Четырехчастная пространственная композиция для звуковой инсталляции (4.4) из автомобилей с тюнингованной аудиосистемой. Перформанс состоялся 17 апреля 2020 года под Тургеневским мостом со стороны Краснодара в рамках фестиваля «Трейнинг Фантазия», организованного Центром современного искусства «Типография» и Институтом Гете.
Автор: Стас ШАРИФУЛЛИН
Фото: Алена КОЛЕСНИКОВА
г. Краснодар
«Гиперспецифическое» продолжает цикл экспериментальных звуковых работ, исследующих социокультурные аспекты возникновения, развития и существования различных жанров танцевальной музыки в России. Название работы отсылает к цитате из интервью электронного продюсера и ди-джея Терри Темлиц, в которых она называет хаус-музыку «гипер специфичной» (англ. hyper specic).
На страницах интернет-сообществ любителей модифицированных автомобильных аудиосистем, способных воспроизводить расширенный диапазон частот на высоких, зачастую экстремальных уровнях звукового давления, особая роль уделяется тематическим подборкам музыкальных треков. Чаще всего это разновидности хип-хопа и электро-хауса — жанров, важнейшей структурной составляющей которых является низкочастотный синтетический бас и соответствующие элементы перкуссии. Трек должен «качать» — быть не только энергичным с композиционной точки зрения, но и обладать соответствующими частотными характеристиками, позволяющими раскрыть потенциал модифицированной аудиосистемы автомобиля. Иногда участники сообществ редактируют метаданные звуковых файлов, внося дополнительную информацию о низкочастотном диапазоне треков (самые распространенные значения — от 20 до 30 Гц). Такая специфика отсылает нас к одному из фундаментальных вопросов звукового авангарда XX века: что определяет музыку — структура, заранее просчитанная и организованная композитором по традиционным канонам, или все-таки звук сам по себе, его физические («конкретные») свойства и характеристики?
Базовые элементы композиции (формы волны для синтезированного баса и перкуссий, оперативный частотный диапазон) были определены в процессе анкетирования владельцев, участвующих в перформансе автомобилей. Заданные таким образом элементы воспроизводились, трансформировались и объединялись в псевдослучайные ритмические и гармонические паттерны.
Для создания работы использовались стохастические алгоритмы генерации последовательностей и методы компьютерного синтеза, оперирующие мельчайшими частицами звука — микрофрагментами звуковых волн, определенных участниками в процессе подготовки «партитуры».
В процессе подготовки перформанса художник создал патч в виде таблицы, на основе которого заполняется партитура пьесы автомобилистами. В этой таблице 64 микро-фрагмента волн, которые применялись в качестве «исходников» — это базовые (формообразующие) формы волн популярных синтезаторов и драм-машин (аналоговых и цифровых), которые обычно используются для создания электронной и популярной музыки. Каждый из разделов таблицы можно было прослушать и выбрать для добавления в партитуру пьесы.
Микрофрагменты
Пример партитуры
В каждой части играют три инструмента: перкуссия (треугольник слева, вершиной вниз), бас (треугольник справа, вершиной вверх), основной синтезатор (кружок в центре). Для каждого инструмента (и каждой части) нужно выбрать форму волны в программе и указать ее номер (код по вертикали и горизонтали из таблицы микрофрагментов – например, B4). Дальше выбирается оперативный частотный диапазон (снизу вверх по той же таблице, от 1:16 до 1:1).
План расположения машин во время проведения перформанса. Машины соединены с компьютером и интерфейсом с помощью проводов 3.5 Jack, Jack1/4 и четырех директ-боксов
Итог можно посмотреть и послушать здесь.
Хотим поблагодарить автомобильное сообщество (inst: topsoundkrd) за помощь в поиске участников перформанса. Участники перформанса: Иван — Inst: vpadluman, Александра —inst: arctic_fox307 и мазин p.m.sound — inst: p.m.sound
Станислав Шарифуллин — куратор магистерского профиля Sound Art & Sound Studies в Школе дизайна, музыкант и исследователь звука, лауреат премии Сергея Курехина, со-руководитель лейбла Klammklang, кандидат филологических наук.