Эксперты ожидают рост продаж новых автомобилей в мае
Эксперты РГС Банка (банк для автомобилистов) и банка «Открытие» проанализировали динамику рынка продаж новых автомобилей в марте и I квартале 2022 года. Остановка заводов и новых поставок машин в первый весенний месяц заставили дилеров кратно сокращать продажи и делать акцент на выживании бизнеса. К концу I полугодия в 2022 году может быть продано порядка 460-490 тысяч новых автомобилей по сравнению с 871 тысячей за аналогичный период прошлого года. Рост продаж относительно последних месяцев, скорее всего, начнется в мае, когда будут налажены поставки ряда марок, прежде всего китайских брендов, и найдено решение по импортозамещению комплектующих для локализованных производств. Подстегнуть покупательский спрос также может снижение ставок по автокредитам.
В марте в России было продано 55 129 новых автомобилей (на 63% меньше, чем в марте 2021 года) – это самый низкий результат для первого месяца весны за все время наблюдения за современным авторитейлом России. По итогам первого квартала 2022 года продано (включая продажи BMW, Mercedes-Benz и Mini) 277,3 тысячи новых автомобилей, на 28% меньше, чем в первом квартале 2021 года. Рынок падает 9-й месяц подряд. Пока резко выросшие цены не спешат понижать ни дистрибьюторы, ни дилеры, конечная стоимость многих машин по-прежнему превышает возможности большинства покупателей.
При этом в течение марта можно было наблюдать две основные тенденции. В первой декаде был резкий всплеск спроса, когда на фоне рекордного падения курса рубля люди стремились вложиться в «железо», заводы один за другим декларировали остановку, а дистрибьюторы – заморозку поставок. Во второй декаде марта, когда больше половины продавцов многих дилерских центров были отправлены в отпуск, продажи практически остановились. Все эти процессы негативно отразились на объемах бизнеса большинства марок. Снижение продаж зафиксировано по 39 из 45 брендов.
По итогам марта первое место в рейтинге продаж на российском рынке сохранила Lada, но и она закрыла месяц с результатом в 12,3 тысячи автомобилей, что на 21,5 тысячи штук или на 64% меньше, чем в марте 2021-го. За первый квартал продажи АвтоВАЗа упали до 52,7 тысячи автомобилей или на 37%. При этом сильнее всего у АвтоВАЗа сократилась реализация Lada Granta: в марте 2022 года покупателям смогли продать лишь 3 433 а/м, в 3,7 раза меньше, чем в марте 2021 года. В то же время именно Granta, а также Lada Niva (продано 2 896 а/м, -52%) могут помочь поднять продажи бренду в будущем, так как именно для них исторически локализовано наибольшее число комплектующих.
Kia сохраняет за собой первое место среди иномарок и второе в абсолютном зачете брендов, несмотря на 6 336 а/м или «минус» 68%. При этом бестселлер марки не изменился – это Rio. В марте этот автомобиль разошелся тиражом 2,9 тысячи «штук» (-64%). А по результатам квартала (17 017 а/м) именно Rio стала самой продаваемой моделью в абсолюте.
Тройку брендов-лидеров традиционно замыкает Hyundai (4 909 проданных автомобилей, падение на 68%). По седанам Solaris за март состоялось 1,7 тысячи продаж, в 3,6 раза меньше, чем в марте 2021 года. Кроссоверов Creta реализовали 1 563 а/м – аж в 4,4 раза меньше. Удивил у Hyundai лишь вседорожник Tucson –734 а/м. На фоне того, что год назад покупателей нашли лишь 167 машин этой модели, это означает рост в 4,4 раза. Нашлись щедрые запасы на складах. Остальные модели Hyundai по-прежнему не попадают в топ-25 наиболее популярных.
Компания Renault вошла в квартет лучших по продажам марок, в марте 2022 года дилеры отчитались о 4 072 сделках (-65%). Как и все западные компании, французы оказались не готовы нести риски, прежде всего, в части имиджа. Прочие иностранные бренды, составившие десятку лидеров, показали не менее удручающие результаты: Volkswagen (2,4 тысячи а/м, -74%), Skoda (2,8 тысячи а/м, -71%). Лишь с немногим менее значительным падением март закончила Toyota (3,2 тысячи а/м, -69%). Nissan декларировал продажи в 2,7 тысячи а/м (-53%). В целом о падении отчиталось 39 марок. И лишь шесть – Exeed, Isuzu, Chevrolet, DFM, Great Wall и Hino – о росте. Но в целом эта «шестерка» реализовала менее 800 автомобилей. Рост обеспечен низкой базой или даже отсутствием продаж прошлого периода.
