Серия динамиков Pioneer Reference for Open Show (PRO) разработана специально для тех, кто хочет добиться серьезных уровней звукового давления. В серию PRO Shuriken входит «эстрадный» сабвуфер калибра 30 см и максимальной мощностью 1500 Вт. Он обеспечит могучую басовую составляющую не только в повседневной, но и в соревновательной системе.
МОГУЧИЙ УНИВЕРСАЛ
Сделать мощный и надёжный сабвуфер, способный работать в разных вариантах акустического оформления — задача непростая. Поскольку новая серия предназначена для прослушивания музыки на высокой громкости в открытых пространствах, необходимо добиться определённого сочетания электромеханических параметров, а они определяются конструктивными решениями, материалами и технологиями. Увязать всё это в законченное изделие — своего рода искусство. Впрочем, без малого вековой опыт Pioneer в производстве динамиков и многолетний успешный опыт участия в соревнованиях по высокому звуковому давлению (SPL) заранее гарантирует результат.
Рассмотрим конструктивные решения, применённые в сабвуфере Pioneer TS-W3010PRO — они того стоят.
Массивный и жёсткий диффузор выполнен из непрессованной целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны. Широкий уретановый подвес обеспечивает большой ход диффузора (15 мм) и высокую громкость. Для надёжности подвес пришит к диффузору двойным швом. Защитный колпак — из жёсткого полипропилена с рельефным логотипом
Особенности конструкции лучше изучить на разрезе.
Сдвоенный магнит обеспечивает высокую чувствительность и мощность, жёсткая стальная корзина позволяет сохранить прямолинейное движение диффузора на высокой громкости. На опорный фланец надето резиновое уплотнительное кольцо, заодно выполняющее и декоративные функции. Магнитопровод цельный с отверстием вентиляции, центральный керн выходит за пределы магнитного зазора — для снижения искажений при большом смещении катушки. Двойная звуковая катушка (2+2 Ом) намотана в четыре слоя омеднённым алюминиевым проводом на разрезном алюминиевом каркасе диаметром 65 мм (2,58 дюйма).
Подводящие проводники прошиты через центрирующую шайбу, никелированные нажимные клеммы смонтированы на отбортовках корзины. На этом кадре хорошо видна фактура тыльной стороны диффузора
Для двенадцатидюймового сабвуфера монтажная глубина вполне умеренная. Видали и глубже
Измерения
Основные характеристики таковы:
Частотный диапазон, Гц | 20 — 200 |
Мощность номинальная/пиковая, Вт | 600/1000 |
Максимальное смещение диффузора (Xmax), мм | 14,5 |
Проверять сабвуфер на предельную мощность мы не стали — тестовое акустическое оформление на такую нагрузку не рассчитано, да и усилителя, способного работать на 1 Ом под рукой не было, поэтому акустические измерения проводились при последовательном соединении обмоток и с умеренной мощностью.
Z-характеристики при любом включении обмоток подобны — ведь обмотки одинакового сопротивления и индуктивности
Параметры Тиля-Смолла к динамику приложены довольно подробные, причём для обоих вариантов включения обмоток. В инструкции особо оговорено, что подключать нужно обязательно обе обмотки — и не потому, что при этом что-то испортится, а потому, что добротность при этом недопустимо возрастёт (на 80%, мы специально проверили), и это уже будет не сабвуфер, а «бубен», играющий на одной ноте.
Заявленные величины расходятся с измеренными в пределах разумного. Причём в основном — в лучшую сторону. Подвижная система, например, чуть легче — зато и подвес немного мягче, в результате частота резонанса даже понизилась на пару герц. Добротность оказалась чуть ниже — это тоже можно записать в плюс, динамик становится более «толерантным» к акустическому оформлению. Всё же даже при полностью автоматизированном процессе серийного производства исключить технологический разброс параметров нельзя.
