В 2014 году в продуктовой линейке Hertz появились изделия серии Marine, разработанные для предельно жёстких условий эксплуатации — на водном транспорте и технике для активного отдыха. За прошедшие годы техника Hertz Marine стала в Европе лидером в этом сегменте — невзирая на конкуренцию заокеанских брендов. Сейчас серия акустики серьёзно обновлена и расширена, и нам предоставлена возможность ознакомиться с новинками вплотную.
ПАЛУБНОЕ БАЗИРОВАНИЕ
«На палубу вышел — а палубы нет…»
(неофициальная версия песни про кочегаров)
Шахтное базирование мы уже рассматривали, настало время палубного. Все образцы «морской» техники Hertz можно применять и там, где палуба есть, и там, где палубы нет — на квадроциклах, багги, байках. Но требования к палубному варианту изначально жёстче — почти как в авиации. Превратить самолёт аэродромного базирования в палубный — задача нелёгкая, надо усиливать фюзеляж, шасси, ставить мощную механизацию крыла (и складывать его), посадочный крюк… В итоге получается совсем новый самолёт, и зачастую «с нуля» его проектировать было бы проще.
Так и здесь: палящее солнце, ультрафиолет, соль, влажность… Алюминиевые детали исключаются — им гарантирована коррозия, стальным тоже. Не всякий пластик выдерживает ультрафиолет, деградирует и становится ломким (не говоря уже о потере цвета). Наконец, штатные места под акустику на катерах не предусмотрены, и «морская» акустика традиционно выпускается с элегантными грилями, являющимися элементом конструкции. Естественно, всё это не может не отразиться на себестоимости, и сравнивать цену с автомобильными изделиями просто некорректно.
Материалы выбраны с учётом условий эксплуатации и особенностями применения. В соответствии со строгими стандартами ASTM-D4329 материалы, используемые в продуктах Hertz Marine, устойчивы к ультрафиолетовому излучению и могут долговременно эксплуатироваться при воздействии прямых солнечных лучей. Для соответствия стандартам ASTM-B117 все продукты Hertz Marine тестируются в соляном тумане, что даёт полную уверенность в их коррозионной стойкости. Наконец, защита по классу IP65 (вместо прежнего IPX5) гарантирует акустическим системам Hertz Marine защиту не просто от повышенной влажности, а от прямого воздействия воды, что делает их идеальным выбором для использования в различной водной технике.
В серию Marine входит коаксиальная акустика калибра 6,5 и 8 дюймов, сабвуфер и усилители. Ряд моделей выпускается в двух вариантах цветового оформления — чёрном и белом, есть также особо зрелищные версии акустики с цветной светодиодной подсветкой диффузора. До сабвуфера и усилителей когда-нибудь тоже доберёмся, а сегодня у нас пара коаксиалов: белый и, для разнообразия, — чёрный. Кстати, для упрощения выбора компонентов и состава системы в новом каталоге Hertz Marine есть простой пошаговый конфигуратор.
По идеологии оба динамика очень похожи, разница лишь в конструкции защитной решётки и её внешнем диаметре (HEX 6.5 C-W крупнее) — хотя диаметр диффузора одинаков. Основное различие скрывается под решёткой и относится к способу установки высокочастотного излучателя — у HEX 6.5 C-W классическая центральная стойка, а у HEX 6.5 M-C он смонтирован непосредственно на гриле и закрыт перфорированной металлической пластиной. В автомобильных коаксиалах такое решение не встречается уже пару десятилетий, а здесь более чем оправдано — не требуется дополнительная защита магнитного зазора основного излучателя. К тому же при такой компоновке не теряется часть площади диффузора. Но именно в силу этого решения HEX 6.5 M-C неразборный, поэтому бОльшая часть фотоматериалов относится к HEX 6.5 C-W.
Конструкция основного излучателя одинакова для обоих динамиков — диаметр диффузора 165 мм, звуковая катушка диаметром 25 мм, ферритовая магнитная система, стойкий к ультрафиолетовому излучению подвес из сантопрена. Центрирующая шайба выполнена из арамидного волокна с силиконовой пропиткой. Ход диффузора 4,8 мм, поэтому изолированные подводящие проводники дополнительно прикреплены к шайбе.
HEX 6.5 C-W выпускается только в белом исполнении. Для герметичности приняты все меры: магнитная система закрыта защитным колпаком, ширина опорной поверхности диффузородержателя увеличена. HEX 6.5 M-C выпускается и в белом, и в чёрном варианте. За исключением байонетного кольца конструкция диффузородержателя полностью повторяет HEX 6.5 C-W. С нижней стороны к фланцу диффузородержателя приклеен уплотнитель, дополнительное резиновое кольцо входит в комплект
Посадочный диаметр динамиков стандартный для калибра 6,5 дюймов, монтажная глубина скромная. Наружный диаметр HEX 6.5 C-W увеличен на пару сантиметров за счёт байонетного крепления гриля, об этом нужно помнить при разметке места установки
Проблему капитана Врунгеля («какого петушка резать первым», см. ссылку в конце) в этот раз решать не пришлось — только белого. Разборка чёрного HEX 6.5 M-C могла необратимо отразиться на его состоянии, а попытки фотографировать внутреннее устройство упёрлись в «межрёберное пространство». Глазом удалось увидеть несколько больше, чем объективом аппарата — но ничего сверхъестественного там не оказалось. Поэтому тесное знакомство состоялось лишь с твитером HEX 6.5 C-W, но за исключением способа крепления твитеры идентичны у обоих динамиков: сбалансированный купол диаметром 24 мм со звуковой катушкой диаметром 13 мм.
