Когда у производителя серьёзных автомобильных аудиокомпонентов, не замеченного в легкомыслии, вдруг появляются сначала эстрадная, а потом «морская» и «спортивная» серии… То это не легкомыслие, а дальновидная политика. Акустика высокого разрешения — вещь полезная, но игнорировать запросы рынка — непозволительная в наше время роскошь. А сегодня основной запрос в Car Audio — чтобы «играло громко». Ну и качественно, по возможности, но в первую очередь — громко.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
В Интернете пишут, что Конфуций никому не советовал жить в эпоху перемен. Однако мы в неё вляпались на полном ходу и надолго. Меняется всё, меняемся мы — и Car Audio вместе с нами. Или мы с ним, сразу и не поймешь… Если ещё недавно «громко» и «качественно» были для динамиков взаимоисключающими понятиями, то теперь это вполне совмещается в одном изделии. Правда, разработчикам пришлось потрудиться и подойти к решению со всей серьёзностью. Впрочем, первое поколение акустики Hertz SPL Show появилось ещё в 2009 году, когда эту тему всерьёз мало кто рассматривал. И эти годы прошли не впустую, конструкция доведена до совершенства.
Да, это коаксиалы — но не простые. Характерная черта рассматриваемых динамиков — акустическое оформление тыльной стороны дополнительных излучателей. В большинстве коаксиальных и триаксиальных динамиков дизайнеры уделяют внимание лишь аккуратному внешнему виду этой стойки, а с нижней стороны висят провода, торчат конденсаторы и магнитные системы. Вся эта конструкция находится перед основным диффузором, и создаёт непредсказуемую дифракцию-интерференцию звуковых волн — с соответствующим влиянием на АЧХ и диаграмму направленности. В серии Herz Neo обращённая к диффузору часть стойки имеет гладкую обтекаемую форму, что положительным образом влияет на звучание.
КОНСТРУКЦИЯ
В конструкции Hertz SX 165 Neo приняты меры для получения высокой чувствительности, и прежде всего — лёгкий целлюлозный диффузор. Но это неизбежно приводит к повышению частоты резонанса, такова физика. Отчасти исправляет положение «мягкий» двухволновой текстильный подвес, поэтому заявленная частота резонанса не слишком высока.
Конструкция динамика может показаться традиционной лишь на первый взгляд, есть ряд незаметных, но весьма существенных мелочей, отличающих динамики от массовой продукции. Преджде всего — защищённая от влаги и мусора звуковая катушка, это позволяет применять динамики и на водной, и на мототехнике.
Что видно сразу — это защищённый кольцевым гофром зазор неодимовой магнитной системы и плёночный фильтрующий конденсатор 4,7 мкФ. Остальное лучше изучить на разрезе
Крупный твитер с полипропиленовым диффузором W-профиля, диаметр его звуковой катушки — 28 мм. Под куполом размещён пористый демпфирующий материал. Магнитная система основного излучателя — с кольцевым неодимовым магнитом, диаметр звуковой катушки 38 мм, что не характерно для динамиков такого калибра. Результат — повышенное значение силового фактора и невысокая электрическая добротность
Монтажные размеры стандартные, твитер выступает за переднюю плоскость фланца на 6 мм
Конструкция Hertz SX 690 Neo аналогична, но для обеспечения увеличенного линейного хода подвес диффузора традиционный — резиновый. Пардон, бутилкаучуковый. Кстати, на некоторых моделях Harley Davidson задние штатные динамики как раз овальные и для них выпускают наборы нескромной стоимости, так что Hertz SX 690 Neo здесь вне конкуренции.
Здесь также применена защита магнитного зазора, но дополнительных излучателей уже два и элементы фильтра скрыты стойкой
Твитер и супертвитер с куполами из тетолона, диаметром 25 и 20 мм соответственно. Частоты среза фильтров 1 порядка — 4 кГц и 10 кГц. Диаметр звуковой катушки основного излучателя — 38 мм
Монтажные размеры стандартные, твитеры выступают за посадочную плоскость фланца на 8 мм, для защиты предлагается опциональная овальная сетка
ИЗМЕРЕНИЯ
Изделия сегодня принципиально разные, поэтому никаких параллелей и сравнений, сначала полный тест SX 165 Neo, потом — SX 690 Neo.
