Со времени первого знакомства с процессорным усилителем Panacea прошло более трёх лет, и за это время усилитель подрос и количественно, и качественно — сегодня в редакционной лаборатории уже третья версия. Вторая версия усилителя как-то незаметно проскочила мимо нас, но на третьей отыграемся по полной программе…
ПАНАЦЕЯ НОМЕР ТРИ
Постоянное взаимодействие разработчиков с установочными центрами, тюнинг-ателье и конечными потребителями — своего рода быстродействующая «отрицательная обратная связь» принесла свои плоды, изменилось многое. Продукт и раньше был способен удовлетворить требовательных любителей качественного звука в автомобиле, а теперь его возможности стали почти безграничными. В третьей версии полностью переработана процессорная часть: установлен новый 32/40-разрядный звуковой процессор ADSP-21488 от Analog Devices с тактовой частотой 450 МГц, отдельные ЦАП и АЦП — 24-битные AKM с частотой дискретизации 192 кГц (в первой версии они были встроены в DSP). Эти меры значительно повысили качество обработки сигнала, да и возможности настройки — теперь доступны три типа фильтров, повышена функциональность эквалайзера. Выходная мощность усилителей класса D осталась примерно на прежнем уровне, но нелинейные искажения снижены в несколько раз: с 0,2-0,3% до 0,05%.
PANACEA DA-80.6DSP объединяет шестиканальный усилитель класса D и восьмиканальный цифровой процессор. Шесть из восьми каналов процессора работают каждый со своим каналом усиления, два оставшихся подают сигнал на линейные выходы, их назначение определяется выбранной конфигурацией. Гибкая и наглядная маршрутизация каналов позволяет выбрать наиболее подходящую конфигурацию — каналы можно свободно назначать в любом порядке, исходя из удобства монтажа акустических кабелей, каналы в парах можно объединять в мост.
Усилитель порадует инсталляторов — все разъёмы находятся на одной стороне корпуса, монтажные кронштейны закрепляются винтами (указано стрелками). Компактные размеры (габариты корпуса 234,5х155х39 мм) позволяют установить усилитель в скрытых полостях автомобиля
Кроме трёх пар линейных входов и входов высокого уровня с возможностью автовключения (использовать их одновременно нельзя!) предусмотрен оптический вход S/PDIF, «компьютерный» разъём PS/2, к которому подключается блок дистанционного управления и стандартный USB для настройки с компьютера. Линейный выход предназначен для подключения усилителя сабвуфера, отдельный разъём — для подключения опционального модуля Bluetooth. С обратной стороны корпуса ничего интересного нет — символический радиатор (класс D, помним) и винты крепления силовых элементов схемы.
Хотя корпус опломбирован, его удалось открыть так, чтобы «и невинность соблюсти». Монтаж плотный, в два этажа. На верхней по фото плате — процессор и интерфейсы, внизу — усилительная и силовая часть
Пульт дистанционного управления тоже переработан — теперь на нём нет кнопок, все действия выполняются энкодером (поворот и нажим). Интерфейсный кабель подключается с тыльной стороны. Блок ДУ совсем компактный. Габариты корпуса — 75х38х15 мм (без ручки). И что это за дырочка три пятачка на левом боку?
А это контакты для подключения опционального проводного адаптера iPhone. Крепление магнитное, кнопки — для управления воспроизведением. Конструкция пока опытная, в серии внешний вид адаптера может слегка измениться
ИНТЕРФЕЙС
Стоит обратить внимание на программное обеспечение процессора. Софт разработан специально для этого усилителя, интерфейс учитывает все пожелания инсталляторов — в том числе, увеличен размер экрана, чтоб не напрягать зрение. Цветовое решение графики таково, что даже при ярком солнечном свете сохраняет видимость на экране ноутбука. Сама программа выполнена максимально просто — все основные регулировки находятся на одной странице, интерфейс дружественный, хоть и английский. Как теперь принято говорить, «интуитивно понятный». Есть возможность работы оффлайн, без усилителя — для тренировки или создания предварительно шаблона настройки, который затем только останется подрихтовать на месте. Процесс установки программы на компьютер не требует никаких специальных действий — скачиваем с сайта ampav.ru архив, распаковываем и запускаем экзешник.
Настройка процессора производится с компьютера по USB, для оперативной регулировки (переключения входов, выбора пресета, регулировки уровня сабвуфера) служит проводной пульт управления с пятиметровым кабелем. Кстати, в процессе настройки можно создать и сохранить в памяти процессора до 10 пресетов. А сохранить на компьютере — без счёта.
В составе процессора 31-полосный эквалайзер, восьмиканальный блок временных задержек от 0 до 10 мс с шагом 0,01 мс, фильтры Бесселя, Баттерворта и Линквитца-Райли с крутизной от 6 до 48 дБ/окт и маршрутизатор сигнала, способный направить выбранный сигнал на нужный канал усилителя. Процессор способен работать с предварительно отфильтрованными сигналами штатных аудиосистем как по высокоуровневому входу (3 полосы), так и по RCA. Настройки можно вызывать, сохранять или стирать из памяти устройства через вкладку Scene.
