В линейке компонентов бренда AMP пополнение — Hi-Res плеер HRP. Он подключается непосредственно к усилителю/процессору Panacea и помимо основной задачи выполняет также роль пульта управления. Модуль сопряжения (black box) HRPB позволяет использовать плеер в связке с усилителем или процессором другой марки. Он снабжён аналоговым, оптическим и коаксиальным выходами, в составе имеется модуль Bluetooth с поддержкой APTX HD.
ЧЁРНЫЕ КУБИКИ
Black Box — по-русски «чёрный ящик». В физике «чёрным ящиком» называют обычно непонятное устройство с понятным алгоритмом: подаём на вход «вот это», на выходе получаем «вот то». У авиаторов ещё проще — это аварийный самописец, по которому иногда удаётся восстановить картину катастрофы. В данном случае название не совсем корректно — никто ничего не записывает, устройство доступно для изучения — и ящик тут рядом не лежал. Скорее, это кубики, из которых можно сложить аудиосистемы разной структуры.
На фото в заголовке показан плеер в его основной конфигурации — с усилителем Panacea. Усилитель уже побывал в нашей лаборатории, все подробности можно найти по ссылке в конце материала. Напомню кратко только основные моменты:
PANACEA DA-80.6DSP объединяет шестиканальный усилитель класса D и восьмиканальный цифровой процессор. Шесть из восьми каналов процессора работают каждый со своим каналом усиления, два оставшихся подают сигнал на линейные выходы, их назначение определяется выбранной конфигурацией. И если в третьей версии была полностью переработана процессорная часть, то в четвёртой (именно она сейчас на лабораторном столе) переделана вся усилительная часть. Теперь тут живут чипы Infinion, самоосцилирующий класс D. Он сочетает эффективность класса D со звучанием лучших представителей традиционного AB.
Кроме трёх пар линейных входов и входов высокого уровня с возможностью автовключения предусмотрен оптический вход S/PDIF, «компьютерный» разъём PS/2, к которому подключается блок дистанционного управления или плеер HRP, а также стандартный USB для настройки с компьютера. Линейный выход предназначен для подключения усилителя сабвуфера, отдельный разъём — для подключения опционального модуля Bluetooth
Все обычные функции пульта тут имеются — громкость, уровень саба, выбор пресетов и источников. Но к этому добавилась возможность воспроизведения файлов Hi-Res с USB-накопителей. В связке с «Панацеей» плеер передаёт в процессор усилителя звук в формате SPDIF плюс служебные сигналы. В автономном режиме всё это попадает в black box (вот и буковка “B” в обозначении модуля сопряжения расшифровалась).
Пульт выполнен в прочном алюминиевом корпусе, в комплект входит монтажный кронштейн
Управление несложное. Кнопка S переключает источники звука, кнопка M открывает папку с файлами, нажатие и поворот энкодера позволяют выбрать нужную папку/трек. Стрелки — перемещение по трекам. Простой поворот энкодера — регулировка громкости, стрелки позволяют перейти к уровню сабвуфера. Длительное нажатие на кнопку M — переход к выбору пресета.
Длина кабеля пульта — три с небольшим метра, он снабжён разъёмом PS/2 для подключения к AMP Panacea или «чёрной коробочке» HRPB. Питание на плеер подаётся по этому же кабелю
HRPB и HRP. Всё “black”, что с “B”, что без…
Габариты «чёрного ящичка» невелики — 98 х 75 х 35 мм без учёта выступающих RCA
На торцах размещены гнёзда аналогового входа и выхода, цифровой коаксиальный и оптический выход, разъёмы подключения питания и плеера
А что внутри? Звуковой процессор ADAU1452 (до 192 кГц / 24 бит), он регулирует «в цифре» не только громкость — в автономном режиме появляется регулировка уровня низких частот, по-прежнему обозначенная как уровень сабвуфера. Цифровой сигнал подаётся на два выхода — коаксиальный и оптический, а также на ЦАП ES9023 (до 192 кГц / 24 бит, выход 2 В RMS). Лаконичная инструкция не даёт никаких сведений о разрешении выходного цифрового сигнала, выяснить это косвенными методами не удалось.
ИЗМЕРЕНИЯ
Наибольший интерес для измерений представила связка HDP+HDPB — именно «чёрный ящик» делает плеер универсальным, способным работать в системе с любой структурой, не только с усилителями AMP.
Измерения с комплексом CLIO проведены с аналоговых входов и выходов, поскольку только в этом режиме обеспечивается синхронная обработка данных. Естественно, аналоговый сигнал в недрах HRPB преобразуется в цифровую форму — регулировки производятся «в цифре». Затем сигнал поступает на цифровой и аналоговый выходы.
Преобразование «в цифру» и обратно занимает порядка 1,5 миллисекунд — точное значение зависит от установленного уровня НЧ, это уже процессорная обработка
В автономном режиме регулировка уровня сабвуфера заменяется узкополосной регулировкой НЧ с центральной частотой 45 Гц. Реализовано грамотно, центральная частота не плавает, уровень регулируется в диапазоне +/- 11 дБ ступенями 1,5-2 дБ.
