Эта акустика отличается сбалансированным звучанием и широкой диаграммой направленности. И всё это благодаря творческому подходу к стандартным решениям.
ПЯТЁРКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В разработке этих динамиков принимали участие не только теоретики, но и практики. Поэтому принцип «разумной достаточности» здесь прослеживается во всём: ничего лишнего сверх необходимого, но всё необходимое — по полной программе.
Диффузор мидбаса выполнен из прессованной целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны. Он довольно лёгкий и жёсткий, неглубокого профиля — это должно благотворно сказаться на угловых АЧХ. В центре мягкий полипропиленовый колпачок непривычного профиля — он почти плоский. Широкий подвес обеспечивает большой линейный ход диффузора. Крепёжные отверстия предусмотрены на все случаи жизни
Лёгкий штампованный диффузородержатель достаточно жёсткий. Для охлаждения звуковой катушки предусмотрены вентиляционные окна под центрирующей шайбой. Магнитная система вентилируемая, магнит защищён резиновым кожухом
Несмотря на мощную магнитную систему, монтажная глубина вполне стандартная. Клеммная колодка с «лопаточками» разной ширины позволяет изменять полярность подключения мидбаса только со стороны кроссовера
Диаметр шёлкового купола твитера 25 мм, он снабжён коротким рупором и несъёмной сеткой с крупными шестигранными отверстиями. Диаметр корпуса 46 мм, высота — 26 мм. Твитер можно разворачивать в монтажной чашке, подбирая оптимальное направление излучения
В комплект входят чашки для врезки твитера и угловой установки на поверхность…
… и защитные сетки для мидбасов
Конструкция кроссовера — традиционная для CDT, с крышкой из сетки, габариты 124 х 74 мм. Структура на первый взгляд показалась простой и понятной — фильтры второго порядка, аттенютор и защита твитера. Но дьявол, как известно, кроется в деталях — и тут он порезвился на славу
На сей раз он вселился в Александра Лысенко (Phant Audio). Это именно он разнёс в пух и прах первоначальный вариант фирменного кроссовера, сделанный по учебнику, но без души. После чего разработал и довёл до ума собственный вариант (кто бы сомневался). А потом убедил фирму принять его к производству. Вот тут точно без помощи потусторонних сил не обошлось, производители к советам со стороны прислушиваются крайне неохотно.
Схема «крейзовера»
У мидбаса ФНЧ второго порядка с компенсацией индуктивности, это ожидаемо и не удивительно. В приличном фильтре нагрузка должна быть согласована во всём диапазоне частот, иначе выйдет чёрт знает что. Обычно так и выходит, но выручает естественный спад АЧХ динамика. Здесь же неожиданности исключены. Катушка фильтра намотана толстым проводом на ферромагнитном сердечнике, её низкое сопротивление слабо влияет на демпфирование динамика.
Аттенюатор твитера поставлен не после фильтра (как делают чуть менее, чем все), а перед ним. Установленный после фильтра простой аттенюатор с последовательными резисторами меняет нагрузку фильтра и частота среза «плывёт». Чтобы нагрузка фильтра оставалась постоянной, «послефильтровый» аттенюатор нужно делать по схеме делителя (L-pad), а это лишние детали — поэтому так делают лишь в редких конструкциях. Здесь же нагрузка фильтра стабильна, даже в случае простейшего аттенюатора частота среза при переключениях не изменяется. И детали экономятся — а это габариты, нужно было вписаться в имеющийся конструктив корпуса.
ИЗМЕРЕНИЯ
Начнём, как обычно, с измерения Z-характеристики компонентов и определения параметров Тиля-Смолла.
Импедансные кривые могут рассказать о многом. Импеданс НЧ динамика растёт с частотой, без компенсации индуктивности обойтись было нельзя. Противоположная картина наблюдается у ВЧ-излучателя, индуктивность невелика (в среднем 60 микрогенри). Резонансный пик основательно задемпфирован
НЧ | ВЧ | |
---|---|---|
dBSPL, дБ | 86,4 | 89 |
FS, Гц | 65,4 | 1648 |
VAS, л | 11,2 | — |
RE, Ом | 3,4 | 3,7 |
QTS | 0,97 | 0,87 |
QMS | 6,34 | 1,19 |
QES | 1,14 | 3,26 |
MMS, г | 13,8 | — |
B • l, Тл • м | 4,12 | — |
Стоит отметить довольно высокую по современным меркам механическую добротность, а значит — можно ожидать «сочного» звучания, которым были знамениты динамики старых радиол.