Первым делом нужно выбрать источник сигнала, для которого будет делаться маршрутизация и настройка входных уровней, затем вызвать роутер. Каждому входу соответствует свой участок панели роутера, остальные регулировки при этом недоступны
Например, для входов высокого уровня можно предусмотреть сборку «располосованного» сигнала штатного головного устройства, а сигнал с «оптики» просто разбросать по каналам «влево-вправо». Здесь же назначаются каналы — от широкополосных до специализированных (ВЧ-СЧ-НЧ и сабвуфер, как на иллюстрации)
В зависимости от выбранного назначения каналов сразу же подгружаются типовые настройки фильтров, которые остаётся лишь уточнить по месту. К тому же это своеобразная защита СЧ и ВЧ динамиков от случайной перегрузки, чувствительность усилителя высокая и настраивать уровни сигнала нужно с осторожностью. Настройки каналов независимые, но их можно группировать для одновременной регулировки. Можно выбрать общее усиление и индивидуальный уровень для каждого канала (с шагом 0,1 дБ), во всех каналах можно включить ФНЧ и ФВЧ вместе или по отдельности, точность установки частоты среза — 1 Гц, можно ввести в окошке любое значение от 20 Гц до 20 кГц. Набор значений крутизны фильтров — исчерпывающий (мягко говоря): от 6 до 48 дБ/окт, доступны все типы фильтров, кроме экзотического Чебышёва.
Панель фильтров
Все каналы усилителя работают с 31-полосным эквалайзером. У него два режима — графический (с фиксированными значениями частоты) и параметрический. Добротности эквалайзера — от 0,1 (нереально широкая полоса) до 126 (запредельно узкая полоса) с шагом 0,1. Стартовое значение — 3,3 для параметрического и 2,0 для графического эквалайзера. Диапазон регулировки симметричный, +/-12 дБ, есть режим обхода эквалайзера и быстрый сброс настроек «в ноль»
Временные задержки по всем каналам вводятся в миллисекундах или сантиметрах, каналы можно группировать для удобства настройки. Выставляется задержка/расстояние не в абсолютном значении, а относительно самого дальнего динамика. Так что помимо рулетки при настройке понадобится вспомнить устный счёт или достать калькулятор
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Для прослушивания использовался аналоговый вход первой пары каналов с отключенными настройками. Звучание спокойное, легкое и открытое, с отличным разрешением и детальностью. Стереопанорама широкая, глубина сцены передаётся правдоподобно, отличная микродинамика. Макродинамика хорошая, атака в мидбасовом диапазоне упругая и осязаемая.
ИЗМЕРЕНИЯ
Публиковать все графики измерений АЧХ эквалайзера и фильтров нет особого смысла — цифровая точность зашкаливает, а объём публикации не безграничен. Ограничимся в этот раз лишь одним графиком — заодно напомним отличительные особенности фильтров разных типов.
При одинаковой крутизне скатов АЧХ фильтры Бесселя обеспечивают плавный перегиб и лучшие фазовые характеристики, а фильтры Линквитца-Райли — максимально гладкую АЧХ в зоне стыка полос. Фильтры Баттерворта — компромисс, золотая середина. И частота среза у Линквитца-Райли отсчитывается по уровню -6 дБ
Мощность усилителя заявлена высокая — 80 Вт на 4 Ом, 125 Вт на 2 Ом и 250 Вт мостом на 4 Ом. Наш источник питания на большие токи не рассчитан, поэтому при стандартном напряжении 14,4 В мощности получились несколько меньше — но вполне достаточные.
Каналы 1-6 | Факт |
---|---|
Номинальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт | 73/102 |
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 10%), Вт | 82/110 |
Номинальная/максимальная мощность в мостовом включении, Вт | 185/210 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % |
0,016/0,016 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % |
0,007 |
Чувствительность, В | 0,3—4,0 |
В рабочем диапазоне мощностей (1-50 Вт) уровень искажений сохраняется примерно постоянным, причём заметно ниже заявленных 0,05%. Рост искажений на микромощностях незначительный
Искажения представлены преимущественно чётными гармониками — второй и, что интересно, шестой. При увеличении мощности их уровень незначительно растёт, а слабая четвёртая гармоника даже снижается
Интермодуляционные искажения незначительные, обнаружены лишь продукты первого и второго порядка. При повышении мощности интермодуляция предсказуемо выше, но 10 Вт на канал –мощность комфортного прослушивания при громкости «выше средней»
МЁД & ДЁГОТЬ
Аппарат за свои деньги — находка. Плюсы очевидны: тут и апгрейд штатной системы, и работа с современными источниками сигнала, и широчайшие возможности настройки. Мощность вполне достаточна для большинства применений, допускается работа мостом, искажения рекордно низкие — отсюда совершенно нетипичная для класса D микродинамика. Словом, это весьма совершенный усилитель, пригодный для построения премиальных систем. Если и есть какие минусы — при непродолжительном знакомстве они не обнаружены.
Цена вопроса: 35 900 руб.
A PROPOS
А это первая версия, найдите отличия