В редакционной лаборатории очередной процессорный усилитель российского бренда AMP. Компактный 8-канальный усилитель с 12-канальным процессором сосредоточил в себе немалую мощность и гибкую структуру тракта. Постоянное взаимодействие разработчиков с установочными центрами и тюнинг-ателье позволило учесть все ключевые потребности и создать продукт, способный удовлетворить требовательных любителей качественного звука в автомобиле.
Пиромания – расстройство поведения, выражающееся в неодолимом болезненном влечении к поджогам, а также в сильной увлечённости наблюдением за огнём. Пироманьяки устраивают пожары, чтобы вызвать эйфорию…
МАХМУД, ЗАЖИГАЙ!
Знаменитая фраза из «Белого солнца пустыни» вспомнилась сразу же, как только я увидел название усилителя. Правда, «Эйфория» появилась прежде «Пиромании», но в нашей психбольнице всё не как у людей. Четыре года назад я боялся даже представить, на что будет способна следующая модель и как её назовут… Накаркал, короче…
Усилитель и вправду может зажечь: в наличии не только восемь каналов усиления класса D с выходной мощностью по 80 Вт, но и полноценный 12-канальный звуковой процессор со всеми вариантами настройки. Восемь из двенадцати каналов процессора работают каждый со своим каналом усиления, четыре оставшихся подают сигнал на линейные выходы, их назначение определяется выбранной конфигурацией.
Компактные размеры позволяют установить этот усилитель в скрытых полостях автомобиля: ширина корпуса 260 мм, глубина – 155 мм, высота – всего 47 мм. Универсальные крепления позволяют выбрать наиболее удобный способ фиксации корпуса.
КОНСТРУКЦИЯ
Напомним, в усилителе 8 усилительных каналов и 12 каналов процессора. Поэтому начнём рассматривать конструкцию «изнутри». Для 1-6 каналов предусмотрены линейные и высокоуровневые входы, а для каналов 7-8 – только высокоуровневые. Выходы каналов 1-8 – мощные, для каналов 9-12 – линейные. Организацию сигнальной части удобно изучить по структурной схеме:
- ADSP21488 – 32/40-разрядный SHARC звуковой процессор от Analog Devices
- PCM3168A – 24-разрядный дельта-сигма 6-канальный АЦП / 8 канальный ЦАП от Texas Instruments
- AK4432 – 32-разрядный двухканальный ЦАП от Asahi Kasei
- OPA1612 – двухканальные звуковые ОУ (искажения на частоте 1 кГц 0,000015%)
- HJ4053A – коммутатор аудиосигналов
- SIT3232E – интерфейс RS232 для ДУ
Аналоговые сигналы входов 1-6 (линейные или высокоуровневые) через коммутаторы 4053 поступают на 6-канальный ЦАП, встроенный в PCM3168A, далее – на ADSP21488. У сигналов 7-8 входов высокого уровня свой, особый путь – они поступают на ЦАП, встроенный в ОЕМ-контроллер. Поскольку характеристики этого АЦП неизвестны, входы 7 и 8 лучше использовать для сигнала сабвуфера – мало ли что…
После звукового процессора пути сигналов разделяются: восемь основных каналов преобразуются в аналоговую форму всё в том же PCM3168A, а четыре дополнительных – в паре AK4432. Фильтры после ЦАП построены на шести двухканальных OPA1612 – как раз дюжина каналов. Четыре дополнительных идут на линейные выходы 9-11 каналов, а восемь основных – на усилители мощности.
Сигналы в цифровой форме поступают на звуковой процессор, минуя PCM3168A. При этом используются соответствующие интерфейсы – оптический, для BT-«свистка», для плеера HRP.
Усилитель выполнен в корпусе из алюминиевого профиля, вся коммутация находится на передней стенке корпуса. Помимо аналоговых входов и выходов линейного и высокого уровня есть также оптический вход, разъём для подключения пульта дистанционного управления или плеера HRP, опционального модуля Bluetooth и порт USB для настройки. При работе со входами высокого уровня можно использовать функцию автоматического включения по постоянной составляющей сигнала
Внутренняя компоновка усилителя – двухэтажная. Силовая плата (усилители, источник питания) прижата к корпусу-теплоотводу. Вторым этажом установлена сигнальная плата – звуковой процессор, ЦАПы, управление, интерфейсы…
На следующем фото – «звуковой» участок платы крупным планом.
Отмечены элементы, рассмотренные ранее на структурной схеме процессора
Монтаж аккуратный, разводка печатной платы грамотная, пути сигналов минимальны – для «цифры» это так же важно, как и для аналога. Благодаря SMD-компонентам монтаж получился компактным, несмотря на немалую сложность конструкции.
ИНТЕРФЕЙС
Настройка процессора производится с компьютера по USB, для оперативной регулировки (переключения входов, выбора пресета, регулировки уровня сабвуфера) можно использовать проводной пульт управления или плеер HRP (они в комплект не входят). В процессе настройки можно создать и сохранить в памяти процессора до 10 пресетов. А сохранить на компьютере — без счёта.
Софт разработан специально для этого усилителя, дружественный интерфейс учитывает все пожелания инсталляторов — в том числе, увеличен размер экрана, чтоб не напрягать зрение. Цветовое решение графики таково, что даже при ярком солнечном свете сохраняет видимость на экране ноутбука. Сама программа выполнена максимально просто — все основные регулировки находятся на одной странице, и нескольких вкладках. Есть возможность работы оффлайн, без усилителя — для тренировки или создания предварительно шаблона настройки, который затем только останется подрихтовать на месте. Процесс установки программы на компьютер не требует никаких специальных действий — скачиваем с сайта ampav.ru архив, распаковываем и запускаем экзешник. Настройки можно вызывать, сохранять или стирать из памяти устройства через вкладку Scene.
В составе процессора 31-полосный эквалайзер, фильтры Бесселя, Баттерворта и Линквитца-Райли с крутизной от 6 до 48 дБ/окт, блок временных задержек для всех каналов от 0 до 10 мс с шагом 0,01 мс, и маршрутизатор сигнала (роутер), направляющий входные сигналы на выбранные каналы усилителя. Таким способом можно осуществить сборку «располосованного» сигнала штатной аудиосистемы как по высокоуровневому входу (4 полосы), так и по RCA (3 полосы).
Первым делом нужно выбрать источник сигнала, для которого будет делаться маршрутизация и настройка входных уровней, затем вызвать роутер (вкладка Router)
Каждому входу соответствует свой участок панели роутера, остальные регулировки при этом недоступны. Сигнал с «оптики», «синего зуба» или плеера можно просто разбросать по каналам «влево-вправо». Здесь же назначаются каналы — от широкополосных до специализированных (ВЧ-СЧ-НЧ и сабвуфер, как на иллюстрации)
Для входов высокого уровня можно подать «располосованный» сигнал штатной системы на соответствующие каналы усиления, а их «сборку» – на линейные выходы
В зависимости от выбранного назначения каналов сразу же подгружаются типовые настройки фильтров, которые остаётся лишь уточнить по месту. К тому же это своеобразная защита СЧ и ВЧ динамиков от случайной перегрузки, чувствительность усилителя высокая и настраивать уровни сигнала нужно с осторожностью. Настройки каналов независимые, но их можно группировать для одновременной регулировки.
Можно выбрать общее усиление и индивидуальный уровень для каждого канала (с шагом 0,1 дБ), во всех каналах можно включить ФНЧ и ФВЧ вместе или по отдельности, точность установки частоты среза — 1 Гц, можно ввести в окошке любое значение от 20 Гц до 20 кГц. Набор значений крутизны фильтров — исчерпывающий (мягко говоря): от 6 до 48 дБ/окт, доступны все типы фильтров, кроме экзотического Чебышёва.
Временные задержки (вкладка Delay) по всем каналам устанавливаются графическим движком или вводятся в миллисекундах, для справки отображаются и сантиметры. Естественно, нужно считать расстояния от самого дальнего динамика (сабвуфера)
Все каналы усилителя работают с 31-полосным эквалайзером. У него два режима — графический (с фиксированными значениями частоты) и параметрический. Добротности эквалайзера — от 0,1 (нереально широкая полоса) до 126 (запредельно узкая полоса) с шагом 0,1. Стартовое значение — 3,3 для параметрического и 2,0 для графического эквалайзера. Диапазон регулировки симметричный, +/-12 дБ, есть режим обхода эквалайзера и быстрый сброс настроек «в ноль». Естественно, править АЧХ и тональный баланс нужно только после того, как сцена сведена задержками по всем каналам.
Для экономии «электронного места» приведём только общий результат суммарной работы фильтров и эквалайзера. АЧХ можно корректировать прямо «на глаз», перетаскивая мышкой точку на графике вверх-вниз и вправо—влево
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Для прослушивания использовался аналоговый вход первой пары каналов с отключенными настройками и плеер HRP с файлами Hi-Res. Акустика – напольные трёхполосные винтажные Tanberg TL-3520. В обоих случаях звучание спокойное, легкое и открытое, с отличным разрешением и детальностью. Стереопанорама широкая, глубина сцены передаётся правдоподобно, отличная микродинамика – особенно в случае цифрового источника. На знакомых до последней ноты композициях всплыли незаметные ранее детали. Макродинамика убедительная, атака в мидбасовом диапазоне упругая и осязаемая (ещё бы, десятидюймовые басовики дадут фору иным сабвуферам).
ИЗМЕРЕНИЯ
Публиковать все графики измерений АЧХ эквалайзера и фильтров смысла уже нет – точность установки 1 Гц и 0,1 дБ не требует подтверждения, что нарисовали – то и получили. В своё время, правда, по другому поводу, среди программистов даже была в ходу аббревиатура WYSIWYG (What You See Is What You Get). Боже, да я динозавр!
В этот раз ограничимся лишь одним графиком — заодно напомним отличительные особенности фильтров разных типов. При одинаковой крутизне скатов АЧХ фильтры Бесселя обеспечивают плавный перегиб и лучшие фазовые характеристики, а фильтры Линквитца-Райли — максимально гладкую АЧХ в зоне стыка полос. Фильтры Баттерворта — компромисс, золотая середина. И частота среза у Линквитца-Райли отсчитывается по уровню -6 дБ
Мощность усилителя заявлена высокая — 80 Вт на 4 Ом, 125 Вт на 2 Ом и 250 Вт мостом на 4 Ом. Наш источник питания на большие токи не рассчитан, поэтому одновременно можно было тестировать только один канал. При стандартном напряжении 14,4 В мощности даже немного превзошли заявку. Для тестов использовались аналоговые входы, Clio обеспечивает синхронный режим измерений только в такой конфигурации.
Выходной фильтр усилителя класса D всегда оптимизирован под определённое сопротивление нагрузки. Здесь видно, что нагрузка 2 Ом в этом усилителе применима только для каналов мидбаса или сабвуфера, появляется небольшой завал на ВЧ
Каналы 1-8 | Факт |
---|---|
Номинальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт | 85/125 |
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 10%), Вт | 102/155 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % |
0,015/0,012 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % |
0,01 |
Чувствительность, В | 0,3—4,0 |
В рабочем диапазоне мощностей (1-50 Вт) уровень искажений сохраняется примерно постоянным, причём заметно ниже заявленных 0,05%. Рост искажений на микромощностях имеется, но не криминальный
Искажения представлены преимущественно нечётными гармониками — третьей, пятой и седьмой. При увеличении мощности появляются и чётные гармоники, и к 10 Вт приближаются по уровню к нечётным, оставаясь при этом на уровне не более 0,015%
Интермодуляционные искажения незначительные, обнаружены лишь продукты первого и второго порядка. При повышении мощности интермодуляция предсказуемо выше, но остаётся в разумных пределах
МЁД & ДЁГОТЬ
Какие-либо минусы при первом знакомстве не обнаружены, да и при длительной эксплуатации вряд ли что вылезет – платформа отработана, и с каждой новой серией становится всё лучше. Аппарат – находка! Усилитель пригоден не только для апгрейда «штатки», но и для построения премиальных систем. Работа с современными источниками сигнала, широчайшие возможности настройки, достаточная мощность, допускается работа мостом. Звучание впечатляет и вдохновляет. Зажигает, короче.
Цена вопроса: 55 900 руб.
A PROPOS
Усилитель AMP DA-60.8DSP Euphoria
3 Comments
Сергей
На последнем фото в конце текста вижу кабели на питании в лучшем случае 2.5 квадрата.
Если так тестили прослушивали, это немного необычный подход..
Железный ШИХМАН
Кабель толщиной в палец нужен в машине — там длины метрами измеряются, и задействованы все каналы усилителя. На лабораторном стенде длина кабеля от источника питания до усилителя — менее 20 см, хватило бы и 1,5 мм².
1) На мощность тестируется ОДИН канал, максимальный потребляемый ток порядка 13 А (в пике!). Считаем:
сопротивление 20 см медного провода
Для 1,5мм² — 0,0038 Ом, падение напряжения 50 мВ.
Для 2,5 мм² — 0,0023 Ом, падения напряжения 30 мВ.
Влияние таких «потерь» на результат нужно изучать с микроскопом.
2) На фото — вариант с тестом звучания (то же питание, те же провода). Используются ДВА канала при мощности не более 30% от номинальной. Потребляемый ток в этом случае порядка 5-6 А.
Magnat
Может быть Tandberg? Так больше похоже 🙂
Про топологию платы. Как Вы определяете, что она грамотная? Кратчайший путь по верхнему слою или расположению компонента?
Так ведь плата не однослойная 🙂