Защитная решётка закреплена на корзине байонетным креплением, но свернуть её оказалось не так-то просто — крепление весьма тугое, не разболтается. ВЧ-излучатель установлен на стойке, герметичность обеспечивает центральный гофр, приклеенный и к диффузору, и к стойке. Непростая конструкция…
ВЧ-излучатель снабжён фазовыравнивающим телом на двух пилонах — конструкция, знакомая по автомобильным коаксиалам Hertz. Диаграмма направленности и угловые АЧХ, как мы уже выяснили в предыдущих тестах, в плоскости пилонов менее привлекательны, поэтому при установке динамика стоит обратить внимание на его ориентацию
ИЗМЕРЕНИЯ
Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 50 Вт непрерывной (она же RMS) и 100 Вт пиковой. При заявленной чувствительности в 88 дБ должно хватить с запасом. Частотный диапазон заявлен как 45 Гц — 25 кГц. Параметры Тиля-Смолла также заявлены одинаковые — но это в теории, а на практике получились «две разницы». Не очень большие, и местами даже приятные.
Параметр | Заявка | Факт HEX 6.5 C-W |
Факт HEX 6.5 M-C |
---|---|---|---|
Резонансная частота Fs, Гц | 78 | 73,5 | 76,9 |
Эквивалентный объём Vas, л | 6,52 | 9,7 | 8,06 |
Полная добротность Qts | 0,82 | 0,85 | 0,85 |
Механическая добротность Qms | 6,1 | 4,14 | 4,54 |
Электрическая добротность Qes | 0,95 | 1,06 | 1,04 |
Масса подвижной системы Mms, г | 13,5 | 10,2 | 11,2 |
Силовой фактор B*L, Тл*м | 4,8 | 3,82 | 4,13 |
Чувствительность, дБ/Вт/1 м | 88 | 87,6 | 87,5 |
Сопротивление Re, Ом | 3.3 | 3,3 | 3,3 |
Подвижная система образцов оказалась легче, чем заявлено, но подвес — мягче. Поэтому и частота резонанса оказалась немного ниже. Механическая добротность закономерно понизилась, электрическая — наоборот, слегка повысилась из-за уменьшения силового фактора. Но результирующая добротность в итоге практически не отличается от заявки, чувствительность — тоже. Нам ведь ехать, а не шашечки…
По гамбургскому счёту все параметры близки к заявленным. Кроме того, динамики оказались практически близнецами — но не в части АЧХ.
C импедансом — никаких сюрпризов, 3,4 Ома минимум, никаких локальных скачков, только плавные извивы. Загогулинка на 4,5 кГц — это подавленный резонанс твитера
Теперь — частотная характеристика «белого». Отдача пищалки, как выяснилось, местами с даже избытком — это на осевом излучении. На внеосевом этого избытка вполне хватает, чтобы «выдерживать горизонт» даже под углом в 50 градусов, хотя причудливые изгибы АЧХ при этом неизбежны– твитер отнесён от мидбаса на приличное расстояние, да и под решёткой тоже глубоко, но кого на палубе заинтересуют такие мелочи?
А это типовая АЧХ из фирменной документации. У нас неравномерность меньше…
А теперь — чёрный. Угловые АЧХ легли намного плотнее и с меньшими «танцами», это вклад сетки, закрывающей твитер — она нивелирует угловые различия
Это снова типовая АЧХ из фирменной документации. И снова у нас аккуратнее…
Нелинейные искажения отличаются завидным постоянством и относительно скромной величиной, хотя для чистоты эксперимента сняты при подводимой мощности не 1-2, как обычно, а 10 Вт. Вряд ли такую акустику будут использовать в режиме «пиано» — как минимум, «меццо-форте» или «форте».
Искажения в характерных частотных полосах
при звуковом давлении 98 дБ (1 м)
HERTZ 6.5 C-W | HERTZ 6.5 M-C | |
---|---|---|
100—300 Гц | 1,41% | 0,82% |
300—1000 Гц | 1,78% | 1,23% |
1—3 кГц | 1,87% | 0,97% |
3—10 кГц | 2,7% | 1,15% |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
При прослушивании были сымитированы условия работы акустики. На плавсредстве динамик с очевидностью будет стоять чуть выше палубы, врезанный в рундук или переборку. Поэтому конструкторы уделили внимание оптимизации диаграммы направленности именно в вертикальной плоскости — естественно, динамики нужно устанавливать так, чтобы надпись на логотипе можно было прочитать, не выворачивая голову под 90 градусов.
Палубы у нас под рукой не оказалось, поэтому бокс с динамиком был просто положен на пол. Звучание оказалось сочное и мощное, с хорошей проработкой середины и выделением вокала. Детальность хорошая, а наилучшим образом потенциал этих динамиков раскрывается при солидной подводимой мощности. Слушать их «вполголоса» не стоит. А если кому-то жизнь не мила без абсолютно гладкой АЧХ, то усилитель со встроенным аудиопроцессором HMD8 DSP поможет этому горю.
МЁД & ДЁГОТЬ
Новинки порадовали не только звучанием и качеством изготовления, но и довольно низкой для изделий такого класса ценой. Нормальная чувствительность, широкий частотный диапазон и хорошая дисперсия, есть басовый потенциал и запас по мощности — что ещё требовать от динамика для работы на свежем воздухе? Хоть на яхте, хоть на квадрике.
Цена вопроса:
HERTZ 6.5 C-W 15 900 руб.
HERTZ 6.5 M-C 12 900 руб
A PROPOS
Коаксиальная акустика Hertz HMX8/HMX8S