Заявка | Параллельно | Последовательно | |
---|---|---|---|
Z, Ом | 1/4 | 1 | 4 |
RE, Ом | 2+2 | 1,2 | 4,8 |
FS, Гц | 35,7 | 33,9 | |
VAS, л | 24,3 | 32,5 | |
QTS | 0,84 | 0,77 | 0,78 |
QMS | 7,71 | 5,26 | 5,28 |
QES | 0,94 | 0,88 | 0,89 |
B*l, Тл*м | 15,7/7,8 | 7,43 | 15,27 |
dBSPL, дБ/Вт/м | 90 | 87,4 | |
MMS, г | 255 | 210 |
В смысле линейности сабвуфер вполне удался. При звуковом давлении 96 дБ (1 м) КНИ менее 3%, это очень достойный показатель. Второй и третьей гармоник в рабочей части диапазона примерно поровну — но для мощного сабвуфера с довольно жёстким подвесом диффузора это не удивительно… Третья гармоника преобладает лишь ниже 35 Гц. Поскольку данные получены при установке в ЗЯ (а это несимметричная нагрузка диффузора и чётные гармоники, на частоте резонанса это особенно заметно), в ФИ искажения должны быть ещё ниже и «равнее»…
Моделирование акустического оформления
Фирменные рекомендации по акустическому оформлению для поставленной задачи (громкий бас) оказались на редкость удачными и даже не потребовали корректировки. Понятно, что размеры ящиков не брали «с потолка» и не загоняли в «удобный» объём, а действительно смоделировали — и, что совсем не исключено, проверили на практике. Приведённые на упаковочной коробке графики АЧХ, однако, относятся к открытому пространству и не подлежат сомнению (проверено) — но нас интересует поведение головки в салоне автомобиля, ведь не всегда же ей озвучивать улицу.
Это АЧХ по стандартным параметрам…
…а это — по измеренным. Разницу можно заметить лишь при очень внимательном рассмотрении
Мы уже неоднократно писали, что закрытое акустическое оформление практически не реагирует на небольшие отклонения параметров динамика от заявленных — и вот очередное доказательство. Но в случае фазоинвертора влияние технологического разброса всё же прослеживается.
Это АЧХ в рекомендованном оформлении по заявленным параметрам…
… а это — по измеренным. В области частоты настройки порта прослеживается небольшая разница — менее 2 дБ
Для головки с таким сочетанием параметров фазоинвертор объёмом менее 50 литров лишён смысла — длина порта становится больше метра, это уже ни в какие ворота не лезет — и в прямом, и в переносном смысле.
МЁД & ДЁГОТЬ
Громкая сабвуферная головка — это хорошо, это востребовано, это — тренд, и это — простор для компоновочных решений. Особенно с учётом того, что потребные объёмы акустического оформления более чем разумные, а для калибра 12 дюймов это и вовсе сверхкомпактно. В объёме 50 л можно сделать сабвуфер-трансформер — открывать порт ФИ для open air и закрывать его для прослушивания в салоне. Одним словом, универсальный сабвуфер. И мощный к тому же. Искажения невелики, даже при работе на большой мощности бас не обрастает призвуками.
Сочетание всех ключевых элементов позволяет сабвуферу TS-W3010PRO выдерживать высокую мощность и демонстрировать высокую производительность и точность звучания, выводя впечатления от прослушивания музыки на совершенно новый уровень.
Цена вопроса: 7 690 руб.
2 Comments
Константин
Здравствуйте.
Не совсем понятна концепция применения этого сабвуфера. Акустика серии Open Show предназначена для озвучивания открытых площадок? Тогда зачем производитель сделал низкую резонансною частоту , тяжелую подвижку и высокую добротность? из за высокой добротности музыкальным сабвуфер будет только в закрытом ящике, а чувствительность , наверное , низка для «концернтных» басовиков. ? И проясните , пожалуйста , еще вопрос :подобная техника не преднозначена для озвучивании салона автомобиля? ее назначение -работа на открытое пространство? есть ли примеры создания подобных аудиоустановок от профессиональных инсталляторов?
Владимир
Здравствуйте какая номинальная мощность в 4 ома у pioneer ts w3010pro