Узкий высокий резонансный пик — это высокая механическая добротность, непременная спутница высокой чувствительности наряду с повышенной частотой резонанса. Рост импеданса основного излучателя нивелируется невысоким импедансом твитера
Hertz SX 165 Neo
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Мощность, номинальая/пиковая, Вт | 100/200 | — |
Полоса воспроизводимых частот, Гц | 100 — 20000 | 80 — 22000* |
RE, Ом | 3,3 | 3,3 |
FS, Гц | 110 | 111,7 |
VAS, л | 4,9 | 3,45 |
QTS | 0,64 | 0,54 |
QMS | 9,7 | 6,9 |
QES | 0,68 | 0,58 |
B×l, Тл*м | 5,83 | 6,12 |
SPL, дБ/вт/м | 96,5 (2,83 В — ) | 91,5 |
MMS, г | 10,14 | 8,86 |
Xmax, мм | 1,5 | — |
* Технический предел измерительного комплекса
Совпадение с заявкой хорошее, отклонения не принципиальны. Механическая добротность высокая, но не безграничная. Электрическая — наоборот, немного снижена (магнита положили от души). Полная добротность в результате до заявки не дотянула, но осталась в допустимом диапазоне. Интересно другое: подвижная система легче, подвес более жёсткий — а частота резонанса практически не изменилась. Измеренная чувствительность даже с учётом отличающейся методики измерений оказалась ниже заявки (ага, мощность при 2,83 В в 2,4 раза выше) К тому же есть подозрение, что маркетологи при этом с вожделением поглядывали на участок 3-4 кГц.
По нашим измерениям получилось примерно то же, что и в фирменной документации (там 0 и 45 градусов). До 30 градусов направленность излучения выражена слабо, но бонусом к дисперсии идёт повышенная неравномерность АЧХ. Интересно, что «спицы», фиксирующие фазовыравнивающее тело, на диаграмму направленности практически не повлияли — поэтому специально ориентировать динамик не обязательно
А теперь — Горбатый! могучий.
Механическая добротность здесь умеренная — пик «ни низок, ни высок, в меру широк». Второй горб на характеристике — это разделительные фильтры дополнительных излучателей
Hertz SX 690 Neo
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Мощность, номинальая/пиковая, Вт | 130/260 | — |
Полоса воспроизводимых частот, Гц | 65 — 24000 | 60 — 22000* |
RE, Ом | 3,0 | 3,0 |
FS, Гц | 65 | 72,7 |
VAS, л | 11,3 | 10,55 |
QTS | 0,62 | 0,73 |
QMS | 2,9 | 3,08 |
QES | 0,78 | 0,96 |
B×l, Тл*м | 7,67 | 6,67 |
SPL, дБ/вт/м | 94 (2,83 В) | 88,3 |
MMS, г | 36,1 | 31,2 |
Xmax, мм | 5,5 | — |
* Технический предел измерительного комплекса
Здесь облегченный диффузор и центрирующая шайба «чуть жёстче обычного» привели к заметному росту частоты резонанса. Не исключено что через несколько десятков часов работы результат станет ближе к заявке. Отклонения по добротностям не драматичные, а полная добротность просто идеальна для установки в заднюю полку. Чувствительность — как и в предыдущем примере, увеличение мощности в 2,7 раза — это поправка почти на 5 дБ.
Для эллиптических динамиков мы снимаем диаграмму направленности в плоскости двух осей эллипса. Из-за мостика «танцы» кривых в ближнем поле неизбежны — но особой драмы нет, при установке в заднюю полку добавятся ещё отражения от стекла и это будет совсем другая история…
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
При прослушивании были насколько возможно имитированы условия работы динамиков — под углом и с отражениями. Звучание SX 165 Neo яркое, несколько легковесное из-за «проваленного» баса, но тут его неплохо дополняет сочное и мощное звучание SX 690 Neo. Оба динамика отличаются хорошей проработкой середины и вокала. Детальность хорошая, перегрузочная способность тоже — даже при солидной подводимой мощности заметных искажений не было.
МЁД & ДЁГОТЬ
Отважное решение — сделать громкие и при этом технически совершенные коаксиалы, оказалось довольно удачным. Звучание динамиков не только громкое, но и «чистое», вполне соответствующее критериям целевой аудитории. Дополнительный плюс — благодаря неодимовым магнитам динамики примерно вполовину легче однокалиберных с ферритовыми, для сборки массивов — лучше не придумать.
Цена вопроса:
Hertz SX 165 Neo: 13 700 руб.
Hertz SX 690 Neo: 19 500 руб.
A PROPOS
2 Comments
Иван
Уважаемые господа представители тестовой лаборатории. Почему бы вам всю мидбасовую автоакустику не тестировать в подготовленной среднестатистической автомобильной двери? То что вы тестируете в идеальных условиях(закрытый ящик и тд) нам мало что говорит. Что в вашем ящике хорошо звучит может совсем не хорошо звучать даже в подготовленной двери. В результате мы покупаем акустику по вашим рекомендациям и часто получаем совершенно разочаровывающий результат.
Ну купите на разборке пару дверей а в идеале среднюю машину,устанавливайте туда компоненты и тестируйте это дело в реальных условиях.
Железный ШИХМАН
Объём нашего тестового бокса — 30 литров, вполне соответствует средней двери. Приобретение автомобиля или даже дверцы не предусмотрено бюджетом редакции. Автомобиль не вписывается в имеющееся помещение, а измерительная аппаратура — в автомобиль. Мы ведь не «Айфоном» измеряем.