Легенда о японских производителях, вдохновлённых «маленькими хитростями» из журнала «Наука и жизнь», знакома чуть менее, чем всем. И, как во всякой легенде, немалая доля правды в этом есть. Голь на выдумки хитра, и в условиях тотального дефицита смекалка работала на всю катушку. Из безумных идей и неожиданных подручных материалов рождались необходимые инструменты и приспособления. К тому же были и другие технические журналы, и их тоже читали за рубежом – нередко с пользой для себя.
У дополнительных динамиков в подголовниках автомобилей (Mazda MX-5, Nissan Juke и др.) тоже можно найти истоки в России, точнее – в СССР. Хоть сегодня и первое апреля, но я серьёзно, это не про «родину слонов», всё лежит на поверхности. В майском номере журнала «Радио» за 1984 год была опубликована заметка С. Панихидина «Стационарные стереотелефоны». Цитировать статью и описывать конструкцию я не буду – достаточно рисунка.
Когда невозможно купить стереонаушники – и не такое придумаешь
Конструкция, естественно, предлагалась для «домашнего употребления», в условиях отсутствия подходящих динамиков автор использовал самодельные коаксиальные громкоговорители на базе широкополосных головок 3ГД38Е, пищалок 3ГД2 и пластиковых мисок, поэтому габариты устройства получились внушительными.
На рубеже веков, когда процессоров ещё не было, а правильной и симмметричной звуковой сцены уже хотелось, этот журнал попался мне на глаза (вот и верь после этого в случайности). Естественно, в автомобиле такие «лопухи» будут затруднять боковой обзор, но главное – идея!
Если поручить индивидуальной акустической системе воспроизведение только средних и высоких частот в полосе выше 300—400 Гц, можно использовать малогабаритные динамические головки диаметром 5—8 см, а это уже вполне приемлемо. Воспроизведение низкочастотного участка диапазона обеспечат отдельные низкочастотные громкоговорители, на звуковую сцену это не повлияет. Более того, установленные у подголовников излучатели сформируют идеально симметричную звуковую сцену для каждого слушателя. При традиционном расположении динамиков такой результат принципиально невозможен даже с процессором.
Проведённые подручными средствами эксперименты превзошли все ожидания – идеальную звуковую сцену можно было получить в любой точке салона, я даже написал тогда статью в журнал «Мастер 12 вольт», но она прошла незамеченной. Или всё же её заметили? До сих пор гадаю…
2 Comments
Артем
Здравствуйте!
Ныне где-нибудь можно найти ту статью из «Мастер 12 вольт»?
Железный ШИХМАН
Артём, рукописи не горят 🙂 Напишите мне iron.shikhman(ГАВ)yandex.ru — вышлю.