В более-менее выгодной ситуации оказались разве что «китайцы». Хотя и здесь бизнес в основном в марте сжимался, разве что чаще не такими резкими темпами, как у брендов из других стран. Лучше других чайна-марок в марте «выступили» на рынке дилеры компании Haval: реализовали 1 573 автомобилей (- 44%). На второе место вышла компания Geely: ее продажи за март составили 1 492 новых а/м (-14%). Бестселлером марки неожиданно стал самый дорогой в модельной гамме кроссовер Tugella (553 автомобилей, рост в 6,8 раза), его доставляют из Китая. Лидировавший прежде паркетник Coolray откровенно «провалился» – 497 а/м (-66%). Сборка этой модели ведется в Белоруссии, и у нее есть проблемы с поставками комплектующих. Родственные друг другу бренды Chery и Exeed продали примерно по полтысячи новых автомобилей каждый.
Увеличивающийся спрос на китайские машины в России объясняется их более доступной ценой при растущем качестве. При этом у китайских автопроизводителей лучше многих западных компаний получается справиться с дефицитом чипов и обеспечить бесперебойные поставки на российский рынок. Одновременно компании из КНР проводят более жесткую политику в отношении своих официальных дилеров, не позволяя им осуществлять избыточные наценки на автомобили в салонах. В целом «китайцы» находятся сейчас едва ли не в самой выгодной ситуации среди всех представленных у нас брендов. Но немало «китайцев» успели отметиться очень серьезным (иногда до 60% за I квартал) ростом цен. Машины, закупленные дилерами по тем прайс-листам, когда за доллар просили выше 130 рублей, еще долго не будут продавать сколько-нибудь дешево.
Ключевые представители премиальных брендов по-прежнему официально рассказывают о своих продажах только в разрезе квартала. На первом месте остался BMW (8 414 а/м; -23% за квартал). Mercedes-Benz реализовал 6 919 легковых машин, -39%. Все остальные а/м класса премиум в «штуках» традиционно показывают существенно более скромные результаты. Так, Audi (2,4 тысячи а/м; — 43%) с трудом, но обогнал Lexus (1,7 тысячи; — 67%). При этом продажи обеих марок отмечались двузначным снижением и в январе, и в феврале текущего года. Volvo (1 519 а/м) потеряла 16% сбыта, Porsche (1 135 а/м) лишился 30% покупателей. Практически без машин, распродав остатки, оказались и дилеры Land Rover (980 а/м за квартал, -39%). В текущем году ждать новых поставок от Великобритании, которая особенно рьяно протестует против внешней политики России, точно не стоит. В свою очередь Genesis, Mini, Infiniti и Cadillac продолжали у нас продавать досадно мало автомобилей – в среднем от 200 до 500 «штук» за квартал. И их рост или падение почти незаметны в масштабах рынка.
Главным фактором для стабилизации авторынка может стать относительная нормализация внешнеполитического фона. Однако пока о сроках окончания напряженности говорить сложно. Так или иначе, апрель 2022 года может оказаться близок к антирекорду продаж (прежний антирекорд апреля был установлен в 2020 году).
В первом полугодии 2022 года скорее всего будет реализовано 460-490 тысяч новых автомобилей. И это при условии, что в мае-июне «китайцы» смогут нормализовать поставки машин и комплектующих, продажи АвтоВАЗа останутся хотя бы на уровне нынешних значений, а у корейцев – подрастут до 8-10 тысяч автомобилей в месяц. Предпосылок для такого прогноза немало. В апреле как минимум три недели не будет собирать машины АвтоВАЗ, персонал отправлен в корпоративный отпуск. Кроме того, еще в марте в Тольятти объявили, что перестают принимать заказы от дилеров на май – не решены вопросы локализации комплектующих. У Kia и Hyundai остаются острые проблемы логистики для полноценной работы производств на «Автоторе» и на заводе под Санкт-Петербургом. Российские заводы Renault, Nissan и Toyota пока тоже не объявляли, что готовы возобновить сборку. Разве что в Калуге будто бы ищут другие пути поставок деталей для Skoda и Volkswagen, не через Польшу, а, например, через Турцию. Но и здесь по информации на начало апреля не ждали запуска производства в первой половине года.
Автомобили всех премиальных марок из тех, что были завезены в первые месяцы текущего года, выставлены в шоу-румах по заоблачным ценам. Продавать их будут, похоже, так, как раньше продавали машины класса «люкс» – в лучшем случае по нескольку десятков «штук» в месяц. И, наконец, даже надежды на «китайцев» оправдываются пока далеко не в полной мере. Более-менее серьезный рост бизнеса марок этой страны мы скорее всего увидим не раньше мая текущего года, когда логистике для поставок из Азии в Россию, возможно, удастся обойти санкции.
Рост спроса на автомобили с пробегом
За счет укрепления российской валюты и снижения повышенного клиентского спроса в России на второй неделе апреля начали постепенно снижаться цены на автомобили – в особенности на подержанные. Все, кто планировал покупку машины с целью вложить накопленные деньги, уже это сделали, оставшаяся часть потенциальных покупателей уже не может себе позволить потратить запрашиваемую сумму, и продавцы вынуждены постепенно снижать цены.
- Аналитик по подбору машин Кирилл Чернов утверждает, что большинство продавцов на вторичном рынке уже сбавили цены на машины от 20 до 40%.
- Сергей Целиков из аналитического агентства «Автостат» согласен, что цена автомобилей со вторичного рынка будет снижаться. Он также добавил, что если рубль сможет удержать свои позиции на длительный срок, то цены могут быть скорректированы в пользу автолюбителей, но на большое снижение надеяться не приходится.
- Автоаналитик и член «Союза автоэкспертов и оценщиков» Виталий Пуняков уточнил, что шансы на снижение цен автомобилей считаются неплохими. Но это будет длительный процесс, поскольку рынок подержанных автомобилей «инертен» и не связан к курсам валют.
В условиях резкого сокращения предложения на рынке новых автомобилей и роста цен, машины в возрасте до 3 лет становятся прямой альтернативой новым. Чем ниже стоимость автомобиля, тем заметнее растет интерес со стороны российских покупателей. Наиболее заметный рост интереса покупателей на авторынке наблюдается в сегментах до 1 млн. рублей. Так, например, в период с 15 по 29 марта спрос на автомобили стоимостью до 500 000 рублей вырос на 38%, а интерес покупателей к сегменту автомобилей стоимостью от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей увеличился на 34%.
Отмечается также возрастание спроса на автомобили премиум-класса с пробегом, хотя и с меньшими темпами. Так, по данным экспертов «Авито Авто» в I квартале 2022 года спрос на такие автомобили в среднем по России вырос на 22,8% по сравнению аналогичным периодом прошлого года, при этом средняя цена таких авто выросла на 43,6% и достигла 4,937 млн. рублей. В Нижегородской области спрос вырос на 35,8%, средняя цена выросла на 36% и составила 4,725 млн. рублей.
Самыми востребованными среди премиум-моделей оказались автомобили Mercedes-Benz E-класса. Второе место занимает BMW 5 серии, третье — BMW 3 серии. Пятерку лидеров замыкают Lexus RX и BMW X5. Наибольший спрос на такие автомобили показывают Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Татарстан и Ростовская область.
Возможные последствия для рынка aftermarket
Растёт спрос на автомобили с пробегом и в США, хотя и по другой причине. Всплеск вызван нехваткой новых автомобилей из-за продолжающегося дефицита чипов и ростом цен у дилеров. Цены на подержанные автомобили сейчас на 28 процентов выше, чем год назад, при средней цене продажи более 28 тысяч долларов.
В этих условиях американские дилеры car audio наблюдают увеличение спроса на аппаратуру и дополнительное оборудование. По оценкам ряда установочных студий богатых штатов Восточного побережья от 10 до 15 процентов клиентов – это те, кто на данный момент не смог купить новый автомобиль и вместо этого хотят обновить аудио и другие функции. По оценкам ритейлера из Северной Каролины (где народ победнее), уже до 75 процентов его клиентов не смогли купить автомобиль из-за высокой цены или низкой доступности и обращаются к вторичному рынку за обновлениями.
Несмотря на то, что спрос на автомобили с пробегом в России и США вызван разными причинами, последствия для индустрии car audio должны быть сходными – естественно, с поправкой на российскую специфику. Вслед за ростом продаж автомобилей с пробегом можно с уверенностью прогнозировать рост спроса на аппаратуру aftermarket, прежде всего – в нижнем и среднем ценовом сегменте.
Хотя A-бренды и не объявляли напрямую о своём уходе с рынка России, из-за вызванных санкциями проблем с логистикой и оплатой запланированные поставки задерживаются как минимум до середины лета, а имеющиеся складские запасы в основном распроданы, несмотря на значительно выросшие цены. В сложившихся условиях у локальных брендов (происходящих в основном из ЮВА) возникает фора, которой они не преминут воспользоваться. Впрочем, делать какие-либо долгосрочные прогнозы в стремительно меняющейся обстановке невозможно.
Обзор подготовлен по материалам РГС Банка, банка «Открытие», «Авито Авто», CE Outlook.