Осевая АЧХ басовичка вполне пристойна до 5 кГц (скажем спасибо хитрому колпачку). Выше по частоте начинается хорошо выраженный спад. На угловых АЧХ спад уже с 2—3 кГц, «болтанка» усугубляется. Где-то здесь и нужно резать, не дожидаясь, пока станет хуже…
Осевая АЧХ с кроссовером выглядит более стройной — частота среза по звуковому давлению порядка 2 кГц. Радикально…
Благодаря конструкции акустического оформления собственный спад АЧХ твитера начинается заметно выше частоты резонанса, в области 3 кГц. Угловые АЧХ вплоть до 30 градусов мало меняют свой вид, поэтому наводить твитер в ухо слушателя с лазерным прицелом не обязательно — достаточно выдержать общее направление. Частота среза по звуковому давлению порядка 5 кГц, аттенюатор в области верхней середины работает «как написано», на более высоких частотах в положении минимального затухания уровень повышен
Суммарная АЧХ комплекта в реальной инсталляции будет зависеть от углов и расстояний, поэтому полярность подключения динамиков (в соответствии с маркировкой или наоборот) нужно уточнить опытным путём.
Ну и, наконец, про искажения, они вполне типичные для диффузорных головок, относительно низкие и звучание отнюдь не портят. Искажения измерены в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м).
100 — 300 Гц | 1,4% |
300 — 1000 Гц | 0,85% |
1 — 3 кГц | 0,75% |
3 — 10 кГц | 0,28% |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Как обычно, для прослушивания использовался приличный домашний комплект: усилитель и CD-проигрыватель со стопкой тестовых дисков всевозможных жанров. Первая фаза прослушивания, в положении тестовых боксов «по домашнему» показала «роковый» тональный баланс с акцентом по краям частотного диапазона и лёгким провалом в середине. Рок и блюз звучат фундаментально, и вообще — звучание запоминающееся и сочное, в традициях CDT. Мои любимые I Was Made For Loving You и Highway To Hell звучали основательно, но несколько ярко — пришлось задействовать аттенюатор. Вероятнее всего, так придётся поступить и при установке твитеров в автомобиле — ближний, скорее всего, придётся «давить» до конца. Середина диапазона детальная, отлично проработан нижний бас, прекрасно воспроизводится «панчевый» средний бас.
Рекомендация: При установке и настройке стоит попробовать разные варианты относительной полярности мидбаса и ориентации твитера. Желательно — с контролем АЧХ в точке прослушивания. И усилитель с хорошим запасом мощности — чувствительность динамиков не самая высокая.
МЁД & ДЁГОТЬ
Яркое и запоминающееся фирменное звучание CDT за разумную и обоснованную цену. Надёжная и продуманная конструкция, кроссовер имени А. Лысенко великолепно оптимизирован под используемые головки и справляется со своей работой на «пять с плюсом». Одним словом, сплошные плюсы. Единственный минус — с усилителями головного устройства эту акустику использовать категорически не рекомендуется, ей нужен настоящий усилитель с хорошей мощностью, тогда она раскроет свой потенциал полностью.
Цена вопроса: 9 900 руб.
A PROPOS
Компонентная акустика 6,5 дюймов (16,5 см)
5 Comments
Павел
Остро нуждаюсь в микроликбезе:
никак не могу понять, как кривая АЧХ твитера через кроссовер может проходить выше графика АЧХ «голого» излучателя? Надпись «+3дБ» на джампере не превращает пассивный фильтр в усилитель.
Со всем уважением прошу разъяснить. Хотя бы намеком.
Арни
С графиками действительно что-то намудрили… А обозначение на кроссовере, надо и нужно (про это говорил Лысенко) читать следующим образом. +3дб читай 0дб, 0дб читай -3дб, -3дб читай -6дб. Естественно, никиких плюсов не может быть — это просто обозначения для лёгкости восприятия.
Железный ШИХМАН
Павел, АЧХ сняты при разном звуковом давлении. «Голый» твитер — в соответствии с его чувствительностью, и она примерно на 3 дБ выше, чем у мидбаса. Так что «+3» относительно мидбаса в целом справедливо, хотя затухание — ноль. Характеристики же кроссовера сняты при увеличенном на 6 дБ звуковом давлении — для повышения точности измерения.
Павел
Спасибо. Теперь все ясно.
Павел
Почему то общей ачх нет. Ясно что звук будет зависеть от инсталяций но всёж…