АЧХ идеально гладкая, нижняя граница диапазона составляет по 20 Гц уровню -1 дБ и 10 Гц по уровню -6 дБ. Верхняя граница — 20 кГц по уровню -1 дБ и 22 кГц по уровню -10 дБ
Следующий вопрос — чувствительность и уровень гармонических искажений. Хотя аналоговый вход дополнительный, но он понадобится для сопряжения со штатной аудиосистемой, и знать его перегрузочную способность полезно.
С учётом двух преобразований искажения умеренные, а по меркам классического Hi-Fi так и просто маленькие. Рост искажений ниже 30 Гц — оборотная сторона спада АЧХ
Интермодуляционные искажения весьма низкие, обнаружены только два комбинационных тона с уровнем примерно 0,15%, составляющие высших порядков практически незаметны
По результатам измерений оптимальное входное напряжение лежит в диапазоне 0,5-1 В. При повышении входного напряжения до 1,5 В искажения достигают 0,5-1%, на 2,0 В наступает клиппирование. Кроме того, через аналоговые входы могут поступать и помехи от работы бортовой электроники. Поэтому при сопряжении со штатными системами по высокому уровню необходимо хорошее согласование — лучше всего использовать конвертор с гальванической развязкой и возможностью регулировки выходного напряжения.
К цифровому тракту вопросов нет — заявленный диапазон воспроизводимых частот 5 Гц — 30 кГц пришлось подтверждать косвенными методами, CLIO не умеет работать с «чистой цифрой». Зато с ней отлично поработала домашняя аппаратура — прослушивание велось и с цифровыми, и с аналоговыми источниками, с аналогового и цифрового выходов.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
При включении появляется заставка, которая через несколько секунд сменяется главным меню — списком источников сигнала. Если установлена флешка, проводится анализ содержимого — на это время заставка задерживается
Поворот энкодера вызывает к жизни меню уровней. Для регулировки НЧ («типа сабвуфер») нужно после поворота энкодера нажать стрелку влево или вправо. Горизонтальная АЧХ — в шестой позиции
HRP прочитал и традиционный MP3, и аудио MPEG4, и FLAC, и WAV в разрешениях вплоть до 192 кГц / 24 бит. Bluetooth тоже сросся без проблем. Все варианты я приводить не буду — каждый кадр давался с боем (то блик на экране, то экспозиция не та, отобрал самые лучшие)
Плеер понимает флешки только в формате FAT32, это в инструкции не отражено — но нужно иметь в виду. Файлы с разрешением 32 бит плеер урезает до 24 — видимо, просто отбрасывая младшие биты. Не понравился ему и WAVE весом 2 ГБ (96 кГц / 32 бит) — слишком тяжёл, превосходит возможности встроенной памяти для обработки. Плеер его видит, но игнорирует. Воспроизведение DSD не проверял по причине отсутствия оных в моей фонотеке. Впрочем, до меня это проверил Антон Николаев — DSD128 читается, но с переводом в PCM.
Перемотки по треку нет, для музыки это не существенно, а вот для аудиокниг в «длинном» формате (без разбивки на главы) неудобно. Правда, при выключении плеер запоминает трек (но не точку останова), и при следующем включении воспроизведение пойдёт с начала этого трека. Сигнал на выходах при включении мьютируется на 5 секунд, это предотвратит щелчки и помехи. Управляющий выход Rem out ведёт себя аналогично, сигнал на нём появляется с небольшой задержкой.
Звучание на первом этапе проверялось в домашней Hi-Fi системе как в аналоге, так и в цифре. В роли внешнего ЦАП выступил MD-рекордер Onkyo MD-105 с оптическим входом. К сожалению, его возможности ограничены 16 бит / 48 кГц, поэтому Hi-Res он «урезал» до 16 бит, а высокую частоту дискретизации «понял, как смог».
Естественно, на Hi-Res уверенно вышел вперёд black box — «тонкие» моменты у него проработаны лучше. Но на форматах обычного разрешения какой-то существенной разницы между разными ЦАП уловить не удалось. Всё нормально со звучанием, можно получать удовольствие, HRPB своё дело знает.
На втором этапе применялась связка плеера и усилителя Panacea DA-80.6DSP — та самая, что на фото в заголовке. Все настройки процессора были отключены, усилитель использовался в широкополосном режиме. Результат великолепный, даже с обычной полочной акустикой. Представляю, что может получиться в настроенной многополосной системе.
МЁД И ДЁГОТЬ
Дёгодь уже весь израсходован, остался мёд. Его много — на любой вкус. Прежде всего, это прекрасная замена обычного пульта для «Панацеи». Не нужен отдельный аудиофильский плеер, нет лишних коммуникаций. Если плеер будет использоваться совместно с процессором другого производителя — тоже прекрасный вариант, есть возможность подключения и по оптике, и по коаксиалу, и помимо регулировки громкости «в цифре» можно отрегулировать и уровень НЧ. Не совсем как напрямую рулить сабвуфером, но при соответствующей настройке фильтров фронта и саба результат будет аналогичным. Наконец, в беспроцессорной системе сигнал с аналоговых выходов мало чем уступит дорогим ЦАП, так что и этот вариант найдёт своих приверженцев. В вариантах с HRPB появляются дополнительные источники сигнала — Bluetooth с aptX HD и линейный вход AUX.
ЦЕНА ВОПРОСА
HRP: 24 900 руб.
HRPB: 12 900 руб.
Panacea DA-80.6DSP: 49 900 руб.
A PROPOS
Тест усилителя с процессором PANACEA DA-80.6DSP v3