смысле линейности сабвуфер удался «более чем». При звуковом давлении 90 дБ (1 м) КНИ не превышает 1%, это выдающийся показатель. И при увеличении звукового давления уровень гармоник растёт медленно, для наглядности измерения проведены при уровне звукового давления, приближенном к реальности. Вторая и третья гармоники в рабочем диапазоне (ниже 100 Гц) идут примерно вровень с небольшим преобладанием второй
АКУСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Фирменные рекомендации по акустическому оформлению предлагают только закрытый ящик объёмом от 16 литров с результирующей добротностью 0,87 – хорошо для панча. Это полностью соответствует общемировой тенденции автомобильного сабвуферостроения, в соответствии с которой в реальной жизни и для реальных людей корпус сабвуфера должен иметь максимально компактные размеры. В инструкции дан эскиз корпуса и раскрой материала – бери и пили. Проверим корпус по заявленным и измеренным параметрам динамиков.
В обоих случаях практически горизонтальная АЧХ с акустическим усилением около 3 дБ. Поскольку расхождения измеренного с написанным минимальны, по «нашим» параметрам получилось практически то же самое, разница ничтожна – не более 1 дБ. На то он и закрытый ящик, чтобы не обращать внимания на незначительные отклонения реальности от идеала
Результат отличный. А можно ли сделать ещё лучше, чем есть? Можно!
Наши рекомендации сводятся к следующему: объём ЗЯ можно увеличить в полтора-два раза, это даст небольшой дополнительный подъём АЧХ,и, что важнее – добротность приблизится к баттервортовской. Да, аудиофилия требует жертв…
МЁД & ДЁГОТЬ
Сабвуферы получились очень удачные во всех отношениях – конструкция надёжная, качество на высоте, стабильность параметров – хорошая. Ну и возможность выбора импеданса и количества сабвуферов исходя из имеющихся ресурсов (пространства, мощности усилителей и т.д.) – тоже немалый плюс. К объёму оформления не требовательны, линейность – отличная, документация – исчерпывающая. Придраться не к чему. Хотя… вот гриль в комплект не входит, это опция – а могли бы и положить, раз уж кольцо положили, невелика цена штампованной железке.
Цена вопроса (на момент публикации):
Hertz CS 250 S2 10 200 руб.
Hertz CS 250 S4 10 200 руб.
Актуальную цену всегда можно уточнить на сайте официального дистрибьютора в РФ
shop.tchernovaudio.com
3 Comments
Алексей
Почему вы в рекомендациях говорите только о ЗЯ и ФИ? Двухомный вариант с добротностью 043 так и просится в ЧВ.
5a5
Чёт шестислойные катушки смущают, наводит на мысли о слабой магнитной индукции в зазоре. А что писал по этому поводу Карельский?
…Какие последствия с точки зрения влияния на звуковые особенности ГГ имеют эти явления? А вот какие: переходный процесс оказывает радикально портящее влияние на начальный участок импульсной характеристики, что будет наглядно показано в соответствующем разделе, а потому ГГ с индукцией в зазоре менее 1 Тл (а таких в автоакустике подавляющее большинство) — инвалиды от рождения и для воспроизведения музыки и вокала практически непригодны. На практике это те головки, у которых число слоев ЗК больше двух, и уж тем более — двухкатушечные динамики. И у тех и у других зазор вынужденно широкий, и индукция в нём мала…
Виктор
Так какой лучше в итоге брать? Я